Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ТЕ, КТО В ПЕРВЫЕ ЛЕЗЛИ, ВПЕРЁД ДРУГИХ С ЗЕМЛИ ИСЧЕЗЛИ. МУДРЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ДУХОВНОГО РОСТА

«Житейская мудрость не зависит от обучения, так и духовная мудрость не зависит от седин и много знания». «В духовной жизни нет завтра, спасай свою душу сейчас» - Симеон Афонский.

Сегодня речь пойдёт о притчах. Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, да и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи - это истории, которые, соединяя в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них принесут нам вдохновение, другие заставят смеяться, третьи - задуматься. Эти рассказы открывают нам новые жизненные ориентиры, направляют нас и предлагают пути будущих изменений.


Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере». По мнению Василия Великого, термин происходит от корня - течь- (идти) или - ткнуть- (встретиться). В обоих случаях он означает "припутное" изречение — такое, которое служит указателем пути," руководствует" человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению
по этим путям. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намёк на то, каким всё должно быть.

Притчи - это косвенные указания, намёки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время или сезон, они прорастут и дадут всходы.

Христиане знакомы с притчами, изложенными в Библии. В Евангелии назидательные истории - притчи рассказывает Иисус Христос. Мы помним притчи о бесплодной смоковнице, сеятеле, добром самаритянине, нищем Лазаре, блудном сыне, о званых и избранных, фарисее и мытаре, немилосердном должнике и другие.

Эти притчи призваны сделать более «осязаемыми» какие-либо истины, идеи христианства. Существуют некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию, ведь и Бога, и Царствие Небесное нельзя ни увидеть, ни объять разумом, а
притча делает эти идеи, принципиально лишённые зрительного и осязательного образа, «видимыми и ощутимыми». В притче происходит поэтапное «развоплощение» земных реалий в сторону духовной абстракции. В Евангельской притче толкование — часть неотъемлемая. Причина, по которой Иисус выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют». (Мф. 13:10-13).

Притчи Иисуса Христа отличаются простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, он рассказывает притчу о сеятеле, зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле. Таким образом, сюжеты притч заимствованы из окружающей действительности, понятной слушателям. Протоиерей Александр Мень отмечал: «Притчи невольно захватывают слушателя и читателя, заставляют их включаться в переживания действующих лиц. Лаконичная и яркая образность притч, их поэтическая структура и изобразительные средства (гиперболы, метафоры, контрасты, неожиданные концовки) помогали их быстрому запоминанию наизусть». Число притч Иисуса Христа затруднительно для подсчёта, так как иногда к ним относят и краткие изречения в форме метафор, например, «Вы — соль земли» (Мф. 5:13).

Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Широко известны библейские Притчи царя Соломона. Их толкование по характеру не идентично евангельскому. Толкования, которые Иисус Христос придаёт своим притчам, говорят о вечной, небесной, истинной, духовной жизни, а соломоновы притчи целиком обращены к повседневной бытовой и ритуальной практике человека. В художественной литературе к жанру притчи обращались Лев Толстой, Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альбер Камю и другие писатели.

В библиотеке прихода имеется литература, посвящённая этому литературному жанру. Прежде всего, это тексты Священного писания Ветхого и Нового завета и их толкования:

Андросова В.А. Библия для всех: Курс 30 уроков. Т.1 Ветхий завет. М.:
Дар, 2017. - 447 с.

Лопухин А.П. Толковая Библия и комментарий на все книги Священного писания Ветхого и Нового завета: В 12 т. - Т.1-12. - Репринтное воспроизведение 1913 г. - М.: Терра: Книжный клуб, 1998.

Матвеевский П.А., протоиерей. Евангельская история: В 3-х кн. Кн 1-3. -
М.: Сибирская Благозвонница, 2010.

Стеняев О., протоиерей. Школа выживания: человек в мире соблазнов. -
М., 2012. - 304 с.

Толкования на Евангельские чтения церковного года. -М.: Лепта, 2009. -
832 с.

Популярностью у читателей пользуются также притчи современных авторов. Вот книга Симеона Афонского (псевдоним монаха Симона):

СИМЕОН АФОНСКИЙ, монах. О САМОМ ПРОСТОМ: для взрослых, детей и
для тех, кто хочет стать монахом / Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. - Святая гора Афон, М.: ООО «Синтагма», 2010. - 320 с.

