Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

Царственные страстотерпцы — это последний российский император Николай II и его семья. Они приняли мученическую смерть — в 1918 году их расстреляли по приказу большевиков. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Мы расскажем о подвиге и дне памяти Царственных мучеников, который отмечается 17 июля.

Кто такие Царственные мученики

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья — так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Они были канонизированы за подвиг мученичества — в ночь с16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Что значит слово «страстотерпец»

«Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется.
Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кемони были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению.
Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

Когда празднуется память Царственных страстотерпцев

Память святых Страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии совершается в день их убийства — 17 июля по новому стилю (4 июля по старому).

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, — спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.
О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.
Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.
В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела — в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский . Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.
Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп
21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.
После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Канонизация Царской семьи

Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.
Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет — в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

Житие Петра и Февронии  Муромских не вошло в Великие Четьи-Минеи, как отличающееся «исключительной легендарностью». Однако в наше время пример этих святых земли Российской очень важен для общества. И тем он становится актуальнее, чем более наше общество отходит от христианских ценностей к ценностям «общечеловеческим». Самые фундаментальные устои общества рушатся в наши дни, такие как СЕМЬЯ, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ.

Брак в наши дни воспринимается людьми не как «и будут двое одна плоть», а как коммерческий альянс, зачастую основанный на контракте! Как любой контракт его можно расторгнуть, можно и нарушить.

 Как же в наши дни звучит житие Петра и Февронии? Какие мы для себя извлекаем уроки? Ведь святые – это в первую очередь образец для нашего подражания!

Во-первых, мы видим, что хотя брак и совершается не по любви, нежная Божья любовь сопровождает святых во все дни их жизни! Это закономерно для брака. Если человек к своей супруге применяет заповедь «люби ближнего своего как самого себя», Господь вознаграждает супругов и большей любовью. Как часто мы слышим фразы: «чувства остыли», «любовь ушла», «мы стали чужими людьми» и тому подобное!  А слова апостола Павла о любви к  ближнему кажутся чем-то невыполнимым, чем-то из области недостижимых идеалов: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;  всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.  Любовь никогда не перестаёт»…

Любовь к ближнему – это восприятие человека, несмотря на его недостатки. Господь говорит, что мы должны любить ближнего как самого себя. Как я люблю себя? Это не какое-то особое чувство к себе, это даже не восхищение, ибо часто я сам себе противен. Любовь к себе – это прощение своих недостатков, это забота о себе. Такова должна быть и любовь к  ближнему! И если мы имеем такую любовь к своим супругам, то Господь в награду украсит наше чувство и нежностью, и привязанностью, которая должна сопровождать любовь мужчины и женщины.

Во-вторых, мы видим, что, не смотря на яркий образ Февронии, как и святой, и чудотворящей, и прозорливой жены, она всегда стоит за своим гораздо менее ярким мужем. Наставляет его хоть и с помощью хитрости, но кротко и смиренно. И это второе условие успешного христианского брака. Апостол пишет: «Жены да повинуются мужьям»! Такая субординация возможна только при условии взаимной любви и уважения, но она совершенно необходима! Без неё православный идеал брака невозможен.

И, наконец, в третьих, мы видим, что, не смотря на великую взаимную любовь и преданность, главным в жизни святых остается Господь. Святые любят друг друга настолько, что и после смерти не желают разлучаться. Дважды чудесным образом их тела, будучи разлучены, оказываются снова в одном гробу. Однако любовь ко Господу зовёт их принести свою любовь в жертву Ему, на время разлучившись для монашеского подвига!  Итак, Спаситель всегда для святых на первом месте в жизни! Так и в нашей жизни на первом месте должен быть Господь, на втором уже супруг (а), и уже на третьем – дети.

Если будем следовать этим простым нехитрым правилам, будем иметь семью православную, крепкую, а главное счастливую молитвами святых Петра и Февронии!

Священник Дмитрий Нефедьев, отец четверых детей

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню предшествовал специальный многодневный пост.
Особый пост бывает еще только перед тремя величайшими праздниками: Пасхой Христовой – праздником праздников, – которому предшествует Великий пост, перед Рождеством Христовым, которому предшествует Рождественский пост, и перед Успением Пресвятой Богородицы, когда православные постятся две недели. А ведь перед многими даже двунадесятыми праздниками Церковь не установила специальных приготовительных постов, например перед Рождеством Пресвятой Богородицы или Сретением Господним. Только четыре праздника удостоились такой чести, и каждый из них как бы освящает собой свое время года: Успение Богоматери – осень, Рождество Христово – зиму, Пасха – весну, а праздник святых апостолов Петра и Павла – лето.

http://www.pravoslavie.ru/2414.html

 

Тихвинская икона Божьей МатериВ 1383 году в Константинополе произошел переполох, который мог бы послужить основой настоящего детектива, – из величественного собора в квартале Влахерны исчезла икона! Да не просто икона, а образ Богоматери, написанный, согласно преданию, самим евангелистом Лукой. Не было ни следов взлома, ни признаков кражи, но факт оставался фактом – иконы нет! Тем временем за тысячи километров, на севере Руси, происходили не менее удивительные события – в глухих Новгородских землях, то тут, то там, люди стали замечать икону Богородицы, которая висела в воздухе, поддерживаемая ангелами. От образа Пречистой Девы исходил лучезарный свет, а те, кто отваживались подойти поближе и молились с верой перед нечаянной гостьей, получали исцеление от разных недугов. Как гласит одна из версий, эта икона – и есть та самая святыня, пропажа которой вызвала переполох во Влахернах.

http://foma.ru/nechayannaya-gostya.html

Как толковал Писание святитель Григорий Нисский Диакон Павел Сержантов:

"Далеких от христианства людей увлекает тема Библии – в том смысле, что библейское Откровение несостоятельно. Например, активно утверждается, что Библия противоречива, а потому образованные люди не доверяют Библии."

Иллюстраций в подтверждение скептического отношения к Библии приводится множество. Берут «примеры» из Евангелия, отыскивают их и в Ветхом Завете. Как быть со всеми этими противоречиями и далеко идущими выводами?

С выводами торопиться не будем. И с противоречиями тоже подождем. Хотя бы потому, что скептики сильно упрощают ситуацию.

Реальная ситуация много сложнее.

Образованные христиане знают Библию не хуже образованных скептиков. И «противоречия Библии» видят, но признают, что понимание одного и того же отрывка из Библии может быть разным. Один и тот же отрывок может иметь два или даже три вполне законных толкования: буквальный смысл и еще иносказательные смыслы. Например, в Библии множество поэтических страниц, которые понимать буквально никому в голову не придет. И многие «противоречия» снимаются, если учитывать этот факт.

Последние 300 лет на Библию обрушивались с гиперкритикой. Однако иносказательные толкования Библии (анагогическое, типологическое…) появились на свет не в противовес общественной деятельности французских и немецких материалистов. Библию иносказательно толковали изначально, не забывая, конечно, о ее буквальном прочтении.

http://www.pravoslavie.ru/90076.html