Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ПУТИ СПАСЕНИЯ ДУШИ

«Духовная жизнь - это непрестанное усилие воли.
Если мы заставляем себя сделать один шаг к Богу,
Господь делает нам навстречу тысячу шагов.
Напряжённые усилия в борьбе с грехом
привлекают к душе благодатную помощь свыше.
И постепенно благодать Святого Духа
преображает всё естество человека»

Бог открывается каждой человеческой душе, и человек неминуемо не без внутренней борьбы делает свой личный тайный выбор: или принимает Бога, или отвергает Его. В результате положительного решения Бог приводит человека ко Христу, в Церковь Христову для практического спасения его души.
Радостное состояние от встречи с Богом и общения с ним длится не постоянно.
Бог даёт свою благодать первоначально без каких-либо заслуг человека. А затем благодать отходит, и человек остаётся один на один с испытаниями. Многое в жизни становится трудным: отношение людей к нему ухудшается; что прощается другим, ему не прощают; тело становится легко подверженным болезням; люди, природа, обстоятельства - всё обращается против него. Человек приходит в смятение: «Как же так? Где Бог?» Но Бог оставляет человека для обучения и укрепления веры.
Как это сделать, как встать на правильный путь воспитания своей души?
Некоторые «новоначальные» обычно погружаются во внешнее христианство - непрестанные паломнические поездки, поиск старцев, увлечение чудесами и др. Конечно, Церковь обладает благодатными средствами, влияющими на человеческую душу: домашняя молитва, чтение Слова Божия, посещение церковных служб, святых мест и, особенно, принятие святых Христовых Таин. Даже простое хождение в храм освящает человека, и со временем он может получить благодать Святого Духа. Но без внутренней духовной жизни, без очищения от страстей, она быстро теряется. Поэтому каждому христианину нужно изучать духовную науку, чтобы осознать, в чём заключается спасение души.
При всей необходимой внешней деятельности человека, нужно заниматься созиданием своего внутреннего храма. Именно это угодно Богу, Ему нужно сердце человека. Предлагаю прочесть замечательную книгу, составленную монахиней Иоанной (Александровой):

ТАЙНА СПАСЕНИЯ. Советы и наставления ищущим спасения / Сост. монахиня Иоанна (Александрова). - М.: Ковчег, 2007.- 464 с.

Книга состоит из трёх больших разделов, каждый из которых делится на три-шесть тем.
Эти темы составлялись на основе следующих источников:
«Истинный путь Богопознания» протоиерея Иоанна Журавского; изречений и творений подвижников Афона, сборников «Добротолюбия»; «Одеяние Божества...» протоиерея Вячеслава Тулупова;
«Тайны Богослужения» священномученика Сергия Мечева;
книг Никодима Святогорца, митрополита Макария Коринфского, святителя Игнатия Брянчанинова и других авторитетных авторов Церкви.
Таким образом, книга отражает учение святых отцов.
«Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасённым», - писал святой Игнатий Брянчанинов.

Стержневой темой сборника является тема молитвы Иисусовой. Вот, например, что говорил святой Иоанн Лествичник: «Молитва по качеству своему есть общение и соединение с Богом... очищение грехов, мост проводящий через искушения, стена против скорбей, уничтожение браней... источник добродетели... секира на отчаяние, прекращение печали... уменьшение раздражительности...указание будущего, наименование славы».
Преподобный Исихий говорил: «Без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце».

Раздел книги «Тайна спасения - учение святых отцов Церкви о молитве Иисусовой» - не простой набор изречений по теме, выбранных из многочисленных трудов, а систематизированное, краткое, но исчерпывающее учение о молитве Иисусовой, о том, как обучиться ей, начиная от простого, и, переходя к более сложному.

В учении святых отцов говорится, как при помощи молитвы вести борьбу со своими страстями и «духами злобы поднебесной», достигая в результате очищение сердца. Имя Иисусово страшно для бесов, ибо оно обладает силой изгонять их. Однако в этом деле (творении Иисусовой молитвы) есть свои сложности, опасности, например прелесть, другие искушения. Поэтому нужно внимательно изучать советы святых отцов и следовать им. В этой теме в доступной форме даются понятия о покаянии, «плаче», смиренномудрии, трезвенном созерцании.
Меня заинтересовала в книге тема «Борьба со страстями» (о гордости, многословии, памятозлобии, осуждении, унынии, и др. грехах).
Далее в книге имеется малоизвестное учение об Истинной Церкви Христовой.

В сборнике помещены полностью две небольшие книги: «Духовничество и послушание» Игнатия Брянчанинова, и «О непрестанном причастии святых Христовых Таин», написанная преподобным Никодимом Святогорцем и митрополитом Макарием Коринфским.

В первой из них, - дано понятие об истинном духовничестве и послушании, и разоблачаются такие душе вредные явления церковной жизни, как лже-пастырство и лже-послушание.

Во второй, малоизвестной, книге говорится о пользе частого причащения для спасения души и опровергаются самые распространённые в церковной среде возражения против этого.
Вот что пишет об этомГригорий Богослов: «Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога - возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви - более горячими, в знании более утончёнными, в послушании - более готовыми, к действиям благодати - более восприимчивыми. А для тех, которые причащаются нехорошо, последствия противоположные, потому, что они не запечатаны честной Кровью нашего Господа».

Следующей наиважнейшей темой сборника является тема цели жизни христианина, которой по учению преподобного Серафима Саровского есть стяжание Святого Духа. В процессе внутренней духовной деятельности подвижника, при содействии Святого Духа, происходит постепенное, незаметное для человека тайное перерождение его души из плотского её состояния в духовное, пригодное для Царствия небесного. Отсюда и название книги «Тайна спасения».

И, наконец, завершает сборник раздел о христианском миросозерцании первых христиан, о первых учителях Церкви, о видениях римского пророка Ерма, о смысле гонений и мученичества на рубеже третьего столетия.

Через все темы книги проходит главная идея о том, что земная жизнь человека предназначена для подготовки души к жизни вечной, воспитания её в исполнения воли Божией - заповедей Христовых, стояния в истинной вере Христовой и какими средствами этого можно достигнуть.

В заключении своего рассказа о книге, даю несколько поучительных цитат:
«Не устоит дом, построенный на песке. Не устоит и всякая душа, созидающая себя на «песке» внешнего благочестия».
«Когда ты сердишься на жизнь - ты слаб. Когда ты сердишься на себя - ты силён».
«Если младенец не может вырасти во взрослого человека без телесной пищи, то тем более не может душа перейти к совершенству без духовной жизни».
«Приходящему ко Господу надлежит: принуждать себя ко всякому добру; принуждать себя к любви, если кто не имеет её; принуждать себя к кротости, иметь милостивое сердце; принуждать себя терпеть пренебрежение, при этом быть великодушным; принуждать себя к молитве».
«Желаешь избавиться от скорбей и тяготишься ими? Ожидай больших и успокоишься. Поминай Иова. Мужайся, крепись и молись».
«Перед началом канона (келейного правила) нужно положить поклон за ненавидящих нас».
«...Христиане сами должны употреблять всё старание вовсе никого не осуждать: ни явную блудницу, ни грешников, ни людей безчинных - взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком, чтобы обратилось в нечто естественное никого не унижать, ничем не гнушаться и не делать различия между людьми».
«Сколько имеешь силы, уничижай себя день и ночь, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека. Это и есть истинный путь, кроме него, нет другого».
«Кто идёт путём молитвы без покаяния, тот на пути гордости. Кто прибывает в молитве, и она не изменяет его жития, тот стоит на пути заблуждения».
«Ни на кого не держи злопамятства, изгони из души все страсти, сокрушайся о грехах, изъявляй готовность на всякую уступчивость и на то, чтоб язык твой обращать только на добрые о других речи».
«Благодатных наставников нет, и остаток христиан должен спасаться Писаниями святых отцов и молитвенными слезами».
«Ныне наш путь Бог управляет не советами старцев, а обилием жестоких скорбей».
«Верный путь к смирению - наш ближний. И лучший способ приобрести смирение - зазирать себя и смиряться перед ближними».
«Со смиренным сердцем с утра до вечера вопите: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного(ную), - так принуждайте ум ваш до смерти».

Читайте, внемляйте советам святых отцов, вставайте на тернистый путь спасения своей души!

Книгу можно взять в библиотеке храма в четверг и субботу
с 16 до 17 часов.
Валентина Хлебова, библиотекарь прихода

Поделиться