Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

Портал «Православие.ру» представляет цикл статей протоиерея Андрея Ткачева «Сила книги», посвященный цивилизационной роли книги, ее влиянию на судьбы людей, литературе как «локомотиве жизни».

Следом за героем

Один мне знакомый человек в пору нежной и восприимчивой юности прочел трилогию Т. Драйзера. Ту самую, где есть «финансисты», «титаны» и «стоики». Внимательно прочел. Умилился размаху, позавидовал глубине страстей и способам их удовлетворения. Сложностям устрашился, но и смелости преодоления сложностей позавидовал. Возжелал, конечно, последовать примеру идеально выведенного на страницы неидеального персонажа – и стал со временем бизнесменом. Книга, так сказать, воплотилась в читателе. Он – не подумайте – не только Драйзера читал. Он многое читал и ограниченным в познаниях не был. Но драйзерова трилогия – бац! – и сделала с его сердцем то, что сделал сыр с Лисой у И. Крылова.

Вдруг сырный дух Лису остановил.
Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.

Пленилось сердце. Остановилось прежнее течение жизни. И однажды плененное «сырным духом» сердце будет, пожалуй, всю жизнь искать воплощения своих грез поры первой любви. И найдет что-то, и разочаруется в чем-то, и утешится чем-то (не без того). Но это будет движение поезда вслед за локомотивом, паровозиком даже, где роль поезда сыграет жизнь, а роль паровозика – в юности прочитанная с любовью большая книга.

Другой известный мне человек прочел Ф. Достоевского. Раньше, чем Драйзера. (Тут ведь важно, что раньше прочтешь.) И не всего Достоевского он прочел, а только «Братьев Карамазовых». Да и не все его там увлекло. Но мушкетерский точечный укол в сердце произвела глава о русском иноке в первой части романа. И то, что нужно пострадать; и то, что нужно всю тварь благословить, к любви через покаяние прийти; и то, что из тишины и безвестности придут всенародные помощники, как и раньше приходили… В общем и целом, эта глава заставила его плакать, бегать по друзьям с открытым фолиантом, убеждать, ссориться и спорить. Из друзей одни вступали в спор, другие смеялись, третьи попросту не открывали двери. Но да пусть их, друзей. Дело не в них, а в том, что одна глава из одного романа привела (непредсказуемо, как говорят – «совершенно случайно») мирского молодого человека со временем в монастырь. Потому что если есть такое явление, как «русский инок», и если в нем могут быть разрешены все вопросы русской и мировой истории, то нужно быть не до конца честным человеком, чтобы плакать над романом, а жизнь не менять. Честный человек, если уж что, то обязан жениться. И если уж заплакал над строчками, через око в душу заползшими и там разлившими свет, то надо делать что-то. Даже этим самым «русским иноком» становиться надо. А как иначе?

http://www.pravoslavie.ru/96810.html

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Цикл «Сила книги». Статья 2-я

Чтобы не затеряться в джунглях

В подростковом возрасте нужно читать о путешествиях, пиратах, приключениях. Фенимор Купер, Жюль Верн, Стивенсон… Какая-то невосполнимая потеря угадывается там, где подросток не зачитывается за полночь, не мечтает над книгой, не представляет себя одним из героев. Потом, когда его обожжет изнутри неукротимо просыпающаяся сила пола, когда он начнет томиться и грустить, ему может не удаться взять в руки томик поэзии или серьезную книгу о той жизни, где не так много приключений, зато много слез и ошибок. А как же не сойти с ума в период созревания без умного шепота хорошей книги? И в зрелом возрасте, не привыкший читать, он не потянется к философии, к религии, к истории. Он просто останется недоразвитым. И только потому, что у него нет навыка того молчаливого собеседования с автором, спрятавшимся в буквах, – навыка, именуемого чтением.

