Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

НЕТ НИЧЕГО СЛУЧАЙНОГО НА СВЕТЕ...

Поводом для данной публикации послужил факт поступления в фонды библиотеки нового издания книги священника Александра Ельчанинова, в своё время известного пастыря, проповедника, церковного историка, литератора. Данное издание книги подготовлено Обществом памяти игумении Таисии. Книги этого издательства отличаются хорошим полиграфическим исполнением, напечатаны на отличной мелованной бумаге, выполнены в качественном переплёте.

В начале поведаем об авторе книги.
Александр Викторович Ельчанинов (1881 - 1934), священник Русской Православной Церкви за рубежом. Был вторым сыном в семье офицера. Учился во второй тифлисской гимназии, где его одноклассниками были - Павел Александрович Флоренский и Владимир Францевич Эрн; вместе они посещали историко-философский кружок; вместе окончили гимназию с золотой медалью. Далее Александр Ельчанинов учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, изучал богословие и литературу. Он отказался от светской карьеры и поступил в Московскую духовную академию. Работал секретарём Московского религиозно-философского общества имени Владимира Соловьева, преподавал в гимназии Левандовского в Тифлисе, был директором этой гимназии. Женился
на Т. В. Ельчаниновой (урожденной Левандовской).

Вместе с семьёй в 1921 году Александр Викторович покинул Россию. Жил в Ницце на юге Франции, где преподавал русский язык. Был одним из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1925 году рукоположен в сан священника. Незадолго до смерти отец Александр был переведён из Ниццы в кафедральный собор Парижа, где скончался 24 августа 1934 года после тяжелой болезни и захоронен на кладбище в городе Медон под Парижем.

Священник Александр Ельчанинов был одним из видных деятелей Русской Церкви начала ХХ века, ярким представителем мыслящей элиты своего времени. Священник, церковный историк, литератор, близко знакомый с П.А. Флоренским, С.Н. Булгаковым, В.П. Свеницким, - А.В. Ельчанинов в высшей степени был наделён, по словам В.Н. Ильина, - «даром пастыря и духовника». Он «представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности Православию и простоты детской веры, со всей утончённостью русского культурного предания», - писал о нём протоиерей Сергий Булгаков. Центром внимания духовнической деятельности отца Александра было применение христианства к жизни и интерес к человеческой душе.

В библиотеке храма имеется несколько изданий его книги, в том числе:
ЕЛЬЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР, СВЯЩЕННИК. ЗАПИСИ. - СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2019. - 236 с.: ил.
В предисловии к изданию говорится:
«Эта книга никогда не готовилась её автором к печати - она была задумана и составлена уже после смерти отца Александра, чтобы
как-то продолжить и укрепить не законченное дело его жизни. В книгу вошли некоторые из его записей, которые он вёл для себя, отрывки из писем, имеющие общий интерес, несколько планов и проектов проповедей, случайные заметки на отдельных листках, найденные в его бумагах.

Незадолго до своей болезни отец Александр говорил, что хотел бы написать книгу для молодёжи как бы в ответ на часто обращаемые к нему, типичные для современного юношества вопросы.
Он завёл папку с надписью - «Письма к молодёжи»; но этот план его не осуществился, и только после его смерти были собраны письма к руководимой им молодёжи и из них взято то, что могло бы хоть отчасти его осуществить. Таково же происхождение и главы - «К молодым священникам», – она была тоже представлена несколькими отрывочными заметками, но всё же помещается в книге, так как затрагивает одну из тем, наиболее ему близких. Кроме данных глав, намеченных, как мы видим, как бы самим автором, - все материалы данной книги сознательно не приведены ни в какую систему, чтобы не ставить никакого толкования между автором и читателем, и предоставить каждому, в меру его внутренней потребности, почерпнуть из этой книги то, что было сущностью духовного облика отца Александра.

Таким образом, эта книга не есть литературное произведение, это подлинный документ человеческой жизни, то, в чём отразилась его душа, и что осталось на земле от него. ...

Особенно может быть важна эта книга для современного человека, приходящего от светской современной культуры к религии и церкви, так как и сам он пришёл к священству через врата светской культуры, через годы общественной и педагогической деятельности и через все трудности русской трагической судьбы».

Предлагаем прочесть некоторые строки из «Записей» Александра Ельчанинова.

«Гордый глух и слеп к миру, мира он не видит, а только своё отражение».
«Болезнь - вот школа смирения, вот где видишь, что нищ, и наг, и слеп».
«Всегда в жизни прав тот, кто опирается не на логику, не на здравый смысл, а тот, кто исходит от одного верховного закона - закона любви. Все остальные законы ничто перед любовью, которая не только руководит сердцами, но «движет солнце и другие звёзды». В ком есть этот закон - тот живёт, кто руководится только философией, политикой, разумом - тот умирает».
«Если мы видим грех, значит, сами причастны к нему, и именно к этому греху».
«Низость и пошлость мотивов у начинающих курить - быть как все, боязнь насмешек, желание придать себе веса. Одновременно - психология труса и жулика. Отсюда отчуждение от семьи и друзей. Эстетически - это пошлость, особенно невыносимая у девиц. Психологически - курение открывает дверь всему запрещённому, порочному.
Курение и всякий наркоз затмевают наше чувство чистоты, целомудрия. Первая папироса - первое падение, потеря чистоты.
Не ложное пуританство, а непосредственное чувство и глубокое убеждение в этом побуждают меня это тебе сказать. Спроси всякого курящего - несомненно, начало курения было для него в каком-то смысле падением».
«Самая острая скорбь об умершем есть скорбь о себе, эгоистичная, личная боль. Праведные, смиренные, святые не скорбят».
«Общее место гордых - возмущаться чужой ложью, протестовать против неправды, восстанавливать истину. Они и не замечают, что сами опутаны ложью, что они не выносят истины даже в слабом её растворе, что надо заслужить право на истину.
Истину по отношению к себе они не выносят, да и можно ли говорить правду душевно больному? На что ему эта правда? Всякая о нём правда обратится только в воду на мельницу его безумия».
«Как отличить истинное покаяние от формального? Стоит согласиться с ним, и если покаяние не исходит из глубины сердца, - то мигом оно переходит в самооправдание, недовольство, даже обиду».
«Нет ничего случайного на свете. Тот, кто верит в случай, - не верит в Бога».
«Каин и Авель (Исав и Иаков) - родоначальники двух типов людей: кроткие, пассивные и не предприимчивые «авелиты» и воинственные, активные, изобретательные «каиниты»; в частности - славяне и западные европейцы».
«Норма отношения к нашим близким - прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении. Главное не забывать, что доброе, что мы ценим, - оно остаётся, а грех всегда тоже был, только его не замечали».
«Всякое малое дело начинайте молитвой — призыванием силы Божией на ваше дело и вознесением этого дела на высоту. Тогда не будет у нас плохих дел».
«Вот несколько впечатлений от моего общения с молодёжью...Сохранены ли они для России, и как их сохранить? Но молодёжь вправе сказать - для чего? Мы не хотим жить для каких-то целей, придуманных стариками.
- Для самих себя. Можно прожить и живут всю жизнь, слабой чьей-то тенью, копией, третьим сортом. Но, конечно, это плохой способ. Самый первый, примитивный смысл существования – быть самим собой.
Но личность – сложная постройка, и национальность играет огромную роль, если не явно, то подсознательно, и это проявляется иногда неожиданно для самого себя.

Итак, если мы хотим быть самими собой, мы должны быть русскими.
Но разве нельзя целиком превратиться в англичанина, немца, француза? – только частично. Иначе – длительный маскарад, истощающий силы, не дающий возможности творчества.
Но где же искать этого русского? – чем сохранялись великие нации? Что их сберегало или уничтожало? – Язык и вера. И вера больше, чем язык.
...И мне хочется сказать нашей молодежи: вы молоды, у вас крылья молодости, вы сумеете совершить этот подвиг – остаться православными и русскими.

Вы – православные, все сокровища Церкви к вашим услугам: её молитвы, таинства, – знакомьтесь с этим сокровищем, изучайте его, питайтесь им.

Вы – русские. Все что накопили ваши предки, все культурное наследие, весь гений величайшей нации – это ваше добро, даром вам доставшееся. Ваша обязанность изучить это наследие, культивировать его в себе, принимать участие в общем русском деле».

При подготовке информации были использованы материалы:
https://azbyka.ru/ https://drevo-info.ru/

Приходите в библиотеку за книгой «Записи» священника Александра Ельчанинова!
Книга есть в нескольких экземплярах.
Ну, а мы в следующей публикации продолжим знакомиться с яркими цитатами отца Александра.

Валентина Хлебова, библиотекарь прихода.

Поделиться