Святыни нашего храма
Мы работаем над интерактивной картой храма святого Иоанна Предтечи. На ней вы сможете найти интересующую вас икону или частичку мощей святого в том месте церкви, где они находятся в данный момент. Пока карта не готова, список святынь (иконы, мощи, частицы предметов, принадлежащих святым) располагается в календарной последовательности, начиная с Индикта (14 сентября) – начала Церковного нового года.
Предлагаем вашему вниманию видео, специально снятое в нашем храме для экспозиции по современной иконописи. Автор Григорий Жгилёв.
Частицы мощей святых Илии Муромского и Вонифатия
В нашем храме есть частицы мощей святых Илии Муромского и Вонифатия, чья память 1 января. Мощи былинного богатыря, а в конце своей жизни монаха покоятся в левом от аналоя ларце. Мощи святого Вонифатия – в мощевике, вмонтированном в икону святого на западной стене храма.
ЧАСТИЦА МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО КОРНИЛИЯ КРЫПЕЦКОГО
Частица мощей преподобного Корнилия Крыпецкого есть в нашем храме, в ковчеге справа от аналоя. Поминается Церковью 10 января. Корнилий был юродивым, подвизавшимся в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре накануне трагических потрясений XX столетия, которые он предвидел и предсказал, хотя вся жизнь его прошла в уединённом месте. Предсказал он так же и возврат русских людей к вере отцов, который совпал со временем обретения мощей праведника.
ЧАСТИЦА МОЩЕЙ ВИФЛЕЕМСКОГО МЛАДЕНЦА
11 января день памяти 14 тысяч Вифлеемских младенцев, безвинно убиенных. В нашем храме, в левом от аналое ларце, есть частичка мощей одного из этих деток. Это малыш, бывший отрадой чьей-то далёкой семьи в те давние времена, когда родился Христос, младенец, жестоко убитый по приказу царя Ирода.
ИКОНА И ЧАСТИЦА МОЩЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
Эти святыни есть в нашем храме. Сегодня он вспоминается Церковью как один из учителей Церкви. По традиции лики учителей Церкви пишутся в обрамлении Царских врат. Так и у нас: узкая вертикальная икона Василия Великого - слева внизу на наличнике. Частица мощей - в мощевике у иконы Христа Распятого с предстоящими ему Божией Матерью и Иоанном Богословом.
ФРЕСКА И ИКОНЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Сегодня, в день его памяти, расскажем о святынях нашего храма, связанных с этим святым. Напротив алтаря, на западной стене написана фреска с его ликом, и три иконы – две в алтаре, а одна в храме, в правой створке большого образа Николая Угодника. Предлагаем вашему вниманию очередной рассказ искусствоведа Елена Шаклеина о таинственном языке иконописи.
Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин), великий подвижник земли русской, стал наравне с преподобным Сергием Радонежским одним из любимых в народе святых. Он почитался святым ещё при жизни, к нему со всех концов России стекалось множество и простых, и знатных людей для духовных бесед, советов, исцелений. Батюшка Серафим почил в 1833 году. Уже через шесть лет после блаженной кончины старца были изданы его духовные наставления, к лику святых он был причислен в 1903 году. На торжествах по случаю прославления святого присутствовал царь Николай II.
БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
В нашем храме есть два изображённых сюжета Крещения Господня. Это фреска и икона в праздничном ряду иконостаса. Она в центре. Крещение - один из двунадесятых праздников, когда христиане всего мира вспоминают событие, описанное в Евангелии - крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Второе название праздника - Богоявление, оно появилось в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошёл Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. «И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:10–11).
СЕГОДНЯ СОБОР ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, НЕБЕСНОГО ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ХРАМА. СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА - АНГЕЛ ПУСТЫНИ
По церковному обычаю на другой день после некоторых великих праздников отмечается память святых, ставших главными участниками празднуемых событий. На следующий день после Крещения Господня 20 января особо прославляется святой Иоанн Предтеча, Креститель Христов, последний ветхозаветный пророк. Его глава и десница сохранены христианами как величайшая святыня.
Огромное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Одним из наиболее распространенных образов является образ «Ангела пустыни», где Иоанн Креститель изображен с крыльями за спиной. В Евангелие есть слова пророчества об Иоанне Предтече «... вот Я посылаю Ангела Моего Пред лицем Твоим, который приготовит Путь Твой пред Тобою» (Мк. 1,2). Также крылья символизируют чистоту его бытия, как пустынножителя.
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО МИХАИЛА КЛОПСКОГО
В нашем храме на алтарном иконостасе, крайняя справа в деисусном ряду, находится икона преподобного Михаила Клопского, родственника великого князя Димитрия Донского. Иконостас писался в то время, когда настоятелем храма был священник Михаил Сабадин. Он и рапорядился вписать своего небесного покровителя в ряд святых Иоанно-Предтеченской церкви. В центре деисусного ряда пишется Господь Иисус, а все святые ряда - в полоборота к Нему, поклоняющимися.
Михаил Клопский происходил из боярского рода, но принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь близ Новгорода, где никто не знал, кто он. До тех пор, пока через много лет не приехал в Новгород младший сын Димитрия Донского. Когда блаженный Михаил читал на трапезе книгу Иова, князь поклонился ему, сказав: «Это Михаил, сын Максимов, княжеского рода».
Преподобный Михаил был примером для братии во всех иноческих подвигах. 44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело своё в трудах и бдениях, и Господь сообщил ему и дар пророчества и силу творить чудеса. В Великом Новгороде и его окрестностях настала засуха. Пересохли не только ручьи, но и реки. И на месте, где преподобный на песке написал: «„Чашу спасения приму и имя Господне призову“ (Пс.115:4). На сем месте будет источник воды неисчерпаемый», – пошла вода ключом. При наступлении голода, хотя хлебные запасы в обители не были велики, по настоянию блаженного кормили всех. При этом хлеб в житницах не убывал, сколько бы его ни брали. Святой обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение 22 января 1440 г. великого князя Иоанна III (1462–1505 г.) и взятие им Новгорода, обличал князя Дмитрия Шемяку за его злодейства и, когда увещания его оказались напрасными, предсказал ему смерть. Многие пророчества будущего, относящиеся и к отдельным лицам, и к судьбе Новгорода, сбылись.