Наша эпоха, бегущая в пропасть стремглав и теряющая по дороге накопленные столетиями навыки, должна знать, что вырастает из человека, не привыкшего к чтению. И что представляет собой общество, состоящее из нечитающих людей. Образ затерянного в джунглях некогда цветущего города появляется в воображении при этих мыслях. Вспомните мультфильм «Маугли» или фильм Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня». В первом случае бандерлоги скачут по увитым лианами руинам храмов и дворцов. Во втором – сумасшедший белый вождь чинит суд над жителями джунглей среди развалин древней цивилизации. А ведь раньше и там, и там кипела иная жизнь: звучала музыка, выслушивались советы мудрых. Теперь всё кончилось. И чем сменилось? Новым варварством на треснувших камнях никому не понятного прошлого. Так уже бывало в истории, и кто поклянется, что так более быть не может? Может. Мы уже сегодня топчем треснувшие камни непонятного прошлого, которое до тех пор не заговорит с нами, пока мы не подружимся с книгой.

http://www.pravoslavie.ru/96983.html

КОГДА КНИГИ ЖГУТ

Цикл «Сила книги». Статья 3-я

Если бы книги были безделицей, их бы не жгли. А так жгут. Жгут регулярно и аргументированно. Халиф Омар сжег Александрийскую библиотеку, сопроводив поджог сакраментальной фразой: «Если во всех этих книгах есть то, что есть в Коране, то зачем они? А если в них нет того, что есть в Коране, то тем более зачем они?» Жег книги Гитлер. Жег марксистов и ленинистов, но также Брехта, Ремарка и еще многих, кого считал вырожденцами и выразителями бессмысленности.

Вообще везде, где есть законченное, окристаллизованное мировоззрение, люди будут с удовольствием печатать одни книги и с удовольствием сжигать другие. Печатать Новый Завет и сжигать сонники и гороскопы. Или печатать Коран и сжигать Евангелие. Или печатать «Майн Кампф» и сжигать всё остальное. Печатать документы Пленума и жечь всё, где говорится о Боге. Речь не о гонениях на людей. Речь о неприятии враждебных идеологий. Огонь и вода не мирятся.

Ловушка всеядности

Мы, христиане, не исключение. В книге Деяний описывается сожжение оккультных книг покаявшимися от проповеди апостолов людьми. Это не варварство. Это добровольный акт уверовавших людей, переоценивших свое прошлое. Да мы и сейчас отдали бы с радостью огню справочники по идольским требам, всякое чернокнижие, всякие источники разврата и соблазна – все то, что портит души, сквернит умы, множит соблазны. Сегодня, как и всегда, если некто, покаявшись, спрашивает: «А что мне делать с той бесовской литературой, которую я собирал и которой зачитывался?» – мы отвечаем: «Сожги». Людей никогда не жги, но сожги книгу, содержание которой есть яд и от действия которого ты исцелился. Именно так и не иначе.

http://www.pravoslavie.ru/97147.html

Постоянно слышу фразы: «это вас грех одолевает», «это в вас страсти бушуют», «а это — ваши пороки».
И я уже запутался. Чем грех отличается от страсти, от порока? С чем мы должны бороться и что мы должны исповедовать священнику? Только грехи? А про страсти, пороки, похоти, помышления тоже должны рассказывать?

И что все эти понятия означают на практике? Вот например, меня всю жизнь мучает злость и агрессия, мне вечно что-то не нравится, я злюсь и срываюсь на самых близких людей по любому пустяку.
Это мой грех? Страсть? Порок?

http://foma.ru/greh-strast-porok-v-chem-razlichie-i-kak-s-nimi-borotsya.html

No images found.

