Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

В нашем храме есть два изображённых сюжета Крещения Господня. Это фреска и икона в праздничном ряду иконостаса. Она в центре. Крещение - один из двунадесятых праздников, когда христиане всего мира вспоминают событие, описанное в Евангелии - крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Второе название праздника - Богоявление, оно появилось в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошёл Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. «И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:10–11). 

Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Царство Небесное настолько приблизилось к людям, что его можно было даже видеть и слышать. 

Иконография Крещения Господня имеет настолько же древнее происхождение, насколько и христианское искусство вообще. Первоначально это событие воспроизводилось верующими просто и лаконично: Иисус Христос изображался обнажённым, расположенным либо фронтально, либо развернутым в профиль; погружённым в воды Иордана по шею, или по пояс, или даже до щиколоток. Возраст изображавшегося Спасителя мог соответствовать возрасту зрелого мужа, но мог — возрасту юноши или ребёнка. Подобные традиции укладывались в понимание Таинства Крещения, как рождения, начала новой, благодатной жизни в Церкви. На берегу изображался Иоанн Предтеча, возлагающий руку на голову Христа. Этот жест перешёл в искусство из обрядовой церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку», - поется в тропаре на водоосвящении. 

Постепенно изображение Крещения усложняется: в верхней части композиции появляется сегмент Небесной сферы, из которого изливаются Божественные лучи. На некоторых старинных изображениях Крещения из сферы выходит не луч, но благословляющая десница Бога Отца. Примерно с VI века в композициях утвердились образы ангелов. Обычно они бывают воспроизведены по противоположную сторону от Иоанна Предтечи, на другом берегу Иордана. Число ангелов может варьироваться, чаще всего их три или четыре. В изображениях появляется группа людей, тоже принимающих крещение. Со временем в Церкви стали распространяться изображения, на которых Христос был представлен не полностью обнаженным, а с перевязью не чреслах. Именно такой византийский тип Богоявления взяли за основу древнерусские изографы (иконописцы). 

Роспись храма Иоанна Предтечи представляет нам традиционное изображение сцены Крещения. Центральное место отводится Иисусу Христу, стоящему в иорданских водах. Христос представлен обнажённым, препоясанным белым полотном, в лёгком развороте вправо, как будто он готовится сделать небольшой шаг вперёд. В этом, еле заметном, движении усматривается символ Его обращения к людям, шаг навстречу народам, добровольное посвящение Себя делу Спасения, выход на Евангельскую проповедь, будущие Крестные Страдания, Жертвенную смерть. 

На грядущую Искупительную Жертву Христа символически указывает его крещатый нимб и изображение креста на колонне, в нижней части композиции слева от Спасителя. Пальцы правой руки Христа сложены в благословляющем жесте. Господь не просто принимает Крещение: именно Он освящает естество вод, устанавливает новое Таинство, тем самым благословляет всех людей. 

Слева от Христа изображается пророк и Креститель Господень Иоанн, стоящий на берегу реки. Правой рукой он омывает Христа водой (возлагает на Него руку), то есть совершает тайнодействие крещения. В левой руке он держит едва заметный крест - один из главных предметов его свидетельства о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин.1:29). В этих словах и символе вновь присутствует указание на Искупительную Жертву Христа. 

Несмотря на то, что фигура пророка располагается выше Христа, его поза, направление взора, жесты и мимика указывают на высочайшее смирение, на признание второстепенности своей роли. Когда Иисус Христос появился перед Крестителем, Святой Дух открыл пророку Кто Это. Иоанн был в большом смущении, он никак не мог понять, каким образом он может дотронуться до Творца, а тем более совершить Его Крещение: "Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне?" (Мф. 3:14). 

Справа от Спасителя изображены склонённые к Нему ангелы, которые являются свидетелями произошедшего. Два ангела используют свои одеяния как платы, готовые принять Христа от купели крещения, как восприемники. Они расположены таким образом, что формируют собой как бы ступени лестницы, возводящей на Небо. Руки ангела покрыты плащом в знак благоговения перед Тем, Кому они служат. Такой образ заимствован из восточного обычая, усвоенного также придворным этикетом Византии: предметы, передаваемые императором или императору, принимались покровенными руками — в знак особого к нему уважения. 

Над стоящим в воде Спасителем в виде полукруга изображён небосвод, символизирующий Бога Отца. От полукруга исходит луч - «троичный свет», а над головой Христа находится белый голубь - образ Духа Святого. Таким образом, иконографически передаётся явление всех Лиц Пресвятой Троицы. Крещатый нимб Христа также указывает на его Божественную сущность, буквы в нимбе: слева O (омикрон), вверху — W (омега), а N (ню) справа, означают "Сущий" - одно из имён Божиих. 

Кроме росписи, изображение Крещения Господня можно увидеть в храме в праздничном ряду иконостаса. 

"Крещение, которым крестил Иоанн, было Крещением покаяния. Вода крещения была очищением, избавлением человека. Христос не имел нужды в таком Крещении, будучи чист изначала, и лишь по смирению принял Крещение от Иоанна, но, приняв на Себя Крещение водою, Спаситель не освятился водами, в чём не было нужды, но освятил Собою водное естество и с ним весь мир. Крещением от Иоанна, действием предельного смирения Христова, открылось Его Божество, как Единого от Троицы, во всем неразлучного с Отцом и Святым Духом". (Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе . - М, 1997. - С. 81-82) 

Источники: 
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ikonografija-k.. 
http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/kreshhenie-g..

Елена Шаклеина, заведующая отделом русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

Поделиться