Иеросхимонах Симон (Бескровный), ученик старца архимандрита Кирилла Павлова, современный исихаст (в переводе: «молчальник», «безмолвник», «пребывающий в покое»; строгий аскет), начал свой путь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, долгое время подвизался в горах Кавказа. В настоящее время проживает в одном из скитов на Святой Афонской Горе. Взял псевдоним в память своего отца, монаха Симеона, почившего на Афоне.

Симеон Афонский - автор многих книг, в том числе:
«Дневник инока», «Дорога, освещённая солнцем», «Ключи духовные», «Девять слов», «Покаянные Гимны», «Главы о Любви», «Тихие песни уединения» и многих других.

Книга «О самом простом» перекликается с притчами Иисуса Христа по многим темам: добра и зла, жизни и смерти, абсурдности мира, опасности духовного пути, лукавства и простоты. Подобно тому как Евангелие - это разговор со Христом, данная книга притч - своего рода живой разговор со Старцем. Каждая притча - это новая встреча, новый вопрос и новая задача для христианина.

Предлагаю прочесть некоторые притчи из сборника

«22. О царстве и его порядках.
Жило одно царство. И жить в нём было не очень хорошо, даже, можно сказать, плохо. Услышали жители этого царства, что дела в нём можно поправить, если жизнь свою улучшить. Начали улучшать. Улучшали-улучшали, устали улучшать, а лучше не стало. Стали виновных искать. Начали с царя, - казнили его. Казнить-то казнили, а жить стало ещё хуже. Решили - поданные виноваты. Начали поданных казнить. Много народу казнили, а жить стало попросту страшно. «Нет, не то! Видать соседнее царство виновато!» Воевали-воевали, устали воевать. Захотели поглядеть - что же вышло? Поглядели - и руками развели: было плохо, а стало хуже некуда! Добрые дела по-доброму делаются; а если не по-доброму - добра не жди: Чем зло злом исправлять. Лучше добру добром помогать».

«40. О родителях.
Отец, придя с работы, может съесть обед, стоящий на столе, не спросив, не голодны ли дети? Но мать так не сделает никогда... Для борьбы со злом имей мужское сердце, для стяжания любви - материнское: Отец - разъяснит и рассудит, а мать пожалеет и приголубит».

«75. О яблоке
Выросло на яблоне яблоко - большое, румяное, глаз не отвести! Поглядело оно на соседей: одно - червивое, другое - незрелое, а третье так перезрело, что вот-вот свалится... «Я лучше всех! - радостно подумало красивое яблоко. - Надо только покрепче укрепиться на ветке и налиться соком, чтобы стать ещё красивее!» Но неожиданно подул сильный ветер, хлынул дождь. Не удержалось красивое яблоко на ветке и шлёпнулось в грязь. А тут подошла свинья и, хрюкнув, съела его. Во всяком духовном падении главная причина - гордость: гордый и богатый - падают и разбиваются, а смиренный да скромный - живут и спасаются».

Читая притчи, задумываешься, - за каждым рассказом скрыто глубокое духовное прозрение автора. В конце каждого рассказа делается вывод, даётся мораль и поучение, например: «Тот, кто думает, что всегда прав, а другие люди не правы, тот всегда далёк от Бога: исправляться - стремись, а оправдываться - стыдись». «Никогда не полагайся на себя, но ищи помощь Божию: те, кто в первые лезли, вперёд других с земли исчезли».
«Чем больше ценишь самого себя, тем больше себя теряешь: живи, не гордясь - не упадёшь в грязь». «Если хочешь смириться, оставь всякую власть над людьми: никакой начальник не может быть - молитвенник и молчальник». «Если собираешься идти к Богу, имей мужество узнать о себе правду: имей смелость в себя заглянуть, и Бог откроет тебе твою суть». «Тот, кто ценит пост, ценит его не за голод, а за покаяние: от поста - всякая еда вкусна; а без поста и вкусная еда пуста». «Чем больше у людей знаний, тем меньше у них доброты: в суетном учении ум теряется, а в добром поучении - приобретается».

Книга состоит из трёх глав: «О самом простом» (для взрослых); «Золотая ниточка» (для детей); «Монах и лестница» (для желающих стать монахом).

Почти после каждой притчи хочется задуматься, поразмышлять, объяснить своим чадам и донести смысл прочитанного. А потом, через какое-то время, мыслями вновь вернуться к понравившемуся рассказу.

Поделиться