Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

В РОЖДЕСТВЕНСКУЮ НОЧЬ

Дорогие читатели! В последнюю неделю Рождественского поста предлагаем вашему вниманию отрывок из рассказа «В Рождественскую ночь» Александры Фёдоровны Платоновой, православной писательницы начала ХХ века.

«...Сестра Максимова целый день сегодня была на ногах. Ещё совсем молоденькая, лет двадцати, не больше, она вообще поражала всех своей энергией. С самого начала войны она работала на передовых позициях, и нельзя было никакими силами уговорить или заставить её уйти отсюда. Иногда она работала целыми часами в сфере огня, и никогда ни одна пуля не задела её.

- Бог хранит сестрицу, потому она нам вместо матери, - говорили солдаты и любили её как-то особенно горячо и нежно. Однажды в полевой лазарет, где она работала, принесли офицера, почти мальчика. Он был так тяжело ранен, что скончался, прежде чем успели ему сделать перевязку. Сестра, однако, ещё видела его живым, и он узнал её. Так на её глазах и умер. Узнали потом, что это был её жених. Но она точно подавила своё горе; где и когда плакала она, никто не знал. Только после этого она уже вся отдалась заботам о раненых. Сегодня в сочельник она умудрилась в своём лазарете устроить ёлку солдатикам. Украсили ёлку самым незатейливым образом... больные радовались как дети.

В середине дня в лазарет привезли подарки, присланные из России. Раздали. Счастье было большое. Чем-то родным, милым повеяло от этих пёстрых кисетов, с любовью сшитых рубашек, вязаных фуфаек. В госпитале чувствовался праздник. Вечером должна была служиться всенощная.
Но сестра ещё не успокоилась. С еловыми свежими ветками она ходила на братскую могилу. Вернулась оттуда с заплаканными глазами, но какая-то особенно светлая и радостная. Потом отыскала священника и повела в передовые окопы.

- Там целый батальон, батюшка. Пойдёмте! - Священник охотно пошёл. Его уговаривали остаться, её тоже. Но оба и слышать не хотели об этом... Шли под страхом быть убитыми шальной немецкой пулей, шли, боясь не только говорить, но даже дышать громко. И вот, наконец, добрались. Почти без слов сестра быстро раздала кисеты солдатам. Батюшка благословил окоп. В один миг головы обнажились. Солдаты и офицеры столпились в кучу. И среди тёмного молчаливого леса, среди вековых, могучих, мохнатых елей началась Рождественская всенощная.

Служили тихо, почти шёпотом. В темноте слышались чьи-то вздохи, рыдание, и в то же время было хорошо, торжественно. При слабом свете электрического фонаря священник читал Евангелие, положив его на склонённые пред ним головы солдат, и раздельно звучали святые слова в тишине Рождественской ночи: «Иисус Христово Рождество сице бе...».

Сестра стояла немного вдали, слушала, и эти слова падали на её молодое сердце как живительная, благодатная роса. Никогда не думала она, что на пороге смерти можно чувствовать себя так спокойно и радостно, никогда не думала, чтобы в такой обстановке пришлось ей встречать Рождественскую ночь. И вот теперь ей казалось, что никогда не радовалась празднику так, как радуется теперь, что никогда не чувствовала Бога так близко, как чувствовала Его здесь, в этой лесной чаще, в этих промёрзлых окопах.

Её родная семья была разорена, их имение сожгли, отец был убит на войне, мать оказалась беженкой; ... единственный родной человек, который был здесь, около сестры, давно лежал в земле, и всё-таки она чувствовала мир, радость, какое-то особенное и ни с чем не сравнимое счастье.

Она смотрела как солдаты, смигивая слёзы, целовали крест у священника, как расходились потом по окопам, - счастливые, успокоенные, согретые этой неожиданной молитвой, - слышала, как благодарили священника и её за то, что они их вспомнили, и жизнь казалась ей прекрасной, полной смысла, и хотелось ещё и ещё сделать что-нибудь для этих дорогих, и близких им людей. Порадовать их и самой порадоваться на их радость.

