Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

«НЕ ТАК ЖИВИ, КАК ХОЧЕТСЯ»: к юбилею А.Н. ОСТРОВСКОГО

В апреле сего года исполняется 195 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского (12.04.1823 – 14.06.1886), известного русского писателя и талантливого критического драматурга, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Островский - основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук. А.Н. Островский был заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. 

Дед Островского был священником; отец - Николай Фёдорович, окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря. Благодаря большой библиотеке отца Александр рано познакомился с русской литературой и почувствовал cклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. По окончании 1-й Московской губернской гимназии в 1840 году он стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе. По желанию отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года. 

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»). Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» — они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Профессор Московского Университета С. П. Шевырев после прочтения Островским пьесы у себя дома торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе». 

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале «Москвитянин», университетского профессора, доктора словесности - М. П. Погодина (славянофил). Взгляды славянофилов: Русский народ — богоносец; Православие — единственная верная в христианстве религия; Европа — средоточение разврата, революций, религиозных ересей. 

Александр Николаевич Островский - автор сорока семи пьес. Многие из них уже в своих названиях в виде пословиц и народной мудрости дают читателю урок: 
«Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье», «Праздничный сон - до обеда», «Старый друг лучше двух новых», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдёшь, то и найдёшь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Не всё коту масленица», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и др. 

Самая большая группа пьес Островского посвящена изображению мира московского купечества, как сословия, наиболее полно сохранившего традиции русской национальной жизни, её поэзию и нравственные устои, всецело формируемые православием. Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке», ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.
А.Н. Островского называли «Колумбом Замоскворечья». 

В пьесе «Не так живи, как хочется» уже само её название ориентирует читателя на органично усвоенное народным сознанием православное мировоззрение. Первоначальное название этой пьесы «Божье крепко, а вражье лепко: масленица». Автор утверждает, что жизнь в браке (в законе) приводит к обретению благодати (мира и покоя). Островский не случайно называет эту пьесу народной драмой: попрание родительской воли (за которой стоит Божья воля) приводит человека к духовной катастрофе. 
Эта тема повторяется в известной всем нам пьесе «Гроза», где знаками отступившей от Катерины благодати является её неспособность к прощению свекрови, неспособность к молитве, в которой она не может обратиться после своей измены к мужу. Вроде бы она и набожна. Так почему вера постепенно угасает и пропадает у Катерины? - Жизнь христианина не только радость, но и скорби, это и покаяние в грехах, и несение креста. Тот, кто ищет в молитве духовных наслаждений, молится без покаяния и смирения, близок к погибели. Катерина утрачивает трезвый православный взгляд на предназначение человека и в результате погибает. 

Советская школа совсем по-иному интерпретировала поступки Катерины, она учила восхищаться ею как сильной личностью, осмелившейся на героический протест «против тёмного царства». 

Аполлон Григорьев, поэт, литературный и театральный критик XIX века, знаток творчества Островского, считал, в отличие от Добролюбова, что у Катерины характер слабый и восхищаться нечем. Он был человеком верующим, и самоубийство, и измена являлись в его глазах не героизмом, а грехами. 

Замечательными образцами лирической комедии являются пьесы «Поздняя любовь» и «Сердце не камень». В них Островский создаёт идеальные женские образы. Вера Филипповна Каркунова («Сердце не камень») - благочестивая жена богатого фабриканта, выдержавшая все жизненные испытания: столкновение с миром корысти, интриг и клеветы, и при этом не озлобившаяся, а мудрая и кроткая, с истинным христианским благородством и достоинством. Вера Филипповна, как и Людмила Маргаритова - героиня «Поздней любви», воплощают собой жертвенную, всепрощающую любовь, восстанавливающую тем самым и человеческое достоинство в своих «слабых» избранниках. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича. 

Идеальным женским образам Островского свойственны девическая честь, верность семейному очагу, смирение, великодушие, жертвенная любовь. Они могут ошибаться в своих избранниках, но не поступятся нравственным достоинством личности, воспитанной в православных традициях. 

Сегодня постановка пьес А.Н. Островского идет на сцене многих театров России и других стран; в нашей стране экранизированы пьесы Островского: «Женитьба Бальзаминова», «Бесприданница», «Без вины виноватые», «На бойком месте», «Свои люди сочтёмся», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Бедность не порок» и др.