Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ИКОНОСТАС

Главное в храме – это алтарь. Алтарь – символ Царствия Небесного, куда стремятся все христиане.

Он отделён от остального пространства храма алтарной перегородкой и закрытыми дверьми, которые называются Царскими и открываются только в определенные моменты богослужений. Священник символизирует Христа, поэтому только мужчинам можно находиться в алтаре.

В иконостасе три двери, ведущие в алтарь: посредине иконостаса Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные. Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта, помогающие священнослужителям при совершении службы.

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Так, наш иконостас имеет три ряда, он трёхярусный. Алтарная перегородка имеет определённую канонами структуру. Обязательны иконы Христа, Богородицы, святого, чьим именем назван храм, четырёх авторов Евангелия. Чем ближе икона к Царским вратам, тем более почитаема.

Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный. В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Сверху - икона Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм. Видим икону Иоанна Крестителя. Он изображен с крыльями, так как он пророк.

На дьяконских дверях чаще всего изображены святые архидиаконы Стефан и Лаврентий. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным. В нашем храме это икона святителя Луки.

Второй ряд — деисус, или деисусный чин. Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса икона Христа «Спас в силах» или «Спас на престоле». Справа и слева - иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Изображенные на иконах деисуса святые повернуты в три четверти оборота ко Христу, молящиеся Спасителю.

Третий ряд — праздничный. В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд начинается с иконы Рождества Богородицы (начало евангельской хронологии), заканчивается - Успением Богородицы.
В больших храмах бывают пятиярусные иконостасы, они включают ещё пророческий и праотеческий ряды.


Поделиться