Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ИОАНН БОГОСЛОВ: АПОСТОЛ ЛЮБВИ И «СЫН ГРОМА»

Память святого празднуется Церковью
21 (8) мая, 9 октября (26 сентября) и 12 июля (30 июня) - в Соборе двенадцати апостолов.
Иоанн Зеведеев - , один из ближайших учеников Иисуса Христа, святой апостол от Двенадцати, с именем которого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Иоанна Богослова Откровение.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Иисусом Христом в число Своих учеников. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом. Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом. Он особенно приблизил его к Себе. Святой Иоанн Богослов следовал за Господом, когда Его вели из Гефсиманского сада на суд и неотступно следовал за Ним по Крестному пути. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова.
С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн направился в Ефес для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день волна выбросила Иоанна на берег. Апостола Иоанна Господь сохранял живым все дни в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе.

За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. Но затем апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. Предание о служении Иоанна Богослова на Патмосе основано на свидетельстве Книги Откровение. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова и апостол Иоанн просветил светом Евