Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ - ТРИ ИКОНЫ НАШЕГО ХРАМА

Сегодня, в день памяти Николая чудотворца, продолжаем миссионерскую рубрику #Учимся_понимать_иконы. Инициатор проекта «Иконы Красноярска: музей и храм», Светлана Тюрина, руководитель нашего Паломнического центра https://vk.com/palcentr24, надеется, что проект станет ещё одним мостиком от мира светского в мир духовной культуры, на которой зиждется история государства Российского. 

Николай Чудотворец - самый почитаемый из святых христианского мира. По количеству икон и храмов, освящённых в его честь, Святитель Николай занимает одно из первых мест после Божией Матери. Его иконография настолько многообразна, что вряд ли можно найти ещё одного святого, имеющего такой широкий круг изображений. 

Церковное искусство сохранило на протяжении веков портретные черты святителя Николая. Его внешний облик на иконах всегда отличается ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушённый в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого. 
(Среди наиболее известных иконографических типов следует выделить: поясные, оплечные и ростовые образы, «Никола зимний» и «Никола вешний», «Никола с Деисусом», Никола Можайский, Никола Зарайский, «Никола на Угреше», житийные иконы). 

Тип поясного изображения Николы с закрытым Евангелием в левой руке относится к числу наиболее распространённых в византийском и русском искусстве. Известен на Руси с XI века. 

В храме святого Иоанна Предтечи три иконы святителя Николая. Одна, в правом от алтаря углу, написана современным мастером в византийской традиции. Святитель изображён в полиставрии - крестчатой фелони, богослужебном одеянии епископов, митрополитов и патриархов, и в омофоре (лента с изображениями крестов, огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим — на спину. 

Символизирует овцу, заблудшую и принесённую добрым пастырем на плечах в дом, то есть спасение Иисусом Христом человеческого рода. А облачённый в него епископ знаменует собой Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнёс её к незаблудшим (то есть ангелам) в дом Отца Небесного.) 

В левой руке, покрытой омофором, святой держит закрытое Евангелие в золотом окладе, правая его рука поднята в благословляющем жесте. Образ написан на нейтральном жёлтом фоне, нимб покрыт сусальным золотом. 

Вторая икона, находящаяся в алтаре, изображает святого в традиционном архиерейском облачении серебристого цвета, состоящим из ризы, поручей, омофора, фелони и палицы. На груди святителя Николая изображена панагия - образ Богоматери, носимый архиереями; на голове - митра. Такой тип иконографии получил название «Николы зимнего». Тогда как икона святого без головного убора именуется «Николой вешним». По преданию, митра в изображении святого Николая появилась благодаря императору Николаю I, который как-то зимой обратил внимание духовенства на то, что его небесный покровитель изображён без головного убора. 

В верхней части иконы, справа и слева, помещены изображения Спаса и Богоматери, которые связаны с так называемым Никейским чудом. В доказательство правоты епископа Николая, обличившего ересь Ария на I Вселенском соборе в Никее и лишённого за это епископского сана, а после заточённого в темнице, Христос и Богоматерь вернули ему Евангелие и омофор - знаки святительского достоинства. 

Икона написана во второй половине XIX века, в живописной академической манере. Возможно, этим обусловлены некоторые отступления в иконографии: правая рука с благословляющим именословным жестом, повторящим греческое начертание имени Христа (см. картинка), сильно отведена в сторону, а левая рука, держащая Евангелие, не покрыта платом или омофором. Лицо святого написано подробно и профессионально, чего нельзя сказать об ошибках в изображении анатомии его рук. Мастер изображает Святителя Николая, как строгого и требовательного наставника, с суровым взглядом. 

С XIII в. существуют изводы Николая Чудотворца с открытой книгой в руках, на страницах которой помещён текст службы святителю. В Древней Руси такие образа встречаются редко. В новое время XVIII–XIX вв. они были распространены преимущественно у старообрядцев. 

Ещё одна алтарная икона святителя Николая, вероятно, написана в XIX веке на Урале (Невьянск), в старообрядческой иконописной мастерской, в древнерусской традиции. Портретный облик святого здесь, как и на многих других иконах, отличает высокий лоб, мягкие круглящиеся линии облика, заботливый взгляд "пастыря", в котором при этом читается строгая проницательность. Святой изображен в красной фелони с растительным узором, и бело-розовом омофоре с крестами. В левой руке, покрытой зелёным расписным платом, он держит открытое Евангелие. Пальцы правой руки сложены в благословляющем двуперстии. По сторонам от святого во облацех (на облаках) изображены Спаситель и Богородица, возвращающие ему знаки епископского сана. Икона написана по золотому фону, очень подробно, с детальной проработкой орнаментов и лика. 

На Урале святителя было принято писать с открытым Евангелием, поскольку это требовало от иконописца большего мастерства. Если Евангелие на "невьянской" старообрядческой иконе Николая Чудотворца было закрытым - это считалось признаком подделки или нерадивости иконописца. Из трёх икон, последняя является наиболее ценной и качественной в художественном отношении, и нуждается в реставрации. 

Елена Шаклеина, заведующая отделом русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, соавтор экскурсионной программы«Иконы Красноярска: музей и храм», разработанной нашим Паломническим центром https://vk.com/palcentr24?w=wall366814153_3564

Фото Юрий Новиков

Поделиться