Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ИСПОВЕДНИКИ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

«...Опомнись, человек, не пеняй на время.
Эпоха, выпавшая тебе для осуществления себя,
всегда твоя от века предназначенная, от Господа
заповеданная, дабы в её суровых тисках
ты возрастала в меру отпущенной тебе благодати.
Любому времени надлежит своя борьба
за духовность, ибо таковая завещена Христом,
не мир, но меч принесшим на землю» - Анна Ильинская

Сегодня познакомимся, дорогие читатели, с очередным православным писателем - Анной Ильинской.
В основе творчества Анны Всеволодовны Ильинской лежат выстраданные убеждения, глубочайшая потребность нести людям свет Православия. Она родилась в Москве. Святое крещение приняла уже будучи студенткой "литфака", который окончила в 1979 году. Работала
в школе, более десяти лет трудилась в Государственной Публичной Исторической библиотеке старшим библиотекарем, редактором. Долгие годы писала «в стол» (православная тема в годы застоя была закрыта). С 1990 года писательница стала публиковать духовные очерки, что вызвало большую читательскую почту.
С 1998 года Ильинская состоит в Союзе писателей России. Она автор десяти книг и множества статей и очерков. Её книги переведены на голландский, сербский языки, публиковались в Америке.
Анна Всеволодовна написала множество очерков об Оптинских старцах, о Шамординской обители и её насельницах, о православных подвижниках России.

В фонде библиотеки прихода есть книги этого автора:
ИЛЬИНСКАЯ АННА. ИСПОВЕДНИКИ И ИСПОВЕДНИЦЫ ХХ ВЕКА. - М.; Паломник, 2011. - 174 с.
ИЛЬИНСКАЯ АННА. МАТУШКИ ЗЕМЛИ РОССИЙСКОЙ / Изд.2-е, испр. и доп. - М.: Паломник, 2005. - 367 с.: ил.

В книге «Матушки Земли Российской» нас ждёт встреча с удивительными её героинями - схимонахиней Серафимой (Бобковой), монахиней Алипией (Авдеевой), схимонахиней Гавриилой (Филиной), инокиней Серафимой (Ловзанской), блаженной Евдокией Чудиновской, инокиней Вероникой Анзерской.
Меня особенно потрясли факты жизни, страдания, сила духа, святость блаженной девицы Евдокии Чудиновской (Маханьковой).
Евдокия Чудиновская родилась в бедной крестьянской семье в 1870 году, в деревне Ячменка (ныне Чудиново Челябинской области).
Когда Дуне было семь лет, у неё умерла мать. Это событие произвело огромное впечатление на девочку. Она решила, что посвятить свою жизнь Богу. От выбранного пути Евдокия не отступала ни на один день. На её долю пришлось много несчастий: побои со стороны мачехи, похищение разбойником, попытка пленения инородцами.
Когда Евдокия выросла, она дважды попадала в тюрьму. Но это не сломило веру праведницы. Несмотря на все невзгоды, блаженная прощала своих врагов. Она была смиренной, набожной и кроткой. Евдокия помогала страждущим, поддерживала людей молитвами.
Со временем у неё открылись чудесные дары – предвидеть события, воскрешать души от греха, провидеть посмертную участь человеческой души. Дуня нигде не училась, даже церковно-приходскую школу не посещала, однако знала всё, что положено знать православному христианину, и даже больше. Знание ей было дано свыше.

С детства у неё были небесные руководители: святители Николай Чудотворец и Иннокентий Иркутский. Они часто беседовали с ней. Остались воспоминания о посещении Дунюшки Матерью Божией.
В возрасте 25 лет Дуня впервые «обмерла». Обмирание - это такое явление, кода человек делается как бы мёртвым, но дух его прибывает в иных мирах. После некоторого времени душа возвращается в бездыханное тело, и человек оживает. Память о загробных странствиях сохраняется.
В 1930-х годах девица Евдокия замолчала и 12 лет была немой.
В годы минувшей войны к ней приходило много женщин, желающих узнать о судьбе своих детей, мужей. Дуня на пальцах показывала: «Жив», «Его больше нет», «Ждите».

