Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ГЛАВНАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ

Сегодня, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии мы поздравляем с именинами наших прихожанок, носящих имена главных христианских добродетелей и рассказываем об одной из них. 

ЛЮБОВЬ 
«Кто с языком, тот с пирогом! Смелость города берёт!» – не переставала наставлять Любу её школьная учительница, видя несомненные способности девочки, пропадающие, по её мнению, втуне. Но Люба так и осталась очень скромной... 

Давно уже - Любовь Ивановна. Ветеран железной дороги, бабушка двоих внуков, наша прихожанка, она по-прежнему старается, если и помогать по храму, то незаметно, если молиться, то у стеночки. Говорит, с её ростом не хочет другим обзор закрывать) 

Это правда, статью да ростом Любовь удалась. Дважды была замужем. Грустно, что в прошедшем времени, но радостно, что в настоящем есть, кому хранить её старость. Сын Сергей – её семья и опора. Природная Любина скромность определила её жизненный путь. Просители руки и сердца выбирались по рекомендации мамы. Мечта учиться в Канском библиотечном техникуме, не сбылась – Люба постеснялась ехать на вступительные экзамены. Часто приходилось молчаливо терпеть обиды от самых родных людей. Люба всю жизнь ощущала себя какой-то неправильной, что ли? И только в церкви, куда она, наконец, пришла насовсем четыре года назад, ей стало хорошо. Здесь скромность – это самая главная добродетель. 

А случилось это так. Жизнь подвела к тому, что пришлось ей продать свою квартиру. Такую жертву принесла Любовь Ивановна для своих родных. Но, как оказалось, напрасно. Никакими материальными жертвами уже нельзя было скрепить то, что разрушалось годами. Она плачет, рассказывая о внуках, с которыми лишена общения, пьёт лекарства, лечится от перебоев сердца, сдавшего от горя … 

Но уже появились и поводы для радости. После того, как она приняла ситуацию как промысел Божий и стала молиться, всё стало выправляться. 

Нельзя сказать, что Церковь возникла в мире Любы только что. Конечно, нет! Как у большинства, у неё была верующая бабушка – Татьяна Ермолаевна. А в бабушкином доме - угол с иконами и лампадкой. Были у бабушки Христос, Богородица и Николай Угодник. Их имена Люба слышала с самого детства. Ещё было у бабы Тани 12 внуков, среди которых и Люба. Ребятни в бабушкином доме собиралось зараз по 5-6 сорванцов. Бабушка строжилась: «Распустили вас родители, у меня бы вы по плашечке ходили!» - и показывала хворостину. На удивление, этого хватало: внуки в бабушкином присутствии вели себя прилично. 

Татьяна Ермолаевна знала толк в воспитании. У неё самой ребятишек было семеро. Да ещё в войну, да ещё в голод. В Сибири они оказались, спасаясь именно от голода. В их селе Чернава, в Орловской области, случился сильный град, побивший весь урожай, все дома. И это стало последней каплей в решении искать лучшей доли в неведомых краях. 

Папа Любин, Иван Александрович, попал в Красноярский край по той же причине, его семья спасалась от голодомора на Украине. Любовь Ивановна запомнила из детства отцовский рассказ, как он, семилетний мальчик, носил каждый день свою новорождённую сестру к матери, насильно угнанной в "коммуну" - чтобы ты могла покормить младенца грудью. "Коммуна" эта была за несколько километров от дома и приходилось бежать со всех ног, чтобы маленькая Анна не зашлась в крике от голода. Он забегал на мельницы, что попадались по пути, смазывал пальцами со стен и пола мучную пыль и давал пососать малышке. 

Отца Любы забрали на фронт восемнадцатилетним, довезли эшелоном до Москвы и развернули на Восток. Ушёл он в армию в 43-м, а вернулся в 51-м. Хотелось бы сказать "жизнь налаживалась", но Любовь Ивановна рассказывает о своём собственном рождении - и сомневаешься налаживалась ли? "Мама родила меня на печке. Роды начались, отец запряг повозку и поехал за акушеркой. К её приезду я уже появилась на свет. Взвесила она меня на безмене - 4 килограмма - написала в справке 30 октября, хотя родилась я поздно ночью 29-го. Это по доброте душевной, чтобы роженице на работу в колхоз на один день позже выйти. Никаких декретных отпуском тогда в помине не было. Родители мои трудилась на тяжёлых физических работах, как тогда говорили "за палочки" (имеются в виду пометки в виде палочек, которые проставляли в колхозных ведомостях о выходе на коллективную, неоплачиваемую, но обязательную работу; денежной оплаты не было, только распределялось зерно, продукты, оставшиеся после обязательного налога государству; люди, как правило, голодали). Да ещё гектар своего огорода надо было вручную вскопать, иначе не выжить. Грибы, ягоды, лесные травы - всё вокруг деревни нами, ребятишками, собиралось подчистую. Мама с папой умерли в один год, прожив вместе 55 лет." 

Когда Люба была девушкой, и к ней пришёл свататься её будущий муж, свой выбор он объяснил тем, что семья у Любы, в отличие от других деревенских, интеллигентная. Любина мама была самой активной читательницей сельской библиотеки, несмотря на тяжкий труд и большую семью. Так она восполняла не реализованное желание учиться. Из семерых детей только на образование младшей дочери родителям-колхозникам удалось накопить деньги. 

Может быть поэтому Любовь Ивановна тоже пришла трудиться в приходскую библиотеку - как дочь своей мамы? Мы говорили с ней о её жизни в праздник Рождества Богородицы. В этот день родилась её мама, Мария Васильевна, и конечно Люба провела этот день в церкви. Как, впрочем, и многие другие дни. 

Призыв Божий она услышала в своём сердце ещё в нулевые. Первым храмом стала Троице-Сергиева Лавра, первым святым - Сергий Радонежский. Благодаря ежегодному бесплатному железнодорожному билету Любовь Ивановна побывала во многих святых местах России, повозила сына и сестёр. А в 2014-ом пришла уже не только молиться, но трудиться. Жила рядом с сельским храмом. Помогала, чем могла: стирала, гладила, ухаживала за садом. Ходила крестными ходами, участвовала в молебнах, делила с прихожанами трапезы - стала членом христианской семьи. И переехав в город, сразу же отправилась искать храм. Села на 52-ой автобус и поехала с Мясокомбината в центр. Вышла, как только увидела церковь. Так она нашла нас. А мы её. 

Александра Лылина

Поделиться