Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

Материнские заметки
Кто в доме главный? Если верить популярной песенке «папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет», если верить глазам и ушам своим, оглядывая просторы многих знакомых домов, – то глава дома, пожалуй, чаще всего жена. И нередко муж совсем не против такого расклада. Меньше власти – меньше ответственности. Жена бывает главой семьи и тогда, когда декларируется, будто глава – муж. Это когда «жена – шея», куда захочу, туда голова и повернется.

Можно встретить такие семьи, в которых глава – действительно муж. Настоящий глава, мудрый руководитель, которого все домочадцы действительно уважают, которого любят, советам которого действительно хотят следовать. И еще бывают сказочные, драконьи, многоголовые семьи. В них головами пытаются быть одновременно бабушки, и жена, и дети. У бабушек опыта больше, а детям – все самое лучшее. Трудно определить, кто при таком раскладе важнее и громче.

Кто главный в доме? Почему, с какой стати – главный? Это вопрос не праздный. Это вопрос о том, зачем мы вместе. Почему, ради чего мы – семья.

Главный тот, кто денег больше зарабатывает? Логично. Это когда мы живем ради денег.

Главный тот, «на ком весь дом держится»? Тоже логично. Это когда чистый пол, горячий борщ и выглаженные рубашки, то есть «быт» и «комфорт» – то, ради чего мы живем.

http://www.pravoslavie.ru/96881.html

Подготовка к семейной жизни

К семейной жизни надо готовиться – это несомненно. Но при этом надо понимать, что никакие семинары, пособия, книжки (хотя я сам их пишу) не могут заменить того, что ребёнок получает в семье.  Именно там он запасается неосознанной подготовкой и опытом. Конечно, собираясь вступить в брак,  можно и к психологу сходить, и книжки почитать можно, и с умными людьми поговорить. Хорошо бы посмотреть, как живут в семьях, которые кажутся благополучными, функциональными, говоря языком психологии.

Кстати, в такие семьи девушки и юноши так или иначе «заглядывают»,  в гостях у знакомых видят такой семейный опыт, невольно набираются, присматриваются, – а как она к нему относится, а как он к ней, а как она ходит в магазин, а как он…  Это естественный процесс.

http://www.pravmir.ru/semeynyiy-stroy-ravnyays-smirno/

История появления образа

Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.

Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента.

http://foma.ru/ikonografiya-uspeniya-bozhej-materi.html

Здравствуй, дорогой мой брат, дорогая моя сестра!

Молюсь, чтобы у тебя всё было хорошо. Молюсь, чтобы в душе у тебя был мир и утешение. Молюсь, чтобы ты был личностью, постоянно развивающейся, чтобы был прилежным, то есть заботился о своей душе и молился Богу, да подаст тебе этот дар.


Как-то один человек сказал мне, что он так молится о своей душе: «Чтобы я преуспевал»:
— Я об этом молю Бога, — поведал он мне, — чтобы я преуспевал. Чтобы дни шли, а я продвигался вперед.
Как говорится в одной из молитв на Святой Литургии, да дарует нам Бог преуспеяние в жизни, вере и духовном благоразумии[1]. Чтобы мы продвигались вперед, чтобы становились зрелыми, чтобы обрабатывали свою душу. Чтобы были спокойными и довольными, тихими людьми, совершенными, завершенными личностями. Чтобы достигли того, о чем говорится в Священном Писании, — состояния мужа совершенна, меры полного возраста Христова совершенства (ср.: Еф. 4: 13).
Это трудно. Давайте покажу вам на одном отрицательном примере, что значит не быть таким человеком, такой развитой и уравновешенной личностью.
Нас устраивает компания других только потому, что мы не выносим компании собственного «я»
Как же мы радуемся, когда кто-нибудь скажет нам доброе слово, как мы хотим услышать что-нибудь хорошее от другого человека! И как часто нас устраивает компания других только потому, что мы не выносим собственной компании, то есть компании собственного «я»! Мы не можем сидеть одни, мы не можем найти в самих себе покоя и постоянно хотим утвердиться через других.
Нас охватывает эта стойкая неуверенность, это желание, чтобы другие придавали нам ценность: «Я чего-то стою, если ты улыбнешься мне; я чего-то стою, если ты заговоришь со мной; я чего-то стою, если ты возьмешь меня в свою компанию. Однако если ты этого не сделаешь, я ничего не стою». Христос хочет, чтобы мы преодолели это и достигли чувства полноты завершенной личности.
Не знаю, среди всего того, о чем ты думаешь, задумываешься ли ты об этом как о цели жизни. Другими словами, чтобы ты в данный момент ощущал такой покой в себе, что сидел бы дома один, гулял по улицам своего города, разглядывал, скажем, витрины, заглядывал в магазины, зашел в библиотеку, отправился куда-нибудь один и не ощущал бы одиночества. Чтобы ты ушел куда-нибудь, где нет людей, и был бы счастлив, чтобы ты чувствовал, что у тебя есть компания — компания собственного «я». Но только это не как нарциссизм, не как зацикленность на самом себе, когда ты считаешь себя чем-то крайне важным и не нуждающимся ни в ком больше, — не так презрительно и эгоистично по отношению к другим, а как ощущение полноты.
Я ощущаю полноту внутри себя. Я не получаю свою ценность от других. Моя ценность очень велика, ведь я несу на себе печать Божию, ведь во мне есть Его образ, Его благодать, душа, которую Он мне даровал, Его дыхание. Вот что придает мне ценность, а не то, что скажут обо мне другие, то есть если они меня заругают, то я уже ничто, а если превознесут до небес, то я чего-то стою.

