Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

Святыни нашего храма

Мы работаем над интерактивной картой храма святого Иоанна Предтечи. На ней вы сможете найти интересующую вас икону или частичку мощей святого в том месте церкви, где они находятся в данный момент. Пока карта не готова, список святынь (иконы, мощи, частицы предметов, принадлежащих святым) располагается в календарной последовательности, начиная с Индикта (14 сентября) – начала Церковного нового года.


 

День памяти 14 февраля.

Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил. Но святой Трифон еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.

Однажды жители родного села святого Трифона были спасены им от голода: силой своей детской молитвы святой заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы. На основании этого чуда в Церкви установлен особый чин молитвенного обращения к святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы или насаждения.

Сегодня день памяти Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконы их всех есть в нашем храме. Они традиционно располагаются на Царских вратах, составляя обрамление створок с ликами евангелистов. Об иконах Василия Великого (верхняя слева) и Григория Богослова (нижняя слева) мы уже писали в дни их памяти 14 января и 7 февраля. Сегодня в зоне вниманий икона Иоанна Златоустого (верхняя справа). Частицы мощей Василия Великого и Иоанна Златоустого также составляют благодатную силу нашего храма.

12 февраля (30 января по ст.ст.) верующие молитвенно вспоминают Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Вся сложность в том, что при взгляде на каждого в отдельности каждому, без сомнения, можно присуждать первенство. Рассмотри жизнь Василия (а каждый из нас обязан это сделать), вникни в нее, и ты воскликнешь: «Велик Василий! Кто подобен ему во святых?!» 

Но начни следом рассматривать образ Иоанна, и вскоре с изумлением произнесешь: «Нет такого, как Иоанн!» Если же вчитаешься в слова Григория и в тишине рассмотришь смиренные черты этого обладателя небесного ума, то забудешь всех, кого хвалил перед этим, говоря: «Моли Бога о мне, чудный Григорие!» Большего среди них нет. Нет именно потому, что они разные.

 

Икона Григория Богослова в нашем храме расположена в обрамлении Царских врат. Там, где традиционно располагаются Учителя Церкви. Их отличительная черта – кресты на одежде. Образ Григория Богослова нижний слева.

При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился с св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6537.htm

В нашем храме есть икона святой Ксении Петербуржской, чья память сегодня. Она находится слева от входа в храм, в общем иконостасе с главной иконой, Христа Спасителя, вместе с ликами других угодников Божиих (левый ряд, середина).
Читайте также статью о блаженной Ксении и материалы о юродивых и юродстве http://foma.ru/pomolis-o-nas-svyataya-kseniya.html

Святая Ксения (по отчеству Григорьевна) была женой полковника Андрея Федоровича Петрова, служившего придворным певчим. Двадцати шести лет Ксения овдовела и, казалось, лишилась ума от горя. Она раздала свое имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа и, как бы забыв свое имя, называла себя именем своего покойного мужа — Андреем Федоровичем. 

Новомученики, чья память сегодня, смотрят на нас с третьего яруса боковых пролётов той пристройки храма, что появилась в 1914 году. Она выходит на сквер к памятнику святителю Луке. Это архиепископ Амфилохий, Димитрий Неровецкий, Евфимий Горячев и Михаил Каргаполов. Ещё в Иоанно-Предтеченском храме есть икона всех сибирских святых.

В нашем храме есть частица мощей святого Максима Грека, философа, переводчика, богослова, чья память сегодня. В левом от аналоя ковчеге. 

Видеодискуссия двух известных современных историков о русском святом Максиме Греке, на 17 лет отлучённом от Причастия. Телепрограмма "Час истины"  https://www.youtube.com/watch?v=lDGYjcQI9nw

Святой был высокообразованным и благочестивым человеком, выходцем из современной Албании, работавшим при дворе московского князя. Ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.

В нашем храме есть частица мощей Антония Великого, поминаемого Церковью ныне. В самом маленьком ковчеге, прибывшем к нам из Рима в мае прошлого года. Ковчежец стоит у Распятия с Предстоящими.

Фильм о житии Антония Великого https://www.youtube.com/watch?v=GE_UxnZG5EU

30 января (17 января по ст.ст.) Церковь молитвенно вспоминает преподобного Антония Великого. 

Святой, живший в III-IV веках в современном Египте, стал одним из зачинателей православного монашества. 

Преподобный почти 70 лет прожил в пустыне. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. 

http://www.pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-prepodobnog..