«Во время жизни Сергия Радонежского над нашей родиной было татаро-монгольское иго. Начиная от князя и заканчивая простым человеком, все страдали от нашествия татарского. И именно преподобный Сергий благословил Димитрия Донского на битву против захватчиков: «Идите Богом, вы победите в этом сражении.» И правда, после своего поражения татары признали: «Силён Бог русских!» 
Преподобный Сергий увещевал, наставлял князей, которые постоянно между собой воевали и тем ослабляли Русь, а татары пользовались этим. Без Сергия, наверное, мы бы не могли назвать Русь святою. Он воспитал многих учеников, которые потом разошлись по лесам, степям, где строили скиты и монастыри. 
И сегодня Троице-Сергиева лавра является неким светом для всем. Духовное училище, семинария и академия воспитывают будущих митрополитов, епископов, священников, которые разъезжаются по всей нашей стране и продолжают говорить о преподобном Сергии, о его подвиге, о его значимости в истории Руси, и все это происходит по молитвам преподобного Сергия. Кто был в Лавре, в этом старинном соборе, знает, какая там благодать, какая Божественная энергия. Люди, приходящие к преподобному со своими проблемами, заботами, уходя, получают просимое. И всё это по любви великой преподобного Сергия к Богу и человеку. 
Мы имеем радость, что у нас есть икона преподобного Сергия с частицей святых мощей, которая сейчас находится в храме святого Иоанна Предтечи. Потом она будет передана в построенный храм, в воскресную школу. 
Святой Сергий является покровителем учеников их родителей и учителей. И мы планируем в этой школе начнем еженедельно молиться об успехах в учебе. 
Вспоминая о том, что преподобный Сергий был примирителем, объединителем князей, я бы хотел отметить, что сегодня, как и во все времена люди разделяются по социальным слоям и способностям: кто побогаче, кто победней, поглупее или поумнее. И только Бог и Церковь объединяет нас. Ведь это то место, где равны все: и губернатор, и учитель, и рабочий. Потому что у Бога нет этого разделения, Бог смотрит на сердце человека. 
Мы все проходим жизненные испытания: скорбями, богатством, славой, почётом. Преподобный Сергий, понимая, что эти искушения могут помешать спасению души, всё оставил и ушёл в лес. Конечно, нам всем совсем не обязательно уходить в лес, но мы должны подражать вере его. Слава, почёт, богатства - это дар Божий. Как было сказано в Евангелие: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Христианин - это очень сильный и богатый человек, у него много радости! Ведь радость идёт изнутри, из сердца, а она приходит только когда мы живём по заповедям Христовым. Когда причастились, сделали какое-то доброе дело - нам хорошо. Стоило оступиться, согрешить, становится плохо, тоскливо, благодать уходит. Верующие люди более здоровы, потому что они меньше грешат и больше каются, а болеем мы часто от греха. Святая вера - вера торжества, победы духа, любви, жертвы. И жизнь преподобного является свидетелем тому. 
Будем молиться преподобному Сергию, чтобы он был нашим небесным покровителем и заступником. Этот храм нужен нам, и мы его сами должны построить в знак любви к Богу и святому. Я верю, что случится. И вас прошу молиться об этом. Аминь.»

5 примеров из жизни обычных людей .
Христос, оставленный всеми, страдая на Кресте, сказал своему Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Образ этого прощения каждый христианин носит на своей груди: кто на серебряной цепочке, кто на обычной веревке. Святые, подражая Христу, прощали измены, предательства, насмешки, презрение. Но не всегда делали это легко. Иной раз святой прощал, но не находил в себе силы забыть о пережитых мучениях и несправедливости.

http://foma.ru/kak-i-kogo-proshhali-svyatyie.html

 

Может ли священник оказаться неправ? Может ли он заблуждаться при ответе на какие-либо вопросы? И если спрашивающий (в церкви) его ослушался и сделал по-своему (совет священника показался в данной ситуации неуместным), то будет ли на нём грех или какие-либо другие тяжкие последствия?

http://foma.ru/svyashhennik-mozhet-byit-neprav.html

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»:
Можно сказать, что храмовая роспись носит образовательный характер и возникла как один из способов передать Евангельское учение: не каждый человек мог прочитать Священное Писание, но каждый мог воспринять зрительный образ на стенах собора.
С течением времени храмовая роспись усложнялась, происходили какие-то важные для церкви события, и это тоже могло отражаться в изображениях. Кроме того, каждый храм сейчас посвящен какому-либо святому. И в росписи храма главное место могут занимать сюжеты его жития.
Стоит добавить, что жестких правил не существует: в каждом конкретном случае разнообразие сюжетов храмовой росписи может составлять единый художественный образ.

http://foma.ru/zachem-raspisyivayut-hramyi.html

 

Психолог Ирина Калёнова о том, почему дети уходят из Церкви и как этого избежать
Увы, многим знакомая картина: пока ребенок мал, он с радостью идет в храм, но по мере взросления радость эта гаснет, и вот уже родителям приходится уговаривать свое чадо причаститься, попоститься, да хотя бы просто прийти на богослужение. А потом подросток и вовсе начинает вести «антирелигиозную пропаганду» дома. И не дает покоя родителям мучительный вопрос: как так вышло?
Почему же дети, вырастая, уходят из Церкви? Кто в этом виноват? Как избежать расцерковления подростка? Об этом мы беседуем с Ириной Калёновой, психологом-консультантом при храме святых Космы и Дамиана в Шубине (Москва), соведущей Христианского психологического клуба.

Сестра Васса рассуждает о том важном уроке, который нам всем следует усвоить, изучая житие Иоанна Предтечи, – не считать себя важнее благой вести, которую мы призваны возвещать.

http://www.pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-ioann-pre..

 

Житие

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно», страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.

Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский.

http://www.pravmir.ru/prorok-zaxariya-i-pravednaya-el..

Статья 1
Следом за героем

Один мне знакомый человек в пору нежной и восприимчивой юности прочел трилогию Т. Драйзера. Ту самую, где есть «финансисты», «титаны» и «стоики». Внимательно прочел. Умилился размаху, позавидовал глубине страстей и способам их удовлетворения. Сложностям устрашился, но и смелости преодоления сложностей позавидовал. Возжелал, конечно, последовать примеру идеально выведенного на страницы неидеального персонажа – и стал со временем бизнесменом. Книга, так сказать, воплотилась в читателе. Он – не подумайте – не только Драйзера читал. Он многое читал и ограниченным в познаниях не был. Но драйзерова трилогия – бац! – и сделала с его сердцем то, что сделал сыр с Лисой у И. Крылова.

Вдруг сырный дух Лису остановил.
Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.

Пленилось сердце. Остановилось прежнее течение жизни. И однажды плененное «сырным духом» сердце будет, пожалуй, всю жизнь искать воплощения своих грез поры первой любви. И найдет что-то, и разочаруется в чем-то, и утешится чем-то (не без того). Но это будет движение поезда вслед за локомотивом, паровозиком даже, где роль поезда сыграет жизнь, а роль паровозика – в юности прочитанная с любовью большая книга.

Другой известный мне человек прочел Ф. Достоевского. Раньше, чем Драйзера. (Тут ведь важно, что раньше прочтешь.) И не всего Достоевского он прочел, а только «Братьев Карамазовых». Да и не все его там увлекло. Но мушкетерский точечный укол в сердце произвела глава о русском иноке в первой части романа. И то, что нужно пострадать; и то, что нужно всю тварь благословить, к любви через покаяние прийти; и то, что из тишины и безвестности придут всенародные помощники, как и раньше приходили… В общем и целом, эта глава заставила его плакать, бегать по друзьям с открытым фолиантом, убеждать, ссориться и спорить. Из друзей одни вступали в спор, другие смеялись, третьи попросту не открывали двери. Но да пусть их, друзей. Дело не в них, а в том, что одна глава из одного романа привела (непредсказуемо, как говорят – «совершенно случайно») мирского молодого человека со временем в монастырь. Потому что если есть такое явление, как «русский инок», и если в нем могут быть разрешены все вопросы русской и мировой истории, то нужно быть не до конца честным человеком, чтобы плакать над романом, а жизнь не менять. Честный человек, если уж что, то обязан жениться. И если уж заплакал над строчками, через око в душу заползшими и там разлившими свет, то надо делать что-то. Даже этим самым «русским иноком» становиться надо. А как иначе?

http://www.pravoslavie.ru/96810.html