- С праздником, братцы! - поздравил солдат священник. И они отвечали ему сдержанным гулом: - Покорно благодарим, батюшка... И тебя с праздником. Дай Бог здоровья! И сестрице тоже.

- Дай Бог нам, - сказал священник, - победить врага и в родной семье опять встречать Рождество Христово! А тем из нас, кого Господь позовёт к Себе, дай Бог предстать пред Ним с чистым сердцем. Он перекрестился, перекрестились и солдаты; медленным крестом осенила себя сестра. В лесу по-прежнему было темно и тихо: на морозном небе вспыхивали звёзды».

На этом рассказ не заканчивается, героев ждут неожиданные события. Прочтите историю Рождественской ночи времён Первой мировой войны до конца и вы, возможно, как и многие читатели, испытаете чувство сопричастности к очень-очень важному, значительному, и вас так же «накроет» щемящая светлая грусть.

Текст этого и других рассказов автора вы найдёте в книге из фонда нашей библиотеки:

ПЛАТОНОВА АФ. НА ВЫСОТАХ ДУХА: РАССКАЗЫ. - М.: Отчий дом, 1998. - 240 с.

А теперь немного об авторе. Александра Фёдоровна Платонова родилась в 1884 году в дворянской семье художника-иконописца Фёдора Константиновича Платонова, принимавшего участие в росписях храмов Иоанновского монастыря на Карповке в Петербурге. А.Ф. Платонова была духовной дочерью святого Иоанна Кронштадтского. Окончив Императорский педагогический институт, в 1912–18 годах она преподавала историю в женском училище и Петровской женской гимназии. Начала публиковать стихи и рассказы ещё будучи гимназисткой. Вскоре получила известность как автор книг о подвижниках-христианах, о государственных деятелях Святой Руси; издавала православный детский журнал «Незабудка». За 10 лет - с 1908 по 1917 годы Александра Фёдоровна написала 32 книги и брошюры.

В 1919 году Александра Платонова приняла монашеский постриг с именем Анастасия. Была участницей тайной монашеской общины и её игуменией. Мать Анастасия неоднократно подвергалась арестам. В 1937 году её заключают на пять лет в лагерь в Томске. В 1941 - она приговорена к 10 годам лагерей по обвинению в «проведении религиозных обрядов и антисоветской деятельности». После приговора монахиня Анастасия прожила меньше месяца, её жизненный путь трагически завершился в тюрьме в Вышнем Волочке 19 ноября 1941 года.

Литературное творчество монахини Анастасии (Платоновой) пережило десятилетия забвения. Её духовные очерки, рассказы, стихи вновь начали активно публиковаться в последние годы и находят горячий отклик у современных читателей.

Вот неполный список её произведений:

«Пастырь-молитвенник: Очерк жизни о. Иоанна Кронштадтского»;
«Любовь до конца. Историческая повесть из жизни первых христиан»;
«Святой равноапостольный князь Владимир»;
«Под грозой»; «Апостол Японии»;
«Над Днепровскими курганами»;
«Церковные обряды и их значение для православного христианина»;
«Св. великомученик и архидиакон Стефан»;
«Св. мученица царица Александра»;
«Св. равноапостольная Мария Магдалина»;
«Св. равноапостольная Нина, правительница Грузии»;
«Св. великомученица Варвара»;
«Св. великомученица Татиана»;
«Св. Иоанн воин»;
«Св. великомученик и целитель Пантелеймон»;
«Св. апостол Петр»;
«Последние язычники: Повесть из времен Юлиана Отступника»; «Азелла: повесть из первых веков христианства»;
«На заре христианства».

О нелёгкой судьбе писательницы-монахини http://krotov.info/spravki/1_history_bio/19_1890/1884..

Валентина Хлебова, библиотекарь прихода

Поделиться