Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СВЕТИЛЬНИКИ ВЕРЫ ХРИСТОВОЙ

В народе известно, что на Пасху так просто не умирают, и отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет особую честь и милость от Господа. 
Страшное событие произошло в Оптиной Пустыне ровно тридцать лет назад. Пасхальное утро. Только что закончилась литургия и монастырские автобусы увезли из Оптиной местных жителей, и паломников. К шести часам утра двор монастыря опустел. Все его обитатели разошлись по своим кельям, а иные ушли на раннюю литургию в скит. Тем временем двое лучших звонарей Оптиной - иноки Ферапонт и Трофим встали к колоколам, славя Воскресение Христово.

Первым был убит инок Ферапонт. Он упал, пронзённый мечом насквозь, но как это было, никто не видел. Следом за ним отлетела ко Господу душа инока Трофима, убитого также ударом в спину. Инок упал. «Но уже убитый - раненный насмерть - он воистину «восста из мертвых»: подтянулся на верёвках к колоколам и ударил в набат, раскачивая колокола уже мёртвым телом и тут же упав бездыханным. ...Иеромонах Василий, услышав зов набата, повернул к колоколам - навстречу убийце». Между ними произошёл краткий разговор, после которого отец Василий доверчиво повернулся к фанатику-сатанисту спиной. «Удар был нанесён снизу вверх через почки к сердцу. ... Он жил ещё после этого около часа, но жизнь уходила от него с потоками крови». 

Так описана мученическая кончина насельников Оптиной Пустыни в книге Нины Павловой «Пасха красная».

Книга рассказывает об иноческом пути и страдальческой кончине новых Оптинских страстотерпцев. Почему же именно эти монахи сподобились мученичеству? - Может кто-то скажет, что так сложились обстоятельства, всё случайно. Нет!
У Бога нет случайностей. Думая об этом, невольно вспоминаеются слова священномученика протоиерея Иоанна Вострогова: «В жертву Богу приносится не худшее, а лучшее». Насельниками Оптиной и близко их знавшими мирскими людьми, было замечено, что каждому из троих, были присущи какие-то личные духовные особенности - дарования Божии. «Дар слова, помазанного благодатью - присущий иеромонаху Василию; дар милостивого сердца и сострадания - отмечен инок Трофим; дар молитвы и молчания - осенивший инока Ферапонта». Они были готовы к встрече со Христом. В этом убеждаешься, узнав из книг их земную жизнь.

Все трое были молоды, красивы, физически сильны, увлекались спортом, любили читать, учились, служили в армии. Простые русские парни. У них было много общего: поиск смысла жизни, стремление угодить Богу, трудолюбие, смирение, постничество, нестяжательство, усердие в молитве, сила духа. Со слов игумена Филиппа (Перцева) «всех троих отличала абсолютно полная посвященность себя Богу». И в тоже время они были такие разные.

Иеромонах Василий (Игорь Росляков) закончил факультет журналистики МГУ, талантливый поэт, преуспевающий спортсмен, который мог достичь мировой славы. Ещё до принятия монашества у Игоря было заветное желание: «умереть на Пасху под колокольный звон»... Живя в монастыре, молчаливый, любящий уединение, тихий, сострадательный, он, несмотря на молодость, имел много духовных чад, выполнял послушание летописца, имел необыкновенный дар слова, многие видели в нём будущего старца. Мученическая кончина иеромонаха Василия стала достойным венцом всей его богоугодной, хотя и краткой жизни (32 года), жизни благоговейного священнослужителя, вдохновенного проповедника, кроткого и смиренного пастыря и наставника.

Инок Трофим (Леонид Татарников). «Всё в нём было по-богатырски крупно: не руки, а ручищи, не шаг, а шажище. И ходил он таким стремительным шагом, что его светлые прямые волосы взвевало ветром от быстрой ходьбы. Портрет Трофима лучше всего нарисовал бы, наверное, ребёнок, рисуя, как это делают дети, голубые глаза на пол-лица и при этом пронзительной голубизны». Просто сибирский богатырь! Да и был он родом из Иркутской области. В монастыре «Трофим был духовный Илья Муромец и так по-богатырски щедро изливал на всех свою любовь, что каждый считал его своим другом... Он каждому был брат, помощник, родня». Специальностей у Трофима в миру было много: машинист мотовоза, скотник, сапожник, пожарник, а после армии он пять лет рыбачил на траулерах Сахалинского морского пароходства.  Всегда и везде находчивый и жизнерадостный, простодушный и ласковый в обращении, он был всеобщим любимцем.