http://www.pravoslavie.ru/96184.html

 

Что такое Успенский пост
Начинается этот пост с еще одного праздника — «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход». Успенский пост — это подготовка православных христиан к двум двунадесятым праздникам — Преображения Господня и Успения Божией Матери. Так называемые двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).

На Руси Успенский пост также называли Спасовка, Госпожинки, Оспожинки, Спожинки.

http://foma.ru/14-28-avgusta-2013-uspenskij-post.html

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика "Вопрос священнику". Каждый читатель может задать вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом.

Недавно к нам пришло такое письмо:
«Подскажите, кому молиться от страсти гнева? Все бы хорошо, но в порыве могу ударить ребенка за любой каприз. Ему нет еще и года. Ударю, потом плачу, корю себя и все по новой. Спрашивала у священника, но мне на это сказали: это нехорошо по христианским меркам, и по человеческим. И на этом всё. Все это я прекрасно понимаю. И не знаю, как справиться с собой. Боюсь, если обращусь к психиатру, она сообщит в органы опеки, они к нам уже приходили с проверкой по другому поводу. Подскажите, как укротить эту страсть, сама я не в силах. И не с кем ребенка оставить. Муж нескоро с вахты приедет».
В нашей рубрике мы уже ответили на вопрос читательницы, но так как тема действительно непростая, мы решили попросить высказать свое мнение священника и многодетного отца протоиерея Максима Первозванского и психолога-консультанта Илью Суслова.

http://foma.ru/kak-mne-prekratit-sryivatsya-na-rebenke.html

 

Сегодня на рынке видел паренька в майке с эпатирующей надписью: «Ночую там, где меня любят». Торговал он какой-то ерундой, которой сковородки от нагара очищают — «Чудо-губка», кажется. Рыжий, крепкий, лицо и спина напряженные, в глазах — вызов. Стоит, словно на выставке, выпятив грудь, и внимательно следит, как публика реагирует на его замечательную майку. Заметил мой взгляд и тут же отвернулся.

А я вспомнил сразу два периода в своей жизни. В юности гулеванил я порой совсем уж необузданно. И хотя майки такой у меня не было, но как уж я тогда ночевал, ох как ночевал… И любили меня, дурня, бедные девчонки то тут, то там, то еще невесть где. Без всяких надписей. Когда такое блудливое кредо запечатлено в уме и в сердце, то писать его на майке в общем-то совсем не обязательно. Кому надо – все в глазах прочитают и напоят, и накормят, и спать уложат. Хорошо помню, как после нескольких месяцев такой беспредельной ночной жизни я себя почувствовал словно бы обугленным изнутри. Как дом после пожара: снаружи все почти целое, а внутри – одни вонючие головешки и погасшие угли.

http://foma.ru/nochuyu-tam-gde-menya-lyubyat.html

Царственные страстотерпцы — это последний российский император Николай II и его семья. Они приняли мученическую смерть — в 1918 году их расстреляли по приказу большевиков. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Мы расскажем о подвиге и дне памяти Царственных мучеников, который отмечается 17 июля.

