Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ЧТО ЧИТАТЬ ХРИСТИАНИНУ?

«Книга всегда ум доводит до состояния Вселенной, а сердце расширяет до Божественной любви» - митрополит Красноярский и Ачинский Пателеимон.

В России уже стало традицией отмечать в марте День православной книги. Именно в марте 1564 года в нашей стране увидела свет первая печатная книга «Апостол» диакона Ивана Фёдорова.
Решение о празднике было принято четырнадцать лет назад по инициативе Патриарха Кирилла, который неоднократно высказывался о пользе чтения: «Читая книги, мы должны обогащаться добрым и правильным опытом других людей, ограждать себя от ошибок, через которые прошли другие люди, тяжесть последствий которых запечатлена на страницах книг».

День православной книги празднуется с целью духовного просвещения, привлечения общественного внимания наших граждан к чтению духовно-нравственной литературы и вечным общечеловеческим традиционным ценностям. Важно показать, что среди бесконечных бестселлеров есть издания, способные помогать человеку развиваться, учиться, жить по совести.

Конечно же, основой духовного чтения является регулярное обращение к текстам Священного Писания. По мнению многих священников, человеку, который только знакомится с церковной жизнью и её учением, прежде всего необходимо, прочитать Новый Завет, потом уже Ветхий, несмотря на то что в Библии они расположены в обратном порядке. Преподобный Амвросий Оптинский учил: «Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй – что читала, как овца жвачку».

Священное Писание всё «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16). Каждое его слово имеет глубокий смысл, не только буквальный, но и духовный. Поэтому читать его надо с последующими комментариями. В этом помогут толкования блаженного Феофилакта Болгарского, святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Кинешемского, Александра Лопухина, Матвея Барсова, Бориса Гладкова.
О том, что, кроме Священного Писания, должен читать человек верующий или интересующийся православием, нам подскажут советы святых отцов, подвижников благочестия, современных священников и писателей.


«Это Апостольские послания, Жития святых, труды святых отцов, современных богословов и проповедников, которые открывают нам сияние Царства Божия и не только в будущем, но также здесь и сейчас, в окружающем нас мире. Знакомят нас с опытом жизни людей по заповедям Божьим, опытом поиска Христа, запечатлённым в их сочинениях, письмах, проповедях и дневниках. Всё это по-настоящему бесценно» - так утверждает протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря города Кирова, писатель, кандидат исторических наук.

Один из самых крупных церковных писателей, святитель Игнатий Брянчанинов в книге «Приношение современному монашеству» предостерегает от безсистемного чтения духовной литературы, советует «соблюдать постепенность», предлагая перечень святоотеческих трудов для чтения на первом этапе: поучения аввы Дорофея, «Оглашения» преподобного Феодора Студита, «Руководство» преподобного Варсонофия Великого и Иоанна Пророка.
Практически все священники в выборе книг единодушно рекомендуют преподобного авву Дорофея, советуя, что читать его «надо не спеша, потихонечку осмысливать, думать, и его труды будут основой и опорой всей жизни человека».

Как говорит митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин (Корчагин): «При знакомстве с духовной литературой, как и с обычной, начинать надо с классики: сначала должны быть святоотеческие книги, фундаментальные, основополагающие». Это книги святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, преподобных Силуана Афонского и Макария Египетского. Из современных церковных писателей – митрополита Антония Сурожского (Блума) и протопресвитера Александра Шмемана, протоиерея Александра Меня.

Далее идут более серьёзные произведения: «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника Синайского; письма преподобного Амвросия Оптинского; очень глубокие, великолепные наставления, поучения преподобного Исаака Сирина Ниневийского, которые несложно читать. Работы наших великих учителей-богословов: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Афанасия Великого, Григория Богослова, Кирилла Иерусалимского; преподобного Симеона Нового Богослова. Это труды святителя Григория Паламы. Но к такой литературе надо быть подготовленным, иметь багаж знаний и духовного опыта.

Говоря о православной книге, надо понимать, что к ней относится не только церковная литература, но и светская. Конечно, не вся, а та, что, размышляя о жизни и любви, приводит читателя к их источнику – Богу. «Это русская классика ХIХ века, а также Бердяев и Ильин, Пастернак и Солженицын, Ахматова и Рубцов, Распутин и Крупин и даже такие, казалось бы, далёкие от них Толкин и Льюис, Хаксли и Оруэлл... Потому что все они о людях, которые живя в этом мире, тем не менее, имеют дерзость жить по законам любви» - протоиерей Александр Балыбердин.

С автором этих строк согласна Олеся Николаева, русский поэт, прозаик, профессор Литературного института имени Горького, лауреат многих литературных премий, в том числе Патриаршей: «Говоря о настоящих книгах, нельзя не упомянуть классическую литературу…Как мы можем не читать русскую классику? Она формирует нашу ментальность, мировосприятие, даёт нам стратегические пути в нашей собственной жизни. Классическая русская литература несёт в себе дыхание Православия. В основе её лежит механизм преображения. Литература, обращаясь к «язвам» общества, к грехам человеческим, являет силу Промысла – как возмездия, так и спасения».

