ОБ ОДНОМ ИЗДАНИИ - «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
ДОРОГИЕ ПРИХОЖАНЕ!
В фонд библиотеки прихода поступила книга
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»:
серия «Русская икона: образы и символы».
Авторы предлагают "медленно прочесть икону", чтобы понять красоту и смысл изображения, суметь отличить подлинник от подделки...
Книга написана с любовью и глубиной, профессионально и доступно.
В библиотеке имеются другие издания этой серии.
Библиотека открыта для Вас в четверг и субботу с 16 до 17 часов..
Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии отмечается православным миром 7 апреля как непреходящий двунадесятый праздник о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
Этот лиричный и праздничный сюжет издавна популярен в религиозной живописи. Он легко узнаваем по позам действующих лиц и атрибутам. Иконографические схемы начали складываться очень рано.
Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах, например на стене усыпальницы святой Прискиллы.
Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века.
Иконописные каноны развились из раннехристианских и остаются в византийской и русской иконописи в принципе неизменными.
Основные атрибуты:
Лилия — символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. Семь цветов лилии — семь радостей Марии.
Прялка, веретено (с красной пряжей) — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ плоти Христовой. В руке Марии, служанки или просто в интерьере.
Со временем уступает свою популярность изображению книги.
Книга пророка Исайи, которую читает Мария . Как правило, она лежит на аналое.
Райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.
Луч света, в котором спускается Святой Дух.
Колодец — символ чистоты Марии . Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.
Кувшин, с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко).
Ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко).
Крылатый Гавриил изображается коленопреклонённым перед сидящей Девой (вариант — архангел парит над землёй, нетвёрдо касаясь её ногой). Как правило, одна рука его поднята в приветствии, а другая — в благословляющем жесте. Поза ангела восходит к изображениям вестника в античном искусстве. На древнейшем изображении Благовещения, фреске в римских катакомбах, архангел Гавриил изображён в виде римского официального вестника и оратора. Крылья у ангела появляются лишь с V—VI веков.
В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое — поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения.
Если у архангела — скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике (Андрея Критского) Гавриил, стоя перед Марией, правой рукой благословляет её, а в левой руке держит расцветшую лилию.
В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову. В правой руке Мария держит клубок шелку, простирая левую к ангелу.
Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии (в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности). Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха (работа Боттичелли в ГМИИ им. А. С. Пушкина), Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом (например, фрески Джотто в капелле Скровеньи), столбах храма (Киевская София). В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста.
Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать диалог «мужчина-женщина» и придать сцене максимально духовное наполнение.
Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя и луча света, в котором птица спускается. Голубь может быть в золотом вращающемся диске. На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле, символизирующая Воплощение.
Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть»), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками».
Врата являются дополнительным символом Богородицы (образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращённых на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь.
До появления в православных храмах высоких иконостасов эту сцену, также разделённую надвое, располагали в храме на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причём изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой, например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы; самое раннее «Благовещение» в русском искусстве, 1040-е гг.).
Иногда изображения наносились и в других местах — на триумфальной арке, на стенах и своде.
Среди русских икон на этот сюжет стоит отметить «Устюжское Благовещение» (Великий Новгород) и иконы Рублёва и Даниила Чёрного, а также фреску Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. К более позднему времени относятся работы русского художника, мастера портрета, Вл. Боровиковского.
Существует большое количество храмов, посвящённых этому празднику: Благовещенский собор Московского кремля, Благовещенский собор Казанского кремля и другие. Существует также несколько православных Благовещенских монастырей, в том числе в Красноярске.
По давней традиции на Благовещение в России принято отпускать на волю птиц.
Это делается в напоминание о Благой вести и свободе, которые даны не только людям, но всему творению Божию.
Следуя этому обычаю, ежегодно Патриарх Московский и всея Руси с паперти Благовещенского собора выпускает стаю голубей.
На эту тему А. С. Пушкиным
написано стихотворение:
«В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны».