Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

АЛЕКСАНДР ЕЛЬЧАНИНОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ СВЯЩЕННИКА ЧТО ЧИТАТЬ ХРИСТИАНИНУ

О священнике Александре Ельчанинове, одном из видных деятелей Русской Церкви начала ХХ века, ярком представителе мыслящей элиты своего времени, мы уже писали. Предлагаем ещё раз обратиться к книге отца Александра «Записи», где собраны его выдержки из дневников, писем, записи, наброски по различным вопросам христианства, веры. В данной публикации собраны его рекомендации и советы о чтении православного христианина.

ЧИТАЙТЕ ЕВАНГЕЛИЕ
«Если ты принимаешь моё руководство, то я посоветую тебе вот что.
- Молиться утром и вечером, хоть одну молитву, хоть 1-2 минуты, но стараться достигнуть полного сосредоточения мыслей на словах молитвы, изгнания из ума всего постороннего, хоть слабой степени (сердечной) теплоты, чувствуемой и реально в области сердца, так как мы молимся, прежде всего сердцем.
- Читать, когда сможешь, но каждый день, хоть один-два стиха Евангелия, с усилием применить прочтенное к своей жизни, к пониманию окружающего, то есть с усилием понимать читаемое, как живое слово Бога, направленное именно к тебе.
- Читать всегда какую-нибудь книгу религиозного содержания: жизнеописание святых, по истории Церкви. ...
По каждому из этих пунктов может быть бесконечное развитие и углубление, я только чуть коснулся этих тем...».

«...Есть два способа читать Евангелие.
1. Читать очень понемногу, по одному- два стиха и обдумывать их весь день, рассматривать их, как обращенные к тебе слова Христа.
2. Когда хорошо знаешь Евангелие - читать большими частями (всего Евангелиста, все 4 Евангелия сразу), чтобы уловить связь событий и общий дух. При слабой памяти это очень помогает и даже существенно необходимо».

«Наше дело, православных русских людей - уразуметь свою веру двумя путями: знакомясь с ней и живя ею. Ты задал мне ряд вопросов, но имей в виду, что богословские и философские вопросы нельзя разбирать в каком угодно порядке и последовательности, как и в математике и в любой науке.
Если ты хочешь основательно понять нашу веру, то для этого читай Евангелие с комментарием в руках и старайся жить церковно. До этого все будет одна игра ума и праздное любопытство. Я понимаю, как это неисполнимо и как, наоборот, легко и занимательно читать теософские фантазии, но ничего другого посоветовать тебе не могу».

Об ИСААКЕ СИРИН
«Читаю сейчас Исаака Сирина, и очень он мне пришёлся по сердцу. Я давно хотел почитать его, но считал, что это чтение для самых совершенных. Оказалось, что у него много мудрых советов для начинающих, каковыми мы останемся, вероятно до самой смерти».
«С начала Великого Поста читаю Исаака Сирина. Восхищаюсь, умиляюсь, духовно питаюсь им. Восхищаюсь силой его рассуждения, смелым, лёгким взлётом в самые заповедные сферы, умиляюсь благостностью, святой любовью, которой насыщен даже его слог (в прекрасном старом переводе Моск. Духовн. Акад. 1854 г.); питаюсь его мудрыми советами, всегда точными и конкретными, всегда сопровожденными любовью. Но вместе с тем и ужасаюсь: он пишет для монахов и требует от них так много, что ввергает в безнадежность мирянина-читателя. На что же надеяться нам, погруженным в суету, ложь, злобу и страсти».
«Очень много даёт чтение Исаака Сирина. Особенно хорош его общий тон - благостной мудрости, любви, крайней жалости к греховному человечеству, его замечательный язык, сжатость и сила его изречений. Как убедительно он говорит о том, что мы, изгнанные из рая в страну терний, не должны удивляться, что и сеем мы в терниях, и собираем среди терний, и больно уязвляемся ими, даже если мы ищем только доброго и поступаем праведно; и это всё до тех пор, пока не найдем в своем сердце рая любви божественной, когда всё, даже на этой земле, станет для нас радостным и светлым. Да пошлёт нам Господь хотя бы предчувствие этой радости, а пока без ропота будем жить и трудиться среди терний».