Из русской классической литературы первым делом нужно назвать имена великих писателей: Фёдора Достоевского, Николая Гоголя. У последнего помимо художественной прозы, есть и богословские произведения: «Размышления о Божественной Литургии», «Выбранные места из переписки с друзьями». Продолжим список авторов русской классики: Александр Пушкин, Антон Чехов, Иван Тургенев, Владимир Короленко, Иван Гончаров, Сергей Аксаков, Николай Лесков и т.д.
Среди зарубежной литературы помимо перечисленных выше: Гилберт Честертон, Чарльз Диккенс, Жюль Верн, Генрик Сенкевич (роман о жизни первых христиан «Камо грядеши»), Ганс Христиан Андерсен, Сент-Экзюпери и другие. В их произведениях также достаточно много тем о дружбе, верности, чести, человеческом достоинстве, любви, вере.


Священник Павел Гумеров, клирик храма святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище Москвы, автор многих книг, продолжает тему художественной, документально-мемуарной литературы и советует соблюдать в последовательности чтения принцип от простого к сложному. Так, для новоначальных прихожан он рекомендует знаменитую книгу «Несвятые святые» митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова): «Книга очень интересная, простая для восприятия, но, в то же время, серьёзная, глубокая. Она очень многих людей привела к вере. Мне лично близко творчество отца Николая Агафонова, отца Ярослава Шипова (он не только священник, но и профессиональный литератор, писатель). Я рекомендовал бы ещё: «Пасха красная» Нины Павловой об оптинских новомучениках. Повесть «Отец Арсений». Из классики можно посоветовать Ивана Шмелёва и Василия Никифорова-Волгина».

Настоятель храма Иоанна Предтечи в Красноярске протоиерей Николай Ши-Кэ-Мин активно советует прихожанам книги протоиерея Александра Торика «Флавиан», ведь они занимательны и просты для новоначальных, которые не просто хотят получить удовольствие от чтения, но и пользу в своём воцерковлении. С отцом Николаем солидарны многие священники, так как эти издания можно назвать «учебником по воцерковлению».

От чтения художественных произведений можно перейти к церковной литературе. Священник Павел Гумеров продолжает: «Для людей, которые хотят узнать, что такое исповедь, причастие, как подготовиться к ним впервые – есть мои скромные труды – книга «Крещение и воцерковление», «Таинство Причащения». Сюда можно добавить «Закон Божий». «Наша задача у новоначальных православных христиан вызвать интерес к чтению - Патерики, Отечники, Прологи – вот с чего лучше начинать. Это, кстати, излюбленное чтение простых людей прошлого и позапрошлого веков: рассказы о жизни монахов, подвижников, их высказывания, изречения. Сборник духовных рассказов, но не художественных, а взятых из реальной жизни».
К такой литературе можно отнести и «Добротолюбие» - хрестоматию святоотеческих текстов. Данные книги – основополагающий источник для аскетики, духовной жизни. Особо интересны первые четыре тома «Добротолюбия», от чтения которых невозможно оторваться.
Как догматическую азбуку можно порекомендовать помимо упомянутого «Закона Божьего», «Катехизис» святителя Филарета Московского (Дроздова). Потом перейти к более сложным книгам, например, «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина.

Обратим ваше внимание на книги святителя Николая Сербского, прекрасного проповедника, полемиста, глубокого церковного философа и замечательного писателя с нелёгкой судьбой, пережившего большие трудности и лишения, в том числе в немецких лагерях Второй мировой войны. Читать его легко, он – мастер притч и удивительных жизненных примеров.

Преподобный старец Паисий Святогорец (Эзнепидис), тоже наш современник, жил в ХХ веке. Несмотря на серьёзность его многотомных трудов о духовной, семейной жизни, они простые, легко читаются. У него также много примеров, интересный, яркий, образный язык повествования и в то же время глубина мыслей.

Житийный жанр очень популярен у православных читателей. Важно «чтобы люди, которые интересуются духовной жизнью, помимо «теоретических» – я это очень условно говорю – сочинений прочитали бы практическое исполнение этих вещей в «Житиях святых» - писал о пользе жанра святитель Димитрий Ростовский, автор-составитель многотомных «Жития святых», «Четьи-Минеи». Поэтому каждый христианин должен добавить к своему чтению такие издания, которые рассказывают о святости, дают нам сравнить себя с той нормой жизни, которая была достигнута угодниками Божиими.

И ещё несколько советов. Чтобы не ошибиться в огромном выборе православных книг, можно ориентироваться на мнение Издательского Совета РПЦ, который осуществляет экспертизу содержания, чтобы не попало православным читателям ничего еретического и низкопробного. На книгах, одобренных к чтению, стоит гриф: «Допущено...», «Рекомендовано...»

Святитель Феофан Затворник, автор многочисленных творений, советует «прекратить чтение божественной книги, когда душа не хочет уже читанием питаться - сыта, значит». А если поразит, удивит какое место в тексте - «стой на нём и не читай более». «Лучшее время для слова Божия - утро, житий святых - после обеда, святых отцов - незадолго пред сном». Особые места в Библии, других духовных книгах, которые на вас произвели особое впечатление, умиление святитель Феофан рекомендует выписывать и в дальнейшем читать для «возбуждения духа». И перед чтением нужно обязательно помолиться.
Надеюсь, что вы, дорогие читатели воспользуетесь предложенными советами, а рекомендованные авторы и их книги будут полезны, вызовут отклик в вашей душе, приблизят к Богу.

Напоследок ещё одна цитата, на этот раз слова известного русского философа Ивана Ильина: «По чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтённого, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов». Соберём же достойный, радостный, весенний букет, состоящий из прелестных, чистых, ярких благоуханных, свежих цветов.

Библиотекарь прихода Иоанна Предтечи Валентина Хлебова.

 
 
Поделиться