Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Двунадесятый праздник. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около места распятия Иисуса Христа.

Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат события не только новозаветного времени, но и позднейшей истории. 

Во время вечернего праздничного Богослужения накануне праздника совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения. И ещё одна особенность – по окончании Литургии верующие прикладываются не к кресту в руке священника, а к кресту, возложенному на центральном аналое храма. 

В нашем Иоанно-Предтеченском храме сегодня были отслужены две Литуругии. Утренняя – отцом Владимиром Плехановым, поздняя – отцом Романов Ермякиным. Священники рассказали прихожанам об истории и значении праздника. 

«В первые века нашей эры христианство не было мировой религией. С ним боролись и иудейские священнослужители, и власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землёй Голгофу и Гроб Господень, чтобы полностью уничтожить воспоминания о месте, где пострадал за людей и воскрес Господь. На искусственном холме поставил капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. 

Однако через 300 лет великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены. Это произошло во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306 - 337). После победы над правителем Западной, а затем и Восточной части Римской империи Константин сделался единодержавным правителем. Он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан прекратились. 

Во время сражений император Константин увидел в небе крест с надписью «Сим победиши». Он действительно победил и именно это обратило Константина в христианство. Церковный историк, личный биограф Константина, Евсевий, ссылаясь на личное устное сообщение самого императора, уточняет, что явившийся символ затмил собой солнце. Вместе с Константином это зрелище наблюдало всё войско, все сорок тысяч человек. С тех пор этот знак, ставший монограммой Константина, сделался первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения. 

Желая отыскать тот самый Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену. Она начала в Иерусалиме археологические раскопки, поскольку к IV веке уже практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Большинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, - были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру. 

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники с точным описанием событий в жизни Христа и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них. 

Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания и обнаружили пещеру, где Христос был похоронен, а также несколько крестов. 

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа - обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — Христов? Нашли и табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», но она лежала отдельно от крестов. Крест Христов опознали по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест. 

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа. Ежегодно в этот день предстоятель Иерусалимской Церкви поднимал Крест, то есть воздвигал (отсюда — Воздви́жение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли, если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её. В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов. Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум и другими постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. 

Праздник Воздви́жения получил большое распространение на Востоке после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения Креста из плена в 631 году. Христианскую святыню, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота. С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста. 

Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения сделался предпраздничным днём перед Воздвижением. Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) "воскресением". В тех храмах, где этот праздник престольный, есть традиция служить в этот день пасхальным чином. 
По преданию, впоследствии Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесён по всему миру. Большая Его часть хранится в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам. 

Праздник Воздвижения имеет глубочайшее значение в судьбе мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по слову Христа, страшный суд будет предварён явлением знамения Креста Господня, «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:30). 

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»» 

Фото с вечернего Богослужения и поздней праздничной Литургии Дария Корякина и Юрий Новиков.

Фильм митрополита Волоколамского Илариона посвящен празднику Воздвижения Креста Господня. Владыка рассказывает об истории установления торжества в Церкви, об особенностях богослужения в этот день, о богословской традиции почитания Креста, о том, как отмечают Праздник Креста в Москве, в итальянской Лукке, в старинном венском аббатстве Хайлигенкройц и по всему миру: 

Поделиться