ЧТЕНИЕ ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ и ЖИТИЯ СВЯТЫХ
«Разрешите несколько слов о Вашем чтении. Все, что Вы читали до сих пор - все это было в развитие и укрепление Вашей христианской мысли, христианского мировоззрения. Но этого мало и не только мало, но этого рода чтение должно стать определенно на втором месте. Христианство не есть философская система, оно есть жизнь, особый метод жизни, и вот этому надо научаться непрестанно, буквально каждый день. Есть мастера этой божественной жизни, начавшие с первых ступенек и дошедшие до таких вершин, что их даже не всегда понимаешь, когда они говорят об этих вершинах. Их надо и читать. Это, конечно, святые отцы, аскеты, подвижники, богатыри веры и ревности о божественной жизни. В приблизительной последовательности вот главные из них: святые Антоний Великий, Ефрем Сирии, Авва Дорофей. Макарий Великий, преподобный Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов. До них можно прочесть наших русских - Иннокентия, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского, Они напитаны духом перечисленных выше отцов, но излагают их языком нашего времени и применительно к условиям нашей жизни. Многие из аскетических святых отцов собраны в ряде томов «Добротолюбия», приблизительно в должной последовательности.
Читать их надо медленно, с выписками, с размышлением, по тому
в 2-3 месяца».
«Я убедился, что ежедневное чтение святых отцов и житий в наших условиях главнейшее и действительнейшее средство для поддержки нашей веры и любви; это чтение конкретно рисует нам области, куда мы стремимся, даёт нашей вере образы, идеи, чувства, указывает пути, обнадеживает описанием ступеней, этапов внутреннего движения, согревает сердце влечением к блаженной жизни святых подвижников. Как можно любить то, чего не видишь, от чего не имеешь постоянных впечатлений? Первые христиане оттого и горели такой верой - любовью, «что слышали, видели своими очами, осязали руками» (1Ин.1). Эту возможность иметь прямые впечатления от Божественного света даёт нам или общение с живыми святыми, или общение с ними же через проникновение, путём чтения, в их внутреннюю жизнь. Естественный, казалось бы, путь к тому же через чтение Евангелия. Конечно, да, для тех, кто способен читать его с пользой. Есть множество людей, которым Евангелие ничего не говорит - или оттого, что оно с детства «зачитано», или свет евангельский слишком силён для слабых глаз. Не все способны воспринять его и нуждаются в смягчающей среде жизни святых, в которых тот же свет евангельский, но в более доступном нам виде».

«Отчего так важно чтение житий святых? - Среди бесконечного спектра путей к Богу, раскрытого в различных житиях, мы можем найти свой путь, получить помощь и указание, как из дебрей нашей человеческой запутанной греховности выйти на путь к свету».

ЧТО НЕ НАДО ЧИТАТЬ
«Просмотрел с отвращением несколько томиков детективной литературы, которою объедается современная молодежь. Совершенно открытое и явное, постоянно и настойчиво вколачиваемое представление: глупость, скука, бездарность всего, что имеет отношение к порядку, государству и привлекательность, красота, благородство, блестящая талантливость представителей порока, преступления. Читатель сознательно приучается к таким комбинациям, как «вор-джентльмен», «благородный убийца», «романтически влюбленный мошенник». Это самый настоящий и, я уверен, сознательно приготовляемый яд».

НАПУТСТВИЕ В ЧТЕНИИ
«Нужно постоянно читать то, что питает твою душу, указывая цель, единственную цель в жизни. Здесь нужен своего рода аскетизм, самоограничение, само принуждение. Всякий христианин - подвижник. Запомни это. Человеческая природа так искривлена, что на неё приходится жестоко нажимать, если хочешь выровнять себя по евангельским меркам, и выравнивать приходится каждый день, каждый час; помоги тебе в этом Господь...».