Кто такие Царственные мученики

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья — так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Они были канонизированы за подвиг мученичества — в ночь с16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Что значит слово «страстотерпец»

«Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется.
Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кемони были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению.
Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

Когда празднуется память Царственных страстотерпцев

Память святых Страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии совершается в день их убийства — 17 июля по новому стилю (4 июля по старому).

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, — спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.
О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.
Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.
В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела — в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский . Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.
Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп
21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.
После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Канонизация Царской семьи

Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.
Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет — в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

Житие Петра и Февронии  Муромских не вошло в Великие Четьи-Минеи, как отличающееся «исключительной легендарностью». Однако в наше время пример этих святых земли Российской очень важен для общества. И тем он становится актуальнее, чем более наше общество отходит от христианских ценностей к ценностям «общечеловеческим». Самые фундаментальные устои общества рушатся в наши дни, такие как СЕМЬЯ, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ.

Брак в наши дни воспринимается людьми не как «и будут двое одна плоть», а как коммерческий альянс, зачастую основанный на контракте! Как любой контракт его можно расторгнуть, можно и нарушить.

 Как же в наши дни звучит житие Петра и Февронии? Какие мы для себя извлекаем уроки? Ведь святые – это в первую очередь образец для нашего подражания!

Во-первых, мы видим, что хотя брак и совершается не по любви, нежная Божья любовь сопровождает святых во все дни их жизни! Это закономерно для брака. Если человек к своей супруге применяет заповедь «люби ближнего своего как самого себя», Господь вознаграждает супругов и большей любовью. Как часто мы слышим фразы: «чувства остыли», «любовь ушла», «мы стали чужими людьми» и тому подобное!  А слова апостола Павла о любви к  ближнему кажутся чем-то невыполнимым, чем-то из области недостижимых идеалов: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;  всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.  Любовь никогда не перестаёт»…

Любовь к ближнему – это восприятие человека, несмотря на его недостатки. Господь говорит, что мы должны любить ближнего как самого себя. Как я люблю себя? Это не какое-то особое чувство к себе, это даже не восхищение, ибо часто я сам себе противен. Любовь к себе – это прощение своих недостатков, это забота о себе. Такова должна быть и любовь к  ближнему! И если мы имеем такую любовь к своим супругам, то Господь в награду украсит наше чувство и нежностью, и привязанностью, которая должна сопровождать любовь мужчины и женщины.

Во-вторых, мы видим, что, не смотря на яркий образ Февронии, как и святой, и чудотворящей, и прозорливой жены, она всегда стоит за своим гораздо менее ярким мужем. Наставляет его хоть и с помощью хитрости, но кротко и смиренно. И это второе условие успешного христианского брака. Апостол пишет: «Жены да повинуются мужьям»! Такая субординация возможна только при условии взаимной любви и уважения, но она совершенно необходима! Без неё православный идеал брака невозможен.

И, наконец, в третьих, мы видим, что, не смотря на великую взаимную любовь и преданность, главным в жизни святых остается Господь. Святые любят друг друга настолько, что и после смерти не желают разлучаться. Дважды чудесным образом их тела, будучи разлучены, оказываются снова в одном гробу. Однако любовь ко Господу зовёт их принести свою любовь в жертву Ему, на время разлучившись для монашеского подвига!  Итак, Спаситель всегда для святых на первом месте в жизни! Так и в нашей жизни на первом месте должен быть Господь, на втором уже супруг (а), и уже на третьем – дети.

Если будем следовать этим простым нехитрым правилам, будем иметь семью православную, крепкую, а главное счастливую молитвами святых Петра и Февронии!

Священник Дмитрий Нефедьев, отец четверых детей

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню предшествовал специальный многодневный пост.
Особый пост бывает еще только перед тремя величайшими праздниками: Пасхой Христовой – праздником праздников, – которому предшествует Великий пост, перед Рождеством Христовым, которому предшествует Рождественский пост, и перед Успением Пресвятой Богородицы, когда православные постятся две недели. А ведь перед многими даже двунадесятыми праздниками Церковь не установила специальных приготовительных постов, например перед Рождеством Пресвятой Богородицы или Сретением Господним. Только четыре праздника удостоились такой чести, и каждый из них как бы освящает собой свое время года: Успение Богоматери – осень, Рождество Христово – зиму, Пасха – весну, а праздник святых апостолов Петра и Павла – лето.

http://www.pravoslavie.ru/2414.html