Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

НЕБО НА ЗЕМЛЕ: СВЕТИЛЬНИК РУССКОЙ ЦЕРКВИ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

о БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
«Пока совершается Божественная, спасительная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит православная церковь, что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты - русские люди, что возродится и спасётся и родина наша... Будет она [литургия], будет и Церковь и Россия!» - Митрополит Серафим (Чичагов), духовный ученик св. Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Чудотворец Иоанн Кронштадтский, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева. Новорожденный казался слабым и болезненным, родители поспешили тотчас же окрестить его в честь преподобного Иоанна Рыльского и младенец Иоанн стал поправляться. Благочестивые родители приучали его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал сына в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте.

Отец Иоанн быль величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост. Его замечательный дневник - "Моя Жизнь во Христе", - ярко свидетельствует об этой его аскетической борьбе с греховными помыслами, этой "невидимой брани". Строгий пост душевный и телесный требовал от него ежедневное совершение Божественной литургии, которое он поставил себе за правило. Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его беспримерного подвига. Вставал о. Иоанн ежедневно в три часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение.

Тут же было и множество нищих, которым святой раздавал милостыню. За утреней о. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Исповедь, из-за громадного количества желающих исповедаться у о. Иоанна, была им введена общая. Производила она – эта общая исповедь – на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи.

По свидетельству очевидцев и сослуживших ему, совершение о. Иоанном Божественной литургии не поддается описанию.
Ласковый взор, то умилительный, то скорбный, в лице сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва - вот некоторые черты о. Иоанна при богослужении.
Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу.

Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом.

Видно было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания.
Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих.

Учение Иоанна Кронштадтского о Литургии изложено в книге:
ВЕНИАМИН архиепископ, (ФЕДЧЕНКОВ). НЕБО НА ЗЕМЛЕ:
О Божественной литургии по творениям святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. - М.: Отчий дом, 2018. - 176 с. - (Духовный собеседник).

Познакомимся с автором. В миру Федченков Иван Афанасьевич, родился он в сентябре 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Тамбовской губернии. Отец его - Афанасий Иванович - был крепостным крестьянином И.И. Баратынского, затем служил там же конторщиком. Семья Федченковых дала своим детям не только образование, но и веру. Три брата – Иван, Сергей, Александр – закончили духовные школы. Владыка вспоминает, что мать всю жизнь «понедельничала» за детей – взяла на себя подвиг дополнительного поста для их благополучия и несла его незаметно для всех. Своё образование Иван получал поэтапно: сельская земская школа, уездное училище, Тамбовская духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия. Последнюю из них он окончил со степенью кандидата богословия.
В 1907 году Иван Федченков, студент 4 курса, принял иноческий постриг с именем Вениамин в честь святого мученика диакона Вениамина и был рукоположен в священный сан. После окончания академии, иеромонах Вениамин два года был профессорским стипендиатом, затем некоторое время состоял личным секретарём архиепископа Финляндского Сергия (Старогородского), будущего Патриарха Московского и всея Руси. Период
с 1911 по 1919 год связан у отца Вениамина с педагогической и административной деятельностью в духовных учебных заведениях.

В 1919 году состоялась его хиротония в епископа Севастопольского. Тогда же, повинуясь зову сердца, епископ Вениамин примкнул к белому движению. В качестве представителя Временного высшего церковного управления епархиями Юго-Востока России он вошёл в состав Совета министров при Главнокомандующем Русской Армией бароне П.Н. Врангеле и занял пост епископа армии и флота.

В ноябре 1920 года епископ Вениамин покинул приделы России.
За границей он активно участвовал в жизни русской эмиграции. Проживал
в сербском монастыре Петковице, в Чехословакии, затем в Париже, служа в Православном Богословском институте во имя Сергия Радонежского, в Трёхсвятительском подворье Московской Патриархии. С 1933 года в сане архиепископа владыка Вениамин несёт послушание в США. Его служение
в Америке продолжалось 14 лет и проходило в чрезвычайных сложных условиях: «приходилось спать на полу, подметать улицу, терпеть оскорбления». Плодом молитв, напряжённой работы стала налаженная церковная жизнь в 50 образовавшихся приходах, действующая под омофором владыки Вениамина - митрополита Алеутского и Северо-Американского, Патриаршего Экзарха Америки. В годы войны владыка,
по его собственному выражению «встал на народную позицию» - поддержал борьбу нашего народа с фашисткой Германией. Зимой 1945 года - после 25 лет изгнания - владыка Вениамин побывал на родине как член Поместного Собора Русской Православной Церкви.

А в 1948 году он вернулся навсегда и возглавил Рижскую епархию, через
три года переведён на Ростовскую и далее Саратовскую кафедры.
С 1958 года до самой кончины, последовавшей 4 октября 1961 года, владыка жил на покое в Псково-Печерском монастыре.
Сохранились многие творения владыки Вениамина. Прежде всего - агиография: «Житие Божией Матери и учение святых отцов о Ней»; сокращённое изложение «Житий» святителя Димитрия Ростовского; «Всемирный светильник» - одна из лучших книг о преподобном Серафиме Саровском; жизнеописания Оптинского старца отца Германа; житие святого Иоанна Кронштадтского; записки «Мои встречи со святыми»; «Божьи люди». Популярны также книги «О вере, неверии и сомнении», «На рубеже двух эпох».