Все приведенные цитаты взяты из сборника:
ЕЛЬЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР, СВЯЩЕННИК. ЗАПИСИ. - СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2019. - 236 с.: ил.

Рекомендуем к прочтению книги авторов, которых упоминает священник Александр Ельчанинов:
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, преподобный. ПОУЧЕНИЯ / Под ред. Е.А. Смирновой. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. 432 с. , с прил.
ДОБРОТОЛЮБИЕ: в 5-ти т. - Т.1-5. / В рус. переводе Феофана Затворника. - Репринтное воспроизведение 1884-1889 гг. - М.: Паломник, 2003.
ЕФРЕМ СИРИН, преподобный. ТВОРЕНИЯ в 3-х т. - Т.1-3. - Репринтное воспроизведение 1912 г., СПб. - М.: Издат. отдел Москов. Патриархата, 1994.
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ, праведный (Сергиев). МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ: Избранные изречения в 2-х ч. / Сост. А.Ельчанинов. - СПб.: Отчий дом, 2016.
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ, праведный (Сергиев). О БОРЬБЕ ЧЕЛОВЕКА СО СТРАСТЯМИ: Извлечение из дневниковых тетрадей за 1856-1866. - М.: Отчий дом, 2001. - 208 с.
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ, праведный (Сергиев). О КРЕСТЕ ХРИСТОВОМ. - М.: Артос-Медиа, 2017. - 189 с.
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ, праведный (Сергиев). ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Репринтное воспроизведение. - М.: Изд-во Москов. Патриархии РПЦ, 1982. - 212 с.
ИОАНН СИНАЙСКИЙ [ЛЕСТВИЧНИК], преподобный. ЛЕСТВИЦА. - М.: Изд-во Москов. Патриархии РПЦ, 2012. - 608 с.
ИСААК СИРИН, преподобный. ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО АВВЫ ИСААКА СИРИЯНИНА СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ. - Репринт. воспроизведение 1911 г., Сергиев Посад. - М.: Правило веры, 1993. -
435 с.
ИСААК СИРИН, преподобный. ПРИЗЫВАЙ НЕПРЕСТАННО БОГА: по творениям прп Исаака Сирина / Сост. Милов С. - М.: Благовест, 2014. - 128 с. - (Святые отцы о молитве).
ИСААК СИРИН, преподобный. СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ИСААКА СИРИНА, ЕПИСКОП СЛОВА ДУХОВНОПОДВИЖНИЧЕСКИЕ, переведённые с греческого старцем ПАИСИЕМ ВЕЛИЧКОВСКИМ. - Репринтное воспроизведение 1854 г., Козельская Введенская Оптина пустынь. - СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2012. - 752 с.
ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ), святитель. ИЗБРАННЫЕ ТВОРЕНИЯ. - М.: Учреждение культуры, искусства, образования «Духовное преображение», 2014. - 816 с.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ, преподобный. ТВОРЕНИЯ. Т.1.Слова.1-52. / Пер с новогреческого епископа Феофана. - Репринтное воспроизведение 1892, М. - Пушкино: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - 490, VI с.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ, преподобный. «ПРИИДИ, СВЕТ ИСТИНЫ: Избр. гимны / Стихотворный перевод с греческого архиепископа Иллариона (Алфеева) -3-е изд., испр. - СПб.: Изд-во Олега Обышко, 2010. - 224 с. (Библиотека христианской мысли. Источники).
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК, святиттель. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ О БОГЕ СЫНЕ - М.: Лепта Книга, 2011. -496 с. - (Путь святости. Вып.14).
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК, святитель. КАК НАУЧИТЬСЯ МОЛИТЬСЯ.- М.: Отчий дом, 2010. - 184 с. (Жизнь в православной церкви).

Книги можно взять в библиотеке прихода в четверг или субботу
с 15 до 17 часов.
Валентина Хлебова, библиотекарь прихода.

Поделиться