Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ – ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СТАРЧЕСТВА

«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».

Будущий отец Амвросий, в миру Александр Гренков, родился в духовной семье 23 ноября 1812 года в селе Большие Липовицы Тамбовской Епархии.

Он окончил Духовное Училище, прошел успешно курс в Духовной Семинарии, но не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Александр был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротой и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии он перенес опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. Он не забыл, но несколько лет откладывал его исполнение, но совесть не давала ему покоя. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез.
Однажды, в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчании слова: «Хвалите Бога, любите Бога...».

Дома, уединяясь, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Иллариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, , затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Отец Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (знал пять языков), был одним из ближайших помощников отца Макария в деле издательства. Скоро после своего рукоположения Амвросий заболел. Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, Амвросий и после его кончины продолжал заниматься ею. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели.

Постигшая отца Амвросия тяжелая болезнь имела для него провидческое значение - умерила его живой характер, предохранила от развития в нем самомнения и заставила глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Отец Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!».

Особенно поучительно отношение старца к болезням. Оно свидетельствует о его мудрости и рассудительности. Он лечился у врачей, но надеялся на Бога. Он хотел быть здоровым, но с благодарностью воспринимал все то, что посылал ему Всевышний. Он часто говорил: «Монаху полезно болеть». Этим он подбадривал себя и других монашествующих во время телесных недугов. Приходящим больным он часто в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения». Своей жизнью Преподобный показал, что при правильном отношении к болезни – следствию греха – она может быть обращена против своей первопричины и может привести к святости.

Под руководством отца Амвросия были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание отца Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов отца Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы.

По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость.
Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, отец Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим.
Он умел быть взыскательным, строгим и требовательным. Старец не делал никакого различия между людьми - будь то петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой. Отца Амвросия считают прообразом старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди!

Лев Толстой, после беседы с отцом Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо, и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли».

В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма, и не потускнело».

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он с горячностью принимался обсуждать и давать не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда.

Внешняя жизнь старца Амвросия в Оптинском скиту протекала так: День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников читать утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению.
С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян и длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием.
Часов в 11 ночи совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца и увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордино, что в 12 верстах от Оптины, где кроме тысячи монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето он провел в Шамординской обители, спеша закончить и устроить там все незаконченное, наступавшая слабость заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось до осени. Сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собрался приехать в Шамордино и увезти его.
Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. Едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина, как ему подали телеграмму, извещающую о кончине старца. Преосвященный смущенно сказал: «Что же это значит?» и ответил: «… вероятно, такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти старца в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий.
На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

В фонде библиотеки прихода имеются книги о Преподобном подвижнике. Особое внимание читателей хочется обратить на факсимильное репринтное издание:

АГАПИТ (Беловидов), схиархимандрит Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия с его портретом и факсимиле, в двух частях / отец Агапит Беловидов, схиархимандрит. - Москва: Печатня А. И. Снегирёвой, строженка, Савеловский пер., 1900. - 151 с., с прил.
Книга переиздана в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1992 году.

В Предисловии автор подчеркнул важность составленного жизнеописания для сохранения памяти о Преподобном Амвросии. Отец Агапит собрал воедино разные сведения, публикации журналов, заметки и воспоминания, тщательно проверяя все факты. Материалы архивов, скитской Летописи, письма Старца и рассказы монахов и очевидцев послужили основой данного труда. В первой части рассказано о рождении и воспитании, становлении личности старца, а во второй - раскрыты его заслуги, его труды в старчестве на пути спасения душ. В Приложении мы находим рассказ об авторе, так же здесь приведены выдержки из документов, писем и речей старца Амвросия.
Только погрузившись в достоверные сведения, мы сможем воссоздать облик Преподобного, и прикоснутся к мудрой и подвижнической жизни Старца, его остроумию и доброте.

Кроме данного издания, в библиотеке читателям будут предложены и другие книги, и сборники о жизни Старца и с его поучениями.

Иеросхимонах Амвросий прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви; он почитался при жизни как старец. 10 июня – День обретения мощей почитаемого старца Амвросия. 25 декабря 2009 года Священный синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к обще-церковному богослужебному употреблению. Русская православная церковь установила день церковного почитания памяти Оптинских старцев - СОБОР ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ - 11 (24) октября.

Остальные старцы, их всего четырнадцать, прославлены 26 июля 1996 года как местночтимые, а в 2000 году обще-церковно.

Поделиться