Инок Ферапонт, до монашеского пострига - Владимир Пушкарёв, долгое время жил в Красноярском крае, учился в Дивногорском лесотехникуме. О Ферапонте говорили, что он «из прошлого века сбежал», «был человеком не от мира сего и такой чистоты, как хрустальный. Он жил по законам Евангелия, а это мученичество в наш век». Внешне Ферапонт, был очень красив: «Точёные скулы, ярко голубые глаза и золото кудрей по плечам. Главное - в нём угадывалась нежность души», «Никогда не пил не курил, не дрался, если, конечно не нападут... и, говорят, владел теми боевыми искусствами, какие изучает спецназ», играл на гитаре, был молчалив, добродушен, спокоен. В посёлке Орджоникидзе Мотыгинского района, где раньше Владимир Пушкарёв жил с матерью и сёстрами, о нём говорили: «А зачем он пошёл в монастырь? Он и так святой был». В монастыре не гнушался никакой работы: мыл туалеты, исполнял послушание на складе, за свечным ящиком, в трапезной, вырезал крестики, был звонарём, столяром. И всё выполнял с усердием, на совесть. А ночью втайне творил пятисотницу с поклонами.

После смерти в подряснике Ферапонта осталась записка: «Если понадобится помощь, буду рад оказать её». И по сей день эту помощь оказывают убиенные монахи всем, кто обращается к ним с горячей молитвой. Важно отметить, что, наряду со случаями помощи Божией в житейских нуждах и исцелений от тяжёлых болезней, отмечены примеры духовного возрождения, благодатного изменения души молящегося. Во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина Пустынь ведётся работа по сбору документальных материалов для возможной канонизации трёх насельников обители. 

После трагических событий, происшедших в Оптиной Пустыни  вышли книги, повествующие о жизни новомучеников и чудесах Божией помощи по их молитвам. Все издания хорошо иллюстрированы, помимо биографий монахов содержат воспоминания родственников, друзей, братии монастыря, свидетелей их жизни и мученической смерти. Публикуются дневниковые, келейные записи, письма, проповеди, стихи Оптинских новомучеников. 

Эти книги можно взять в приходской библиотеке. 

ПАВЛОВА Н.А. ПАСХА КРАСНАЯ. О трёх Оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 года. - Льялово: Храм Рождества Пресвятой Богородицы: ООО «Адрес - Пресс», 2004. - 416 с:.ил.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ОПТИНСКИХ  НОВОМУЧЕНИКОВ ИЕРОМОНАХА ВАСИЛИЯ, ИНОКА ФЕРАПОНТА, ИНОКА ТРОФИМА. Благословенно воинство (Мученичество в жизни Церкви). - Изд. 2-е, испр. - Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003. - 351 с.: ил.

НЕБЕСНЫЕ РАТНИКИ. Жизнеописания и чудеса Оптинских новомучеников - М.: Святитель Киприанъ, 2008. - 336 с.: ил.

ТЫ ИСПЫТАЛ МЕНЯ, БОЖЕ, И ЗНАЕШЬ... Жизнеописание иеромонаха Василия (Рослякова). - М.: Святитель Киприанъ, 2001. - 160 с.: ил.

Дорогие читатели! Ждём Вас
за душеполезными книгами в часы работы библиотеки прихода.

В апреле 2020 года была сделана публикация об авторе книги "Пасха Красная" - Нине Павловой, и об убиенных монахах Оптины.
https://vk.com/wall-159285191_323

Тридцать лет назад, 18 апреля 1993 года мы получили новых Небесных воинов, наших заступников, светильников веры.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих – убиенных иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима.
Святыми их молитвами помилуй всех православных христиан! Вечная память! Христос Воскресе!

Валентина Хлебова, библиотекарь прихода


 

Поделиться