Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА… КУРСКИЙ

Сегодня Церковь празднует день памяти Курских святых. В нашем храме - иконами и частицами мощей - их двое. Серафим Саровский и Лука Войно-Ясенецкий. Да, да, святитель Лука - он не только Крымский, Красноярский, Тамбовский, Ташкентский… но и Курский.

В лавке нашего храма, выходящего в сквер с памятником выдающемуся хирургу и архиепископу, традиционно широко представлена литература о святителе Луке и его произведения. Многие, ассоциируя памятник с храмом, заходят в церковь помолиться именно этому святому и приобрести что-нибудь в память о Луке. 

Есть в лавке и книги и о его «курском периоде» жизни. Это, конечно же, автобиография «Я полюбил страдания, так очищающие душу» и небольшая книга «Святитель Лука. Факты, документы, воспоминания». Издание в твёрдом переплёте с множеством фотографий из семейного архива, предоставленных автору правнучкой святителя. Автор, обозреватель радио «Радонеж» Екатерина Каликинская, обобщила в своём труде цикл своих радиопрограмм о святителе Луке. Книга вышла в издательстве «Даръ» при поддержке информационного портала Pravmir.ru 

В Курской губернии два населённых пункта стали вехами на профессиональном пути молодого тогда хирурга: село Верхний Любаж и городок Фатеж – «самый маленький город в России с пятитысячным населением», как характеризуют его современные курский журналисты, пишущие о «их Луке» с не меньшей любовью, чем наши – «Луке Красноярском». Убедитесь сами. 

«В № 37 газеты «Курск» мы писали о радостном для фатежан событии, которого они ждали без малого 20 лет, -¬ открытии центральной районной больницы имени Валентина Феликсовича Войно¬-Ясенецкого, известного в православии как святитель Лука Крымский. Медицинское учреждение носит имя этого угодника Божьего с сентября 2006 года, тогда здесь состоялось освящение молитвенной комнаты, а на территории Тихвинского храма восстановлен крест в честь архиепископа. Многие куряне считают этого святого своим небесным покровителем и в скорбях и болезнях обращаются к нему с молитвой и горячей верой. Все дело в том, что с 1905 по 1908 год Валентин Феликсович работал в Курской губернии земским врачом и по праву считается одним из её выдающихся людей. 

В ноябре 1905 года молодой врач с супругой Анной переехал в деревню Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, где заведовал маленькой участковой больницей на 10 коек. Помимо этого, он участвовал в обсуждении целого ряда вопросов, связанных с подведомственной ему территорией, в которую входило еще несколько сел и деревень: возвращение с вонской службы земских врачей, созыв съезда медиков, постройка заразных бараков в сель-ских больницах, посещение врачами школ. Ему также поручили устройство яслей в населенных пунктах и деревнях на его участке. После санитарных советов Валентин Феликсович возвращался домой только к вечеру и сразу же ехал в больницу. 

«…Здесь я стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что ко мне пошли больные со всех сторон, и из других уездов Курской губернии, и соседней, Орловской», ¬- вспоминает свои будни святитель. В то время была широко распространена трахома глаз, лишавшая зрения тысячи людей. Валентин Феликсович возвращал им возможность видеть. В сво¬ей автобиографии он приводит по этому поводу такой случай: «…Молодой нищий, незрячий с раннего детства, после операции прозрел. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления». Сам святитель так подвел итог своей работы в Любажской больнице: «Чрезмерная слава сделала мое положение в Любаже невыносимым. Мне приходилось принимать амбулаторных больных и оперировать с девяти часов утра до вечера, разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки статей…» 

В период работы в Курской области врач Войно¬Ясенецкий выполнил более 1500 сложнейших операций, обобщил ряд хирургических случаев и опубликовал свои первые научные труды. В 1907 году Валентин Феликсович был переведен в Фатеж, где заведовал более крупной больницей на 60 коек, но работать здесь пришлось недолго. Врач отказался приехать на дом к одному высокопоставленному чиновнику. После чего на него посыпались угрозы и обвинения, и Валентин Феликсович был вынужден уехать из Фатежа. Известно также, что в это время святитель посещал Глинскую Рождество - Богородицкую и Коренную пустыни, где вел долгие беседы с настоятелем обители игуменом Исайей. Инок показывал ему монастырскую больницу, аптеку с запасом медикаментов и хирургических инструментов. 

Архиепископ незримыми духовными нитями по-¬прежнему связан с нашим регионом. Сегодня на окраине Фатежа действует архиерейское подворье в честь святителя Луки Войно¬-Ясенецкого. Здесь монахини обители готовят сестер милосердия, которые будут помогать врачам районной больницы лечить страждущих. А благодатная курская земля освящена не только образом чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», но и присутствием на ней великого святого Луки Крымского, а тогда простого земского врача.» http://riakursk.ru/monakh-v-belom-khalate/ 

*** 

«Проехав насквозь Фатеж – самый маленький город в России с пятитысячным населением, мы оказались у заброшенных больничных корпусов царских времён. Это место, где четыре года назад затеплилась монастырская жизнь. Окрест старинных зданий больницы в Фатеже остро ощущается величие того, что здесь совершалось столетие назад. Эти корпуса были построены в 50-е годы XIX в. Тогда шла война с турками, и фатежское земство выкупило землю для строительства больницы с целью реабилитации раненых. 

В 1907 г. хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был направлен сюда работать, приехав из Любажа, где оперировал после окончания Русско-японской войны. В своих дневниках он писал, что даже его молодых сил не хватает, чтобы оказать помощь всем страждущим. Он первым в условиях Фатежа занялся регионарной анестезией (передача нервного импульса по крупному нервному стволу введением раствора местного анестетика в параневральное пространство: укол при этом способе делается в определенные участки тела по ходу нервных стволов). 

Архиепископа Луку Войно-Ясенецкого называли человеком – абсолютом. У него была абсолютная вера, абсолютное знание. Его долгая жизнь охватывает царский период – время невероятного скачка в научной сфере, включая медицину; время революционной разрухи, время трудов в условиях лагерей, войны, лишений, унижений.» http://rusderjavnaya.ru/news/lechit_dukh_dushu_i_telo..

Поделиться