Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

РЫЦАРИ ПРАВОСЛАВИЯ

Историки до сих пор не могут сойтись во мнении по поводу возникновения казачества.

Существует масса теорий о происхождении этого сословия, среди которых больше всего сторонников у двух прямо противоположных версий.

По самой популярной оно возникло к середине XVI века на территории малозаселённых причерноморских и приазовских степей, между Днестром на западе и Доном, Хопром на востоке. Численность казачества постоянно увеличивалась за счёт беглых людей, укрывающихся на этих землях от закона или от налогов.

Вторая теория отсылает к античной эпохе. Её сторонники определяют казаков как особый народ. По их мнению, он сформировался в начале нашей эры из-за смешения племён, которые говорили на славянских наречиях.

Есть и другие версии. По мнению историка Л. Н. Гумилёва, казачество могло произойти от половцев, которые приняли христианскую веру. В Российской империи в 18 - начале 20 века казачество играло роль военного сословия. Хотя ранее, в 14—17 веках, это были вольные, свободные люди, работавшие по найму, главным образом на различных промыслах, а также лица, нёсшие военную службу на окраинах страны.

«Вся история России сделала казаками» - не без основания говорил Лев Толстой. Для подтверждения этого можно хотя бы вспомнить имена некоторых ярких представителей сословия: Илья Муромец, Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Емельян Пугачёв, Иван Краснов, Иван Платов, Алексей Каледин.

Казаки называли себя рыцарями Православия, борцами за чистоту веры, и пострадать в борьбе с еретиками, с врагом они считали для себя превыше всякой чести, знаком Божественного благоволения. Православие было не просто верой, а фундаментом всей их жизни.
Казаки всегда смотрели смерти в глаза. «Победить или погибнуть» - такой девиз они писали на своём оружии. Человек, который предполагает, что завтра уже не вернётся, живёт каждый день, как последний. В авангарде они шли в атаку и на француза, и на турка, и на японца, и на немца.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были благодушны, честны, щедры, гостеприимны. Как утверждают их потомки основные обычаи сословия можно описать в трёх пунктах: уважительное отношение к старшим; безмерное почитание гостя; уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Казачество - удивительное явление. Оно имеет богатые традиции, культуру, историю, которые отражены в литературе, мифах, преданиях, легендах. В библиотеке прихода имеются книги на эту тему.
КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ: Проза. Публицистика. Стихи / Сост. Р. Сенчин. – М.: Литературная Россия, 2013. – 286 с.: ил. – (Б-ка еженедельника «Литературная Россия»).

Еженедельник «Литературная Россия» ежегодно проводит различные конкурсы, которые содействуют воспитанию, формированию у молодёжи патриотизма, семейных, других духовно-нравственных ценностей, призывающих к познанию истории Отечества, своих корней. Один из конкурсов редакция посвятила казачеству. По его итогам был издан данный сборник. В книгу вошли рассказы, очерки, стихи авторов, представляющих различные территории: Ростов-на-Дону, Вологда, Ставрополь, Москва, Казахстан, Краснодарский край, Харьков, Дагестан, Омск. Есть там и наши земляки.

Александр Зиборов из Самары в своей работе «Казаки – супервойны руссов» утверждает, что прародители казаков русы-славяне владели особыми знаниями выживания, приёмами рукопашного боя, которые уже позже стали известны как удивительный феномен «Казачий Спас».

В статье Александра Гаврилова «В авангарде» дана история возникновения казачьего войска: Донского (1570), Сибирского (1582), Семиреченского (1847), Забайкальского (40-е годы ХVII в.) и других. Вызывает особый интерес работы «Отпор шолоховедам» об обвинении Михаила Шолохова в плагиате и «Папаха черна, да душа светла» - о нашем великом земляке Василии Сурикове, который очень гордился своим происхождением. Став известным художником, академиком живописи, он в заграничных поездках представлялся: «Я Суриков, русский казак». Даны сведения о роде художника, его родственниках, его картинах, в которых отражена подлинная история российского казачества – полотна «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин». В книге публикуется много воспоминаний об отдельных представителях сословия, в том числе об участнике Белого движения генерале Константине Мамантове, советском полководце Семёне Будённом.

ГНИДЕНКО А.М., ГНИДЕНКО В.М. ЗА ДРУГИ СВОЯ ИЛИ ВСЁ О КАЗАЧЕСТВЕ. – М.: Международный фонд славянской письменности и культуры, 1993. – 272 с.: ил.

Книга написана на основе архивных документов, неопубликованных материалов, рассказов очевидцев, а также с использованием трудов историков. Авторы-составители сборника повествуют в основном о событиях исторического периода от начала зарождения казачества, до ХХ века. Составители сборника неоднократно подчёркивают большое значение казаков в деле защиты Отечества, завоевания новых земель и основания многих городов. Много уделено внимания военным подвигам, особенностям быта и культуры, традициям, и, конечно же, вере героев. Обживая новые земли, они строили церкви, обращали в Православие местные народы.

Читатель знакомится со специфическими терминами: сотник, атаман, войсковой круг, курень, пластуны и т.д. Даётся подробная характеристика отдельным представителям сословия, отмечается их способности к искренней дружбе, умению побалагурить, шикануть своим нарядом. Вместе с тем встречались и отрицательные черты, такие как пьянство, лень, беспечность.

Казаки были необыкновенно изобретательны. От лихорадки они пили водку с ружейным порохом, на раны прикладывали растёртую со слюной землю, а при отсутствии металлической посуды ухитрялись варить пищу в деревянных котлах. Россия сейчас испытывает особое борение с силами зла, и мы как никогда нуждаемся в достойных примерах, а ещё больше нуждаемся в преданных, отважных, любящих своё Отечество рыцарях Православия, каковым и является возрождающееся казачество.

При подготовке информации был использован experience.tripster.ru

#Обзор_Валентины_Хлебовой #Библиотека_Прихода

 
Поделиться