Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ГОТОВИМСЯ ВСТРЕТИТЬ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО С "РУССКИМ ЗЛАТОУСТОМ"

Идёт Филиппов пост, который начался на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, 27 ноября, и закончится в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой сорокадневный период поста, отсюда и его двойное название: Рождественский – Филиппов пост.

Рождество Христово - «Сошествие на землю Сына Божия, явление во плоти Бога, есть, братие, такое чрезвычайное событие, более коего ни прежде не было, ни после не будет, в сравнении с коим все прочие события почти ничего не значат. Что же оно само значит? Для чего Сын Божий низшел на землю? Что принёс с Собою? Как нам Его встретить, и что должно при сем делать?» - Это цитата из книги:

ИННОКЕНТИЙ ХЕРСОНСКИЙ, святитель.
У ЯСЛЕЙ СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО; Беседы на Рождество Христово. / Сост. Каткова В. - М.: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы РПЦ. - Изд-во Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2010. - 240 с.

Книга представляет собой сборник назидательных поучений святителя Иннокентия, посвященных великому событию в человеческой истории - Рождеству Христову. Они составлены из всех его творений. Предлагаемые беседы автора раскрывают смысл и значение событий, так далеко отстоящих от нас, и так радостно празднуемых нами. Современному христианину они помогут подготовиться к достойной встрече Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Продолжим цитирование «Слова в начале поста пред Рождеством Христовым» святого Иннокентия Херсонского: «...Святая Церковь, видя приближение великого празднества в память сего необыкновенного посещения, и не видя в нас, чадах своих, духовной чистоты и благолепия, необходимых для сретения великого Посетителя душ и сердец, подобно пророку, начала возглашать к нам: Христос с небес, срящите!... Царь Небесный узрит всё; пред Ним – «вся же нага и объявлена» (Евр. 4:13); Он испытует самые глубины сердец. Посему, готовясь к сретению Его, надобно не сокрыть только худое, не поваплить только безобразное, а истребить и уничтожить. Для слабости нашей это дело немалое, ещё большее – для нашего пристрастия к миру, к самым нечистотам нашим. Посему и времени на приготовление даётся немало: целых четыре десять дней! За столько времени Моисей успел принять на Синае из уст Божиих весь закон (Исх. 24:18); мы ли не успеем принять нужных для каждого из нас заповедей? За столько времени Илия мог измерить неоднократно стопами своими всю землю Израилеву – от Дана до Вирсавии (3Цар. 19:8); мы ли не возможем перейти черту, отделяющую нас от жизни благой и христианской? За столько времени Спаситель победил все искушения сатаны в пустыне (Мф. 4:1–11); для нас ли, при помощи благодати Его, невозможно будет победить несколько прихотей или привычек? Нет, братие, Церковь надеется "что мы в лучшем состоянии» (Евр. 6:9). Как ни велики в другое время рассеянность наша и миролюбие, но теперь, с приближением великого праздника, она уповает, что мы, подобно рассеянным воинам, соберёмся под её знамена, станем на страже спасения, устремим мысли и желания к Вифлеему и начнём приготовлять душу и сердце к достойному сретению грядущего с небес Господа.

Чтобы облегчить для нас сие святое дело, Церковь матернею рукою сама сложила с нас половину тяжести, заповедав пост. Она знает, что чрево есть главный враг наш, и потому заранее посадила на цепь сего льстивого, но ужасного зверя. Если, начав духовное шествие к Вифлеему так благо временно, не успеем явиться с пастырями у яслей; если, и при руководстве поста, совратимся с пути истинного к Ироду и его клевретам, то это будет уже не её, а наша вина, - это знак, что мы сами в заговоре с врагом нашего Спасителя, что мы – «живи уловлени от Него в свою его волю» (2Тим. 2:26).

