Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ПЕТР И КНЯГИНЯ ФЕВРОНИЯ, МУРОМСКИЕ ЧУДОТВОРЦЫ

СПРАВКА. Святые Петр и Феврония Муромские являются покровителями семьи и супружества, а день их памяти объявлен федеральным праздником семьи, любви и верности. Дни памяти: 25 июня, 3 сентября (перенесение мощей). Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы особо почитаемы православным народом и церковью. 

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. 
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. 
Святые благоверные супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. 
До нас дошли очень скудные и противоречивые сведения о благочистивой чете.

По сведениям издания - Жития святых (Четьи -Минеи) Димитрия Ростовского - "...благочестивый князь Петр происходил из благочестивого и святого рода, воспитан был в православной вере и целомудрии в городе Муроме и правил княжеством своим, во всём соблюдая строгую справедливость. Когда наступило время, он сочетался браком с благоверною княгинею Февронией, которая также происходила из благочестивого рода и тщательно была наставлена в благочестии. Будучи, таким образом, оба святыми и праведными людьми, блаженные Петр и Феврония любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими". 

Знаменитая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - творение соборного священника Ермолая-Еразма, написанное им по заказу митрополита Макария после канонизации святых благоверных Петра и Февронии на Московском Соборе 1547 года. Но митрополит Макарий не стал включать данное произведение в свои знаменитые Великие Четьи-Минеи. Он счел ее не совсем подходящей по стилю и содержанию к привычному агиографическому жанру. 
Отец Ермолай не был сказителем. Он был выдающимся богословом, писателем, публицистом, человеком высокообразованным. Имел опыт написания произведений, поэтому святитель Макарий и поручил ему составить житие муромских чудотворцев. В том, что он не сам выдумал данное сказание, но лишь обработал существующие предания о благоверных Петре и Февронии, никто не сомневается.
К сожалению, Ермолай-Еразм опирался в своих исследованиях только на устные народные предания о муромском князе и его супруге. 

Народное почитание и свидетельства о жизни и чудесах святых являются 
и поныне очень серьезным источником при составлении житий канонизированных святых. В XVI веке и в более ранний период устное творчество было самым главным источником информации. Царь Иван Васильевич Грозный решил провести канонизацию благоверных Петра и Февронии, но известно, что народное почитание этих святых началось еще задолго до их церковного прославления. Для составителя житий святых народные устные рассказы, предания о жизни подвижников благочестия такой же источник, как и летописи. 

Заслуга священника Ермолая в том, что он бережно собрал все, на его взгляд, достоверные сказания и предания о святых Петре и Февронии и, отредактировав их, донес до читателя. Именно благодаря ему мы имеем не только летописные данные о них, но и сохраненные устные сведения о святой муромской чете. 
Ошибка этого древнего писателя в том, что он не соединил устные предания с данными летописных исторических документов.
«Повесть…» Еразма прочно вошла в православный обиход и пользуется известностью и уважением у церковного народа, признана источником сведений о земной жизни небесных покровителей брака. 

Есть еще одно житие Петра и Февронии. Оно является самым объективным и исторически выверенным источником. Это жизнеописание составлено святителем Филаретом (Гумилевским), блестящим богословом, очень авторитетным историком XIX века, и включено им в книгу «Избранные жития святых». Чем особенно ценен труд святителя Филарета? Он, как профессиональный историк, опирается на исторические источники: русские летописи (Никоновскую, летописи Переславля Суздальского и другие), родословную Муромских князей, историю Рязанского и Муромского княжеств, «Пролог», сочинения историков Татищева и Карамзина. Поэтому его житие можно назвать самым достоверным с исторической точки зрения. Святитель Филарет (Гумилевский), несмотря на то, что подходит к «Повести…» критически, все же широко использует ее при написании своей версии жития. Он корректирует некоторые места и убирает все, с его точки зрения, лишнее.
Святитель Филарет (Гумилевский) в основном опирался на «Родословную книгу князей и дворян российских и выезжих» и другие источники.
Все три источника о святых полезно и нужно прочитать. Они дополняют друг друга.

Приглашаем прихожан за литературой в библиотеку прихода по четвергам и субботам с 16 до 17 часов