Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

МИР БЕЗ БОГА ЕСТЬ КОЛЫБЕЛЬ ВОЙНЫ

«Ни один человеческий разум не в состоянии объяснить всю совокупность того зла и горя, которая названа одним коротким словом – «война»; не может объяснить того и мой разум; но всё объясняет и освещает, как яркое солнце, Священное Писание Божие» - Святитель Николай Сербский.

Вот уже девять месяцев мы живём в новой действительности. Наш привычный, годами и десятилетиями формировавшийся уклад, разрушился. Время трагичное, страшное, но и вместе с тем, - это время испытания личности, момент истины. Ни в чём и никогда не раскрывается человек настолько полно и явно, как в ситуации опасности Отечества. И конечно у нас возникают вопросы: почему? для чего? кто виноват? когда всё закончится?

Книг о войне написано много, но в них, по мнению святителя Николая Сербского, сказано мало, и «вся мировая литература, вместе взятая, далеко не объясняет войну, как это делает Откровение».
Книги Библии служат человечеству «непогрешимым толкованием причин - падения и восстановления, мира и войны, побед и поражений, рабства и освобождения, бедствий и благоденствия народа».

На эти и другие темы рассуждает святой Николай Сербский в небольшой по объёму книге:
НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (ВЕЛИМИРОВИЧ), святитель. ВОЙНА И БИБЛИЯ. - Симферополь: Изд-во Шпаткова «Родное слово», 2016. - 112 с.

Сам Владыка Николай (Велимирович) – епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, почётный доктор нескольких мировых университетов, – самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Его литературное наследие насчитывает 15 объёмистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, о которых мы уже писали ранее (см. публикации от 7, 12.05.2020).
Можно сказать, что упомянутая книга святителя Николая выстрадана автором. Ведь он прожил трудную жизнь (1880-1956), полную тревог, лишений, скитаний, болезней, был свидетелем Первой и Второй мировых войн, всегда оставался патриотом своей родины - его не зря называли «третьей армией», воевавшей за Сербскую и южно-славянскую идею. По личному распоряжению Гитлера Владыка был узником в печально известном концлагере Дахау - в Германии. Он сам испытал на себе многие бедствия и ужасы войны.

Книга святителя Николая Сербского «Война и Библия» была написана в 1932 году. Владыка Николай в этой книге и в работах, написанных ранее, пророчески предсказал Вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться «цивилизованной Европой».

Причиной всех войн Владыка полагал удаление человека от Бога. Все выводы автором сделаны на основе изучения книг Ветхого и Нового заветов. Но, произведение святителя Николая, - вовсе не скучное нравоучение, а живое повествование разговора героев книги: американцев Крена, генерала Кларка, бывшего члена правительства США Юстона; «одного известного русского музыканта; чеха-археолога; балканца» и других. Герои произведения рассуждают о войне, мире, нравственных проблемах человечества, задают друг другу вопросы, отвечают на них, аргументируют свои доводы примерами и цитатами из Библии и мировой истории.