Итак, «уготовися срести Бога твоего, Израилю!» Воспрянь, душа верующая, и осмотри, что в твоей жизни есть нечистого и недостойного, и попекись заблаговременно все это исправить и истребить. Есть ли в тебе какая-либо скверна плотская, – очисти её ради чистоты Святаго святых; есть ли какой-либо раздор, брань или ненависть, – погаси её из любви к грядущему Начальнику мира; есть ли надмение, или гордость и презорство, – подави и это в честь смиренного Отрочати Вифлеемского. Уготовися и осмотрись каждый, ибо Господь грядёт ко всем! Обозри всё – душу и тело, ум и сердце, ибо Господь будет везде, узрит всё: нет ли в уме мыслей неправых о вере, её заповедях и обетованиях; нет ли в воле наклонностей худых, приверженности к миру и его благам суетным; нет ли в воображении образов нечистых и срамных, в памяти – деяний студных и примеров губительных, в сердце – похотей вреждающих (вреждение – порча). Не верь в сем отношении собственному суду и разумению; возьми светильник слова Божия и пройди с ним всю область твоего существа. Надобно, чтобы ты весь был чист, ибо ты весь омыт некогда благодатью Духа; надобно, чтобы ты весь сиял златом любви к Богу и ближним, ибо ты куплен дорогою ценою – Кровью Сына Божия! Впрочем, Родившийся, вместо твоих даров, обогатит тебя Своими; только не приноси к яслям Его с собою мира и его похотей, а явись с сердцем сокрушенным и духом смиренным».
Мы не должны «ограничить всю деятельность свою перед праздником покупкой роскошных снедей, приготовлением новых одежд и украшений; не должны заняться изобретением одних увеселений и забав, часто вовсе богопротивных, и всегда суетных и опасных для души. Такое приготовление может послужить не к воспоминанию Рождества Спасителя, а разве к увековечению памяти плотоугодия Иродова.
Ты хочешь ограничиться в наступающий праздник одним воспоминанием Рождества Христова? – Приготовься же, хотя к воспоминанию; прочти со вниманием или прослушай повествования евангелистов о Рождении Спасителя твоего, и размысли о всех обстоятельствах сего преславного события... Между тем, и одно воспоминание Рождения Спасителя, если только оно будет происходить надлежащим образом, поведёт необходимо ко многому, истинно спасительному. Ибо, рассудите сами, можно ли воспомянуть ясли и нищету Спасителя и не устыдиться своей роскоши, своих убранств, на кои истощаются труды и пот подручных нам? Можно ли воспомянуть смирение Божественного Отрочати, и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия, для коих у нас часто нет никаких пределов? Можно ли воспомянуть бегство в Египет от жестокого Ирода, и не почувствовать нового мужества к перенесению несправедливостей мира? Сыны Израиля, сидя на реках Вавилонских, находили некогда все побуждения жить свято между язычниками, когда воспоминали о своём Сионе (Пс. 136:1): христианин ли не найдёт побуждений к чистой и святой жизни, воспоминая о своем Спасителе?».
«...Иисус Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а в сердцах наших. Это, во-первых, обещает Он Сам, когда говорит: «любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим... и к нему приидема и обитель у него сотворима» (Ин. 14:21, 23). Ту же истину многократно и многообразно засвидетельствовали Его святые апостолы».
«...Судите сами, братие, какое приготовление нужно для нас к наступающему празднику... Он хочет прийти и вселиться в нас, управлять нами и усвоить Себе на веки; а мы будем ограничиваться воспоминанием Его, или одними поклонениями Ему, как поступаем при встрече с каким-либо великим знакомцем? – Нет, братие, не за тем Господь и Спаситель наш сошёл на землю; такой союз с Ним не возведёт нас на небо. Для сего надобно соединиться с Ним всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятой жизнью. Он принял плоть нашу, а мы должны принять и Пресвятую Плоть и Всесвятый Дух Его, принять и хранить навсегда. Только такое соединение с нашим Господом доставит нам тот мир и то благоволение, тот свет и ту жизнь, кои потеряны нами в Адаме первом, и возвращаются теперь от лица Адама Второго.
Итак, «уготовися срести Бога твоего, духовный Израилю!» Благоукрасися, умный Вифлееме! Отверзися, сердечный Эдеме! «Господь близ» (Флп. 4:5), звезда над главою, Дева и волхвы на пути! Не замедли и ты, душа верующая! – Может быть, это последнее в отношении к тебе явление твоего Спасителя на земле, и ты уже не узришь Его более во яслех. Аминь».

Замечательная проповедь! Выдающийся деятель Русской Православной Церкви первой половины XIX века архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов, 1800-1857) обладал необыкновенным проповедническим даром, за что современники называли его «русским Златоустом» и добрым архипастырем.
Талантливый богослов, экзегет, учёный, преподаватель, церковный деятель, член Российской академии наук он первым в России написал историко-художественное изложение жизни Спасителя. Как пастырь Иннокентий Херсонский заботился и о своей епархии и о духовном просвещении народа, основав, в частности, журнал «Воскресное чтение»; выступал против крепостного права; изучал и сохранял памятники культуры; проявил смелость и пастырскую заботу во время Крымской войны: служил в осаждённом Севастополе, провожал умирающих солдат в последний путь.

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий своими «беседами» осуществил настоящий переворот в церковной жизни, который привёл к возникновению целой школы проповедников – Иннокентиевской. Его проповеди (их около пятисот) издавались, переиздавались, переводились на иностранные языки вплоть до первых десятилетий ХХ века и были любимым чтением в различных слоях общества. Недаром один из его современников свидетельствовал: «Читаешь проповеди Иннокентия – словно мёд ешь».
Рекомендуем и вам, дорогие читатели, «испить мёд» творений святителя Иннокентия Херсонского. В библиотеке помимо бесед «У яслей Спасителя нашего» имеются издания:

Иннокентий Херсонский, святитель. Молитва Великого Поста: Толкование молитвы преподобного Ефрема Сирина. - М.: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище города Москвы РПЦ. - Изд-во Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2008. - 80 с.

Иннокентий Херсонский, святитель. Последние дни жизни Иисуса Христа. - М.: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002. - 464 с.

Иннокентий Херсонский, святитель. Сочинения: В 5-ти т. - Т.2-5. - Репринтное воспроизведение, СПб. - Черновцы: Изд-во Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2000 - 2003.

При подготовке данной публикации были использованы материалы:
https://www.predanie.ru

Валентина Хлебова, библиотекарь прихода

Поделиться