В нашей библиотеке имеются следующие издания этого автора:
«Из того мира: Книга чудес и знамений нашего времени»;
«Молитва Господня»;
«На рубеже двух эпох»;
«Небо на земле»;
«О вере, неверии и сомнении».

В течение всей жизни сугубо почитал владыка Вениамин Всероссийского молитвенника святого праведного Иоанна Кронштадтского и встречался с ним дважды. В Париже в Православном издательстве и Типографии имени отца Иоанна Кронштадтского была впервые напечатана книга - «Небо на земле. Учение о. Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии, составленное по творениям его архиепископом Вениамином».
У митрополита Вениамина есть свои оригинальные труды по литургике: «Строй православного богослужения», «Мысли о литургии верных»; «Святой Сорокоуст». Эта тема была всегда близка ему и любима им.

«Небо на земле» с точки зрения подачи материала - совершенно особая книга. Автор-составитель не говорит от себя, он знакомит читателя с воззрениями праведного Иоанна. Он видит свою задачу в том, чтобы собрать по крупицам и донести до читателя духовный опыт личности, обладающей безусловным авторитетом. И лишь немногословный комментарий автора служит скрепами общего повествования.
О значении литургии идёт речь в первой части книги: «Храм истинно делается небом! Ибо Бог в Троице нисходит на Святый животворящий престол каждый день и совершает величайшее чудо милосердия Своего...». «Во время Литургии небо и земля сочетаваются: Бог - с человеком; небесные Ангелы с человеками земными; все лики святых праотцев, патриархов, пророков, апостолов, евангелистов. иерархов, мучеников, преподобных и всех святых!»

«В Богослужении проводится главным образом мысль, что Бог в Троице есть и Творец, и Промыслитель мира, и что Христос - наш Искупитель, Спаситель, Помазанник и Судия всего человеческого рода, Которого мы должны благодарить, прославлять, просить о своих нуждах, Коему должны каяться в грехах, Коего должны умилостивлять Жертвою бескровною, (принесением Тела и Крови Иисуса Христа), Коим должны освящаться, утверждаться, и от Коего должны ожидать вечной жизни». Отец Иоанн ставит вопросы: отчего же люди редко посещают храм? Часто бывают холодны во время богослужения? Почему «мы измельчали, осуетились»? Нам скучно в церкви? Часто просим, а не благодарим Бога? Что значит богослужение и для чего оно? Что такое литургия? Как причащаться достойно? Где благодать особенно подаётся и получается? На эти и другие темы рассуждает святой батюшка.

Приведу ещё яркие цитаты из книги: «Богослужение есть словесная жертва человека, существа словесного, Богу Создателю своему; ...жертва, приятнейшая Богу - более всех других жертв». Но и «Это служение Бога человекам и человеком Богу, или сердечный, благодарный, благоговейный отклик человека на любовь, правду, силу... В лице иерея или архиерея служит во время Литургии Сам Христос Бог, единый вечный первосвященник».

«Литургия - таинство очищения, освящения, просвещения, возрождения, оживотворения человека для жизни вечной, таинство любви Божественной, таинство возвеличения, обожения обезчещеннаго, униженнаго. погибшаго в грехах человека». «В болезнях мы исцеляемся» чрез Святое Причащение». «...Слово «литургия» с греческого языка значит «общее дело». через неё прежде всего осуществляется восстановление единства человечества с Богом и со святыми того мира и между собою».

«Но действие литургии распространяется не только на участников ея, но и отсутствующих, и даже на весь мир».

«...Сила Евхаристической жертвы простирается даже и на преисподнюю».

«Единодушная молитва может всё исходатайствовать у Бога, всякие блага! Потому, как можно больше и как можно чаще надо всех увещавать к единодушной молитве, - и просить у Бога такой молитвы».

Митрополит Вениамин пишет, что в связи с тем, что к сожалению отец Иоанн не оставил после себя подробного и последовательного объяснения целой литургии, ему пришлось собрать воедино его воззрения из творений святого Иоанна.

Во второй половине книги как раз идёт объяснения богослужения. В разделе «Преддверие неба» идут рассуждения о том, как готовить себя к посещению храма.

Далее идут разделы: «Оглавление литургии - проскомидия». «В царстве славы» - о литургии оглашённых. «Нужные молитвы», «Сокращение Евангелия», «Объяснение литургии» - о литургии верных.

Рекомендуемую книгу можно приобрести в церковной лавке, либо взять для прочтения домой в библиотеке храма в четверг или субботу с 16 до 17 часов.

А в заключение приведу наставления архиепископа Вениамина читателю: «... Книгу эту подобает читать не только с обычным вниманием, но и с религиозным благоговением, с молитвой, перекрестясь. И должно прочитывать и перечитывать не один раз... При этом нужно знать, что в нашей литературе лучшего изъяснения духа и смысла литургии нет вообще; а заграницей - ничего нет подобного».

Прислушайтесь к советам митрополита - прочтите книгу, чтоб приблизиться к пониманию глубины и смысла Божественной Литургии.

ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА, библиотекарь прихода

Поделиться