Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СРЕТЕНЬЕ ГОСПОДНЕ. ФРЕСКА И ИКОНА

В нашем храме есть фреска Сретенья Господня и икона в праздничном ряду иконостаса. Сретенье это один из «двунадесятых» (двенадцати особо почитаемых церковью) праздников. Традиционно на иконе в центре изображаются Богородица и Симеон, позади них — Иосиф Обручник, держащий в руках двух голубей (жертву, приносимую в храм при совершении обряда очищения) и пророчица Анна со свитком в руках. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола, осенённого киворием (в греч. алтарная сень, навес над престолом, поддерживаемый колоннами). Богомладенец передается старцу над престолом, через престол, что указывает на искупительную жертву Спасителя. Облачение престола насыщенного багряного цвета, что так же соотносится с темой Христовой жертвы, принесенной для спасения человечества. 

Богомладенец может изображаться и на руках у Матери, и в объятиях Симеона. На иконе он зримо предстает «связующим звеном», соединяющим две эпохи — Ветхозаветную и Новозаветную. Весь людской род в лице Симеона и Анны приемлет благую весть о воплощении Сына Божия. 

На иконе в храме Иоанна Предтечи, Христа держит на руках праведный Симеон, при этом Богородица протягивает к нему руки, как будто она только что передала ему младенца. Старец почтительно склонился, на его руки накинут край плаща, так как коснуться святыни можно только покрытыми руками. Все изображенные стоят по сторонам от престола, в центре храмового пространства, композиция уравновешена и статична. Икона написана современным иконописцем в традициях древнерусской иконописи XIV – XV веков. 

Слово "сретение" в переводе с церковнославянского означает "встреча". Праздник установлен в память о встрече, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова. 
Женщине, родившей мальчика, запрещалось, по ветхозаветному закону, в течение 40 дней входить в храм Божий. По истечении этого времени, мать с младенцем приходила в храм, чтобы принести очистительную и благодарственную жертву Господу. Дева Мария в очищении не нуждалась, но подчинилась закону по глубокому смирению. 

Навстречу Деве Марии, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старик - по имени Симеон (др. евр. "слышание"). Евангелие повествует, что Симеон был праведный и благочестивый старец, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Спасителя. В Иерусалимский храм Святой Дух привёл старца, когда ему исполнилось примерно 300 лет (по другим источникам 360 лет). Симеон, по внушению свыше, пришел в храм именно в то время, когда Мария и Иосиф туда принесли Богомладенца, для исполнения обряда. 

Старец понял, что пророчество, о котором писали в течение сотен лет пророки, исполнилось, и Младенец на руках Марии - долгожданный Мессия. Теперь он мог спокойно умереть. В Евангелии говорится, что Симеон взял Младенца на руки и произнёс слова «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…», которые впоследствии стали молитвой, поющейся на каждом вечернем православном богослужении. Святой Симеон просит Господа «отпустить» его из земной жизни для того, чтобы сообщить благую весть прародителям, находившимся в аду. 

Елена Шаклеина, искусствовед 

Фото Юлия РамазановаДария Корякина

Поделиться