Читая книгу, как и её герои, мысленно задаёшь вопросы и находишь ответы на них.
С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ? Первая человеческая кровь, злодейски пролитая на земле, была кровью брата: «восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его» (Быт.4:8). Причиной тому явилась зависть, но это было уже второе преступление, оно являлось следствием первого, когда та же зависть почти уничтожила любовь прародителей - Адама и Евы к Создателю. Зависть ослабила и любовь первого сына к брату своему. Это братоубийство было и наказанием Адаму и Еве за грех перед Богом. Вот поэтому война человека против человека является следствием войны человека перед Богом.
КАК ВОЮЕТ ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ БОГА? - «Служит дьяволу, отсюда проистекают грехи: неверие в Единого Живого Бога, поклонение множеству злых или бездушных богов, произнесение всуе имени Божия, не празднование седьмого дня, не почитание родителей, убийство, прелюбодеяние, кража, лжесвидетельство, желание чужого». «Целый народ может отпасть от Бога, и грехи народа часто являются причиной его рабства». А «война - это быстрая Божия расплата за долго длящиеся дела человеческие в мирное время».
ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ. «Святые Божьи пророки видели ясно, что на безбожных людей и на целые народы Бог посылает войну, как насылал на них мор, голод, засуху, землетрясения и другие бедствия, которые должны были образумить безбожников и вернуть к Богу».
У современного человека имеются пять главных идолов, которым он служит:
1. материализм (стремление к обладанию материей - деньгами, вещами, удовольствиями, др. «богатствами»);
2. империализм (захват чужой земли ради власти, торговли, то есть ради материи);
3. национализм («в своих уродливых формах он не столько означает любовь к своему народу - сколько презрительную ненависть к соседям»);
4. личное «я» - ego (человек «ставит в центр всего, вместо личности Божией, свою личность». «Этот род идолопоклонства более всего проявлен в борьбе партий, в борьбе за первенство, власть и богатство...»);
5. культура (неверующие люди обожествляют дела рук своих, «так называемая культура, свелась к войне за власть, за господство». Без Бога она стала идолом, бесовщиной).
Таким образом, причины войны заключаются в отступничестве от Бога и в идолопоклонстве христианских народов и их вождей. И война, как это не парадоксально звучит, - «есть не что иное, как розги, которыми Бог хочет спасти Своих детей от окончательной погибели».
Однако, из этого не следует считать, что Бог кого-то наказывает. Ведь Господь Бог есть Любовь. Он не желает зла, Он лишь попускает случиться каким-либо событиям, скорбям, чтоб те вразумили нас.
ЗЛО НА ВОЙНЕ ПРИНОСИТ НЕСЧАСТЬЕ. Предательство, грабёж, мародёрство, прелюбодеяние, осквернение святыни, немилосердное отношение к раненному и пленному противнику, сквернословие, любой другой грех против Божиего закона, который совершает генерал или солдат создаёт препятствие к военной удаче всей армии. «Недостойный военачальник не побеждает. Недостойный солдат гибнет без славы».
БЫВАЮТ ЛИ ШАЛЬНЫЕ ПУЛИ? - «Нет, и никогда не было «шальных" пуль. Каждая пуля попадает туда, куда надо. На войне нет слепых случайностей». На войне возмездие за всякий грех следует быстрее, чем в мирное время.
ОТЧЕГО ЗАВИСИТ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ РАБСТВА? - Самыми важными факторами освобождения порабощённого народа являются: покаяние народа и милость Божия. «...Как только народ каялся, то... очищенный от грехов, опять шёл вперёд... и побеждал без потерь своих врагов».
ВЛИЯЕТ ЛИ НА ПОБЕДУ КОЛИЧЕСТВО СОЛДАТ, ОРУЖИЯ? - Ни количество солдат армии, ни вооружение - не имеют решающего значения. «Без Божией силы и помощи люди на войне бессильны. А Божия сила и помощь даруется праведникам, а не безбожным и нестоящим людям». «Не праведному сопутствует страх, а праведному - храбрость».
КТО ПОБЕДИТ? - «Победа в войне обусловлена покаянием. Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божиим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи...».
«...Воля Божия дарует победу тому, у кого самая яркая и крепкая вера в Бога и кто исполняет Его закон. Богоотступнический народ будет побеждён... Нечестивым и отступившим от Бога вождям народа не помогут их ум, расчёт, войско, культура, вооружение, дипломатия, красноречие... Народ же, который вместе с вождями своими остаётся верным Господу Иисусу Христу будет или ещё пощажён от войны, или же выйдет из неё победителем, независимо от своей численности, культуры и вооружения».
КАКАЯ ВОЙНА УГОДНА БОГУ? - Единственная угодная Богу война - война против самого себя, против своих страстей, пороков и грехов. А кто не ведёт борьбу против своих грехов, «тот неминуемо ведёт войну против Бога и своих ближних».
Отсюда следует вывод: хотите победы - кайтесь, воюйте со своими страстями, молитесь, меняйтесь духовно, живите по законам Любви. И не важно - находитесь вы на передовой или в глубоком тылу, - весь народ, каждый человек несёт ответственность за происходящее.
В книге раскрываются и другие вопросы, а именно:
почему в бою нет неверующих; какова миссия христианских народов; отчего бывает война между христианами; как влияют воюющие народы на своих союзников; значение империй для народов; почему бывают междоусобные войны и другое.

Помимо работы святителя Николая Сербского «Война и Библия»,
в книге помещена статья от издателя - «Грозовая туча», автор её Владимир Ильин. В статье очень кратко изложена тема истории войн России, начиная со времени Крещения славян и заканчивая военным конфликтом в Донбассе. Владимир Ильин в статье объясняет, почему Господь попускает войны и скорби.

Кроме рекомендуемой выше книги в фондах библиотеки есть и другие издания по теме:
Ванюкова Д.А. Великая Отечественная война / Д.А. Ванюкова, А.А. Гнусарьков - М.: ООО ТД «Мир книги», 2007. - 240 с.: ил.

Губенко О. Отступление от жизни: Записки Ермоловца. Чечня, 1996 год. - СПб.: Сатисъ, 2010. - 299 с.

Журавель В.П. Грозный. Особый район. Хроника действий воинских частей и подразделений федеральных войск в ходе контртеррористической операции по освобождению столицы Чеченской Республики от незаконных вооружённых формирований. Декабрь 1999 - февраль 2000. - 3-е изд., доп. - [Б.м.], 2017. - 416 с.: ил.

Жукова М. Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. - 66 с.: ил.

Ильин В.В. Исход. - Симферополь: Изд-во Шпаткова «Родное слово», 2020. - 128 с.

Митрофан (Баданин), епископ. Духовные истоки русской революции. - М.: Отчий дом, 2018. - 49 с.: ил.

Осада Свято-Троицкой Сергиевой лавры польскими и литовскими войсками под предводительством Сапеги и Лисовского. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2015. - 33 с.: ил.

Россия перед вторым пришествием: (Материалы к истоку Русской революции). - 2-е изд, испр. и доп. - М.: Адрес- Пресс, 2001. - 560 с.

Соколов Александр, протоиерей.
О христианской вере и Отечестве. - Нижний Новгород: Кварц, 2014. - 87 с.: ил.

Соколов Александр, протоиерей. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2016. - 256 с.: ил.

Валентина Хлебова, библиотекарь прихода.

Поделиться