В нашем храме есть две иконы апостола Петра. Одна в алтарном иконостасе, в деисусном ряду. Вторая икона – двух апостолов, Петра и Павла, на западной стене, напротив алтаря. Сколько бы ни было рядов в алтарном иконостасе (это зависит от высоты храма и бывает их от одного до семи, традиционный - пять) деисусный ряд – обязательный элемент этой части храма. В центре его Господь Иисус Христос. Остальные - Богородица, апостолы, архангелы, пророки, святые - изображаются в позе поклонения Иисусу. Апостол Пётр - второй слева.

 

В нашем храме на алтарном иконостасе, крайняя справа в деисусном ряду, находится икона преподобного Михаила Клопского, родственника ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия Дон­ско­го. Иконостас писался в то время, когда настоятелем храма был священник Михаил Сабадин. Он и рапорядился вписать своего небесного покровителя в ряд святых Иоанно-Предтеченской церкви. В центре деисусного ряда пишется Господь Иисус, а все святые ряда - в полоборота к Нему, поклоняющимися.

Михаил Клопский про­ис­хо­дил из бо­яр­ско­го ро­да, но при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди, по­ки­нул Моск­ву и в ру­би­ще при­шел в Клоп­ский мо­на­стырь близ Нов­го­ро­да, где ни­кто не знал, кто он. До тех пор, пока через много лет не при­ехал в Нов­го­род млад­ший сын Ди­мит­рия Дон­ско­го. Ко­гда бла­жен­ный Ми­ха­ил чи­тал на тра­пе­зе кни­гу Иова, князь по­кло­нил­ся ему, ска­зав: «Это Ми­ха­ил, сын Мак­си­мо­в, кня­же­ско­го ро­да».

Пре­по­доб­ный Ми­ха­ил был при­ме­ром для бра­тии во всех ино­че­ских по­дви­гах. 44 го­да про­жил он в Клоп­ском мо­на­сты­ре, из­ну­ряя те­ло своё в тру­дах и бде­ни­ях, и Гос­подь со­об­щил ему и дар про­ро­че­ства и си­лу тво­рить чу­де­са. В Ве­ли­ком Нов­го­ро­де и его окрест­но­стях на­ста­ла за­су­ха. Пе­ре­сох­ли не толь­ко ру­чьи, но и ре­ки. И на ме­сте, где пре­по­доб­ный на пес­ке на­пи­сал: «„Ча­шу спа­се­ния при­му и имя Гос­подне при­зо­ву“ (Пс.115:4). На сем ме­сте бу­дет ис­точ­ник во­ды неис­чер­па­е­мый», – по­шла во­да клю­чом. При на­ступ­ле­нии го­ло­да, хо­тя хлеб­ные за­па­сы в оби­те­ли не были ве­ли­ки, по на­сто­я­нию бла­жен­но­го кор­ми­ли всех. При этом хлеб в жит­ни­цах не убы­вал, сколь­ко бы его ни бра­ли. Свя­той об­ли­чал по­ро­ки лю­дей, не стра­шась силь­ных ми­ра се­го. Пред­ска­зал рож­де­ние 22 ян­ва­ря 1440 г. ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на III (1462–1505 г.) и взя­тие им Нов­го­ро­да, об­ли­чал кня­зя Д­мит­рия Ше­мя­ку за его зло­дей­ства и, ко­гда уве­ща­ния его ока­за­лись на­прас­ны­ми, пред­ска­зал ему смерть. Мно­гие про­ро­че­ства бу­ду­ще­го, от­но­ся­щи­е­ся и к от­дель­ным ли­цам, и к судь­бе Нов­го­ро­да, сбы­лись.

Частица мощей преподобного Нила Столбенского в правом от аналоя ковчеге. 20 декабря (7 декабря по ст.ст.) Церковь молитвенно вспоминает преподобного Нила Столобенского (+1554). Описывающие житие святого отмечают его послушание, кротость и незлобление. Преподобный Нил не искал мирской славы и просил Пресвятую Богородицу позволить ему совершить иноческий подвиг. Однажды во сне он услышал повеление идти на остров Столбный на озере Селигер. Там Нил Столобенский жил в горной пещере. Спал Нил Столобенский, опираясь на два деревянных крюка, вбитых в стену.
http://www.pravmir.ru/nil-stolobenskiy-20-dekabrya/