Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ФРЕСКА И ИКОНЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Сегодня, в день его памяти, расскажем о святынях нашего храма, связанных с этим святым. Напротив алтаря, на западной стене написана фреска с его ликом, и три иконы – две в алтаре, а одна в храме, в правой створке большого образа Николая Угодника. Предлагаем вашему вниманию очередной рассказ искусствоведа Елена Шаклеина о таинственном языке иконописи. 

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин), великий подвижник земли русской, стал наравне с преподобным Сергием Радонежским одним из любимых в народе святых. Он почитался святым ещё при жизни, к нему со всех концов России стекалось множество и простых, и знатных людей для духовных бесед, советов, исцелений. Батюшка Серафим почил в 1833 году. Уже через шесть лет после блаженной кончины старца были изданы его духовные наставления, к лику святых он был причислен в 1903 году. На торжествах по случаю прославления святого присутствовал царь Николай II. 

Один из самых известных типов иконографии преподобного Серафима Саровского создан на основе портретов старца, написанных живописцем С. Серебряковым. Приблизительно в 1828 году он пишет прижизненный портрет преподобного Серафима - поясное изображение немного согбенной фигуры в овале, на оливковом фоне. В "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" указывается, что старец был написан "в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Тайн. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удручённым от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди" (местонахождение этого портрета сейчас неизвестно). 

Впоследствии Семён Серебряков принимает монашеский постриг с именем Иосиф и продолжает писать портреты преподобного Серафима до самой своей кончины в 1862 году. Именно с портретов Серебрякова в дальнейшем были сделаны многие типы иконографии преподобного Серафима Саровского. 

Поясные иконы Серафима Саровского из храма Иоанна Предтечи передают характерный облик преподобного: высокий лоб, седые волосы, густая недлинная борода, широкие плечи, слегка согбенная фигура, в повороте влево. Согбенность – это результат разбойничьего избиения, которому подвергся преподобный Серафим, живя в отшельничестве в лесу. С тех пор святой всегда ходил немного согнувшись. 

Одеяния преподобного – чёрная мантия в складках и поверх неё белая епитрахиль с золотыми крестами и каймой. Чёрная мантия – это монашеское одеяние; белая епитрахиль сверху – знак того, что преподобный был иеромонахом, то есть священником в монашестве, а значит, мог совершать Таинства Церкви и другие богослужения. Правая рука святого ладонью прижата к груди, в левой он держит чётки. Ладонь, прижатая к груди – символ молитвенного состояния, смирения, постоянного внутреннего предстояния человека перед Богом. 

На другой иконе святой изображён со сложенными на груди руками - знак молчания. В своей земной жизни преподобный взял на себя подвиг молчальничества, в полном безмолвии и непрестанной молитве старец провел около трёх лет. Существуют иконы, на которых Серафим Саровский написан во время молитвенного стояния на камне, также святой пишется в рост согбенным, с посохом в руке. 

Небольшая икона Серафима Саровского в створке лика Николя Угодника, написана не в традиционной для этого святого иконографии. Святой представлен прямолично, в монашеском одеянии, правая рука ладонью прижата к груди, в левой руке он держит свиток. Икона написана современным иконописцем в византийской традиции, портретные черты святого легко узнаваемы. 

Нимб – символ святости, присутствие особой Божией благодати на человеке, на изображениях преподобного Серафима Саровского появился не сразу, а только после его канонизации в 1903 году. Однако, нимб, как и титул (надпись имени святого), часто рисовался от руки на портретах ещё задолго до прославления старца в лике святых. По свидетельству исторических источников, сразу же после кончины преподобного под его портретами от руки подписывали полный титул и освящали. Так начиналось народное почитание святого. 

Все существующие ныне списки икон Серафима Саровского – это тот редкий случай в иконописной истории, когда чудотворный лик является идентичным прижизненному обличию.

Елена Шаклеина, заведующая отделом русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова,

Поделиться