«Молитвенное правило у Дунюшки (так её обычно все называли) было строгое, полное. Проснётся в ночь-полночь и молится... Особое место
в её жизни занимало чтение Библии, Евангелия. Она любила рассказывать о русских святых и обо всех, кто обращался к ней, убеждала непоколебимо стоять за веру, объясняла, в чём состоит святость и чистота Православия».

В настоящее время в Челябинской епархии работает комиссия по сбору и подготовке материалов для канонизации Евдокии Чудиновской, как местно-чтимой святой, идёт уточнение её биографии.
Более подробно о житии Дунюшки и других старицах Церкви Русской,
- читайте в представленном сборнике.

В заключение познакомьтесь некоторые высказывания православных святых и подвижников благочестия ХХ века из представленной книги.

Вот что говорила блаженная девица Евдокия Чудиновская (1870-1948):
«...Когда вечерня начинается, надо бросать все дела и спешить в храм Божий. Работу во время службы православным христианам надо прекращать».
«...В храм надо ходить пешком, чтобы Ангел-Хранитель записывал каждый шаг человека в Книгу Жизни. Ездить на лошади к Богу не гоже».
«Кто сирот воспитывает и поднимает, на том свете строит себе храм».
«Ни одно доброе дело не останется без искушений, ни одна богоугодная жизнь не проходит без скорбей».
«Если вас поведут на суд, а вы попросите меня, я помолюсь, и Господь вас помилует».
«Только силою честного и животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь. Перед каждым делом осеняйте себя крестом со словами: «Огради мя, Господи, силою честного и животворящего Креста, и сохрани мя, от всякого зла».
«Где бы вы не ходили, чтобы вы не делали ограждайте себя крестом, куда бы ни пошли - ограждайте воздух, дорогу».
«Больше творите бескорыстной милостыни, это ваше спасение и оправдание, надежда на вечное спасение».

Епископ Варнава (Беляев, 1887-1963):
«Чем больше обмирщён человек, тем охотнее он употребляет не имена, а фамилии святых, хотя бы в скобках. Неверующие испытывают неприязнь к монашеским наречиям, всячески избегают их; однако имя даётся от Бога, а фамилия - учреждение человеческое».
«Человек венчается не за свои труды, которые всегда несовершенны
в очах Божиих - смиреньем красна душа христианская».

Схимонахиня Серафима (Бобкова, 1885-1990):
«Любить надо Господа и бояться оскорбить Его хоть в чём-то. Каждый грех, который мы допускаем хотя бы в мыслях наших, - это мы распинаем Господа, гвозди в Пречистое Тело Его вбиваем».

Преподобный Иона Киевский (Мирошниченко, 1802-1902):
«Если хочешь скорее в гроб - лечись, а если хочешь жить, то не лечись,
а молись Богу, Божией Матери и святым угодникам. Пей Святую воду Богоявленскую натощак по чайной ложке. Святым маслом на ночь делай крестик на груди против сердца, прочитав перед этим «Отче наш», «Богородицу» и положив земной поклон. Делай так сорок дней».
Блаженная старица Алипия (Авдеева, 1888-1988):
«Кто отстоит вечерню и обедню в церкви, за того месяц идёт молитва: «За прихожан храма сего», а кто в монастыре, - за того год».

Преподобный Никон Оптинский (Беляев, 1888-1931), последний старец Оптиной пустыни:
«Ничто на свете не властно предупредить свершающего, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить, злоба внутри нас. Сколько душа сумеет вместить скорбей, столько примет и благодати Божией. Так оставим несбыточные мечты о непосильных подвигах и в смирении начнём с терпения ежедневных наших скорбей. Всё, что делает с нами жизнь, что делают с нами люди, будем считать праведным судом Божиим, для нашей же пользы. Бороться с людьми, причиняющими нам зло, не надо даже в помыслах своих, иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться».

Сколько их было, Новомучеников Российских, - кто исчислит, кто даст ответ?... И, если не погибла ещё окончательно, Богом хранимая страна наша Россия, то только молитвами мучеников, которым выпало претерпеть мучения, пополнить число душ убиенных за Слово Божие; иных питательных источников жизни на сегодняшней день у народа нет.
При подготовке информации были использованы материалы:
https://bulavochki.ru/

Валентина Хлебова, библиотекарь прихода

Поделиться