Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ЧУДО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Праздник Рождества Христова и следующие за ним Святки - наиболее долгожданное для многих христиан время. Добрый, радостный праздник,
к которому готовятся заранее, мечтают о подарках, ждут от этих дней изменений к лучшему, надеются на чудо.

Чтобы подготовить душу к празднику, а потом не растерять светлый настрой после него, достойно провести Святки, а затем и весь год, предлагаем обратиться к чтению рождественских рассказов русских писателей, которые несут в мир мудрость и радость предпраздничных чудес. Их можно читать
и взрослым, и детям, а лучше всего всем вместе, обсуждая, разъясняя прочитанное. Многие произведения по этой теме написаны давно, в ХIХ-ХХ веках. Они знакомят с образом жизни того времени, традициями русской жизни.

В связи с этим следует упомянуть книгу классика отечественной литературы Ивана Шмелёва - «Лето Господне. Праздники - Радости. - Скорби». Роман написан в 1927 году, по сути - это воспоминания писателя о патриархальном детстве, главными вехами которого были церковные праздники. «В книге, – говорил писатель, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своём сердце… Россию, которая заглянула в мою детскую душу». Рождественским праздникам посвящены главы книги: «Рождество», «Святки», «Крещенье». По ним глазами семилетнего Вани воссоздаётся картина дореволюционного уклада, традиций православной семьи.

Литературный жанр рождественских или святочных рассказов был использован впервые в ХIХ веке. В 1832 году увидела свет повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе, близ Диканьки». Повесть привлекает внимание читателя ярким языком, искромётным юмором, мотивами народного фольклора, приметами и поверьями, знакомит с обычаями и бытом народа. Отважному и великодушному, как былинному герою, кузнецу Вакуле праведный образ жизни и вера помогают справиться с нечистой силой и выйти победителем. Добро побеждает зло.

Несмотря на то, что только через одиннадцать лет после первой публикации повести Николая Васильевича Гоголя, выходит «святочный рассказ с приведениями» Чарльза Диккенса - «Рождественская песнь в прозе», основателем жанра такого рассказа в мировой литературе считают английского писателя Ч. Диккенса. Ну что ж, пусть литературоведы спорят о первенстве авторства жанра, мы же будем наслаждаться чтением этих гениальных произведений.

Герой Чарльза Диккенса - Энбенизер Скрудж, немолодой и чрезвычайно алчный и скупой человек, давно забывший о человеческих чувствах и радостях, находится в постоянной погоне за обогащением. Однако в Рождественскую ночь с ним случается нечто, что заставляет посмотреть на самого себя и на свои поступки со стороны. Это приводит к значительным изменениям в характере - он становится лучше, преображается и меняет взгляды на жизнь. А в конце читателей ждёт мораль: автор объясняет, как стоит себя вести и почему не нужно быть злым, жадным и неприветливым.
По такой структуре писали многие авторы. Познакомимся ещё с некоторыми произведениями отечественной классики.

Вот рассказ Николая Лескова - «Неразменный рубль» (1883). Это повествование о добрых делах, которые делают человека счастливым. Тогда и мир станет лучше. Надо только не возгордиться. И не ждать благодарности. К такому выводу приходит читатель в конце рассказа, это понимает и главный герой. А начинается всё с того, что восьмилетнему Миколаше бабушка даёт «неразменный» рубль. Его тратишь, а он возвращается в карман. Но тратить его надо с пользой. Мальчик покупает бедным игрушки и одежду, себе – сладости. А потом хочет славы и похвал, из зависти покупает себе ненужный жилет. Рубль исчезает.

Ещё один поучительный для детей рассказ - «Ангелочек» (1899) Леонида Андреева. Мальчик Сашка - драчун, грубиян, упрямый, нелюдимый, с плохой успеваемостью не видел ни нормального детства, ни нормальной семейной обстановки. Но он всё-таки как любой человек нуждается в любви и доброте. Ёлка в богатом доме, а затем удивительная ёлочная игрушка, приоткрывают для мальчика дверь в тот мир, которого он лишён. Хоть и рассказ заканчивается безрадостно - восковой ангелочек тает от тепла печки, но игрушка успевает пробудить в душе Сашки светлые чувства, тягу к добру, красоте, любви.

Специфика святочного рассказа нередко требовала счастливого, пусть даже и не закономерного, неправдоподобного финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде. Однако в отечественной литературе наряду со сказочными, фантастическими сюжетами нередко создавались более реалистичные произведения с трагическим финалом. Так, в рассказе Фёдора Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» (1876) у шестилетнего мальчика умирает мать, и он выходит на улицу в надежде раздобыть еды, останавливается у окна богатого дома, где чистые и нарядные дети веселятся, встречают праздник. А он, голодный, не видевший за свою короткую жизнь ничего кроме пьянства, нищеты, разврата, грубости, равнодушия, вынужден замерзать. Несмотря на трагический конец, мечта о рождественском счастье всё же сбывается: из замерзшего на улице истощенного тельца чистая душа попадает на «Христову ёлку».

