Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО

В первый день Успенского поста, 14 августа, - Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. По Уставу это малый праздник.

Слово «происхождение», в переводе с греческого языка, - «предъисхождение», то есть, «несение впереди» и подразумевает совершавшееся в этот день шествие (крестный ход) с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня.

Каждый год в первый день августа часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления от болезней. Люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

В Обряднике императора Константина Порфирородного (912–959) находятся подробные правила изнесения Честно́го Древа из реликвария, совершаемое перед 1 августа.

Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию:
«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честно́е Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней». Это и есть «предъисхождение» Честно́го Креста. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

Праздник был установлен в столице Византийской империи Константинополе в IX веке, а в XII—XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси этот праздник появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

14 августа в Русской Православной Церкви совершается ещё и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, в память знамений от честны́х икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честно́го Креста во время сражений греческого царя Мануила (1143–1180) с сарацинами и святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими болгарами в 1164 году.

Андрей Боголюбский (сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха) в 1164 году пошел против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли (болгарами, или булгарами, назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги). Князь взял с собой в поход против волжских болгар чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской, и Честны́й Крест Христов.

Перед сражением благочестивый князь, приобщившись Святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице, прося защиты и покровительства Владычицы: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Выступив на поле, русское войско обратило болгар в бегство и, преследуя их, захватило пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме, а вернувшись после битвы в свой стан, увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань. По преданию, в тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и греческим императором Мануилом над сарацинами (мусульманами).

Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен ПРАЗДНИК Всемилостивому СПАСУ и Пресвятой БОГОРОДИЦЕ.

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 года Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда.
В народе праздник получил название «Медовый Спас».

Подробнее о праздниках и начале Успенского поста, Кресте Господнем, Образах СПАСА и Пресвятой Богородицы можно прочесть в православной литературе из фонда прихода:
Православной энциклопедии РПЦ, Истории церкви, отдельных изданиях Ветхозаветной истории и в Библии. Имеется 44 томное издание "Русская икона :образы и символы".
Приглашаем за душе полезным чтивом во время Успенского поста.

Библиотека работает по четвергам и субботам за час до начала вечернего Богослужения.

Тропарь Кресту:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды православным христианом на сопроти́вныя да́руя и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак Кресту:
Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на супоста́ты, посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра непобеди́мую побе́ду.

Тропарь на поклонение Кресту:
Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и свято́е воскресе́ние Твое́ сла́вим.

Тропарь Всемилостивому Спасу:
С Вы́шних призира́я, убо́гия прие́мля, посети́ нас, озло́бленныя грехи́, Влады́ко Всеми́лостиве, моли́твами Богоро́дицы да́руй душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Тропарь:
Свети́льниче со́лнечный, Всеми́лостивый Спа́се, просвеще́нием сия́ния Твоего́ пода́й и нам сло́во, да восхва́лим чи́стою со́вестию Твое́ пребоже́ственное пра́зднество, Тебе́ же, Единоро́днаго Сы́на, единосу́щна с Ду́хом, сла́вяще, да́руеши бо нам мир и ве́лию ми́лость.

Кондак:
Вся́кия скве́рны, Всеми́лостивый Спа́се, аз бых де́латель, и во отча́яния ров впа́дся, но стеню́ от се́рдца, и вопию́ к Тебе́, Сло́ве: ускори́, Ще́дрый, и потщи́ся на по́мощь на́шу, я́ко Ми́лостив.

Молитва:
Влады́ко Го́споди Святы́й, в Вы́шних живы́й и всеви́дящим Твои́м о́ком призира́яй на всю тварь! Тебе́ приклоня́ем вы́ю души́ и те́ла, Тебе́ мо́лимся, Свя́те святы́х, простри́ ру́ку Твою́ неви́димую от свята́го жили́ща Твоего́, и благослови́ вся ны, и прости́ нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное, сло́вом или́ де́лом соде́янное. Да́руй нам, Го́споди, умиле́ние, да́руй сле́зы сокруше́нныя души́ во очище́ние мно́гих грехо́в на́ших, да́руй ве́лию Твою́ ми́лость ми́ру Твоему́ и нам, недосто́йным рабо́м Твои́м, я́ко благослове́но и препросла́влено есть И́мя Твое́ ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

С НАЧАЛОМ УСПЕНСКОГО ПОСТА ВАС, ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ.

Поделиться