Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

100 ЛЕТ СО ДНЯ ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА. ЕЩЁ ОДНА ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ

#Библиотека_прихода #Церковная_лавка
В день революции по старому стилю в библиотеке нашего прихода прошёл круглый стол, посвящённый этой теме.

Организатор дискуссии, руководитель библиотеки Зинаида Александровна Мосунова поставила основной вопрос так: кто виноват в трагедии, власть или церковь?
В таких исторических дискуссиях не обойтись без профессиональных историков, иначе объективности не видать, ответ будет заранее известен. К счастью, в нашем приходе такой специалист есть. Елена Александровна Шушканова, кандидат исторических наук и автор книги по истории Архиерейского дома, (книга продаётся в лавке нашего храма). В финальной главе своей монографии она на шести страницах кратко резюмирует причины революции. Среди них есть как объективные – экономические и политические, так и духовные - оскудения веры в народе.
Выступление на круглом столе историка, специализирующегося на истории Церкви, было очень познавательным, но, очень жаль, что кратким - в связи с ограниченностью времени. И ещё одно сожаление по поводу участия Елены Шушкановой. Специалисту такого уровня нужна гораздо большая слушательская аудитория.
Вот лишь часть её реплик, прозвучавших на круглом столе. «Основная проблема в нарушении баланса между государством и церковью. "Богу – Богово, кесарю – кесарево." Если на Западе Церковь власть узурпировала, то у нас Церковь была унижена. В результате не получилось симфонии ни у них, ни у нас. Достоевский говорил, что Запад – дорогое, но – кладбище. У нас Пётр I пытался "сломать", чтобы потом "построить", заложив тем самым бомбу, которая взорвалась в 1917. «Великий Пётр был первый большевик» - известные строки Максимилиана Волошина. Он в том числе упразднил Патриаршество, а Романовы его так и не восстановили. Значит, виновата власть.
Священники были очень бедны. А как может чему-то учить людей нищий? Первая русская революция была первым звоночком власти. Власть не услышала.
Объективные предпосылки для революции были, вопреки упорно продвигаемому ныне мнению, что предреволюционная Россия процветала. Земли у помещиков было так много, что она пустовала. У крестьян земли не было. Отмена крепостного права – это первая ипотека. Землю крестьянам не дали, её приходилось выкупать в течение 50 лет у помещиков. А на что? Рабочие жили в ужасающих условиях. Иностранцам принадлежала 1/3 российских промышленных предприятий и половина банков.
Сыграла свою роль и война. Она шла не на территории России. И солдат спрашивал – что я тут делаю? Во главе генштаба поставлен был младший Романов, великий князь Николай Николаевич, который ничего не понимал в военных действиях.
Революция – это разрыв между очень богатыми и очень бедными. Тогда богатыми считались 20 % населения. Сейчас – 4 %. Один из приближённых к русскому императорскому двору иностранных послов Жозеф де Местр ещё в XVIII веке предрёк, что эта власть рухнет, когда появится Пугачёв с университетским образованием. И вот он появился.
Говорят, сейчас революция невозможна. Очень высок рейтинг Президента. А вы знаете, какие рейтинги были у царя накануне революции?! Люди целовали полозья кареты, на которой ехали царь и царица…»
Так дискуссия перешла от вопроса «кто виноват?» в современное русло: «что делать»? На этот вопрос у историка научно-обоснованно ответа не оказалось. Оказался вот такой: «Если сейчас в России на образование тратится всего 3 процента бюджета и граждане никак не могут влиять на власть, за неё остаётся только молиться». Что мы и делаем.

Поделиться