Безнадёжность ситуации отражает всем известный рассказ Антона Чехова «Ванька» из школьной программы. Впрочем, автор как бы позволяет читателю додумать концовку самостоятельно. Несмотря на такие, совсем не оптимистические сюжеты авторы призывают читателя творить добро, дарить людям радость, быть щедрым, бескорыстным, скромным, самостоятельным, думать, прежде чем что-то сделать, исправлять свои ошибки, жить по совести, с пользой для людей, быть благодарным Богу за всё и надеяться на Его милость.

Перечитывая классику, ещё раз понимаешь, как она созвучна современности! Обратимся снова к А.Чехову. Рассказы «Новогодняя пытка» (1887), «Новогодние великомученики» (1886). Автор описывает предпраздничный поздравительный хаос своего времени, когда всем чиновникам предписывалось в обязательном порядке поздравлять вышестоящее начальство с праздником, а к тому же надо было поздравить всех родственников, знакомых, друзей. Кругом суета, на улицах обилие шныряющих туда-сюда саней и карет. Чехов сравнивает это с наступлением неприятеля на столицу. В наше время нечто подобное происходит, когда перед празднованием Нового года народ резко бросается успеть всё сделать ещё в этом году и подготовиться к праздникам. Жуткие пробки, толчея повсюду, разгульные корпоративные вечеринки, бешено спешащая толпа людей, как перед концом света!

Практически все писатели ХIХ - ХХ веков обращались к христианской тематике и создавали на их основе простые и понятные детям и взрослым истории.

Михаил Салтыков-Щедрин «Рождественская сказка», Владимир Короленко «Сон Макара», Дмитрий Мамин-Сибиряк «Последняя треба», Константин Станюкович «Рождественская ночь», Михаил Зощенко «Ёлка», Лидия Чарская «Рождество через сто лет», Василий Никифоров-Волгин «Серебряная метель» - эти и многие другие произведения поднимают темы нравственности, святости, доброты, самопожертвования, честности, любви.

В современной русской литературе рождественский и новогодний жанры продолжают своё развитие. В этой связи можно порекомендовать пьесу «Самое главное. Рождественская история» монаха Варнаввы (Санина). Пьесу можно поставить силами самодеятельных коллективов в школах, в детских садах, просто прочесть по ролям в кругу семьи - везде, где увлекательно, на доступном и понятном современному человеку языке можно нести слово о Боге и вере – всем людям.

Новая книга Александра Казакевича «Я счастливый Дед Мороз» – это современная рождественская сказка для взрослых, где под одной обложкой объединены приключения, детектив, история настоящей любви и древние предания, связанные с Николаем Угодником, образ которого послужил появлению новогоднего Деда Мороза с подарками.

Также из современной литературы можно порекомендовать и других православных авторов: Ирину Рогалёву, Николая Агафонова, Александра Шантаева, Олесю Николаеву, Виталия Каплана, Максима Яковлева, Ларису Подистову. Некоторые из их повестей и рассказов вошли в сборники серии «Рождественский подарок» православного издательства «Никея»: «Новогодние и другие зимние рассказы русских писателей», «Старинные рождественские рассказы русских писателей», «Страшные святочные истории русских писателей», «Таинственные святочные истории русских писателей», «Рождественские новеллы о радости. Произведения русских писателей».

Русская классическая и современная православная художественная литература имеют большое разнообразие святочных историй, которые учат и призывают нас к покаянию, любви и милосердию, к тому, что человек должен быть готов поделиться частичкой своего душевного тепла с другими и тогда может произойти Рождественское чудо.

В библиотеке прихода храма Иоанна Предтечи вы можете взять домой для чтения следующие книги по теме:

АГАФОНОВ НИКОЛАЙ, протоиерей. Три повести. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. - 352 с.: ил.
НИКОЛАЕВА О. «Небесный огонь» и другие рассказы. - М.: Изд-во Сретенского монастыря: Олма Медиа Групп, 2013. - 496 с.: ил.- (Духовный путь).
ПЛАТОНОВА А.Ф. На высотах духа: рассказы. - М.: Отчий дом, 1998. -
240 с.
ЧЕХОВ А.П. Рассказы и повести. - М.: Правда, 1979. - 639 с.: ил.
ШМЕЛЁВ И. Лето Господне. - 12-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. - 640 с. - (Библиотека духовной прозы).

Библиотекарь прихода - Валентина Хлебова

Библиотека работает по четвергам и субботам
с 15 до 17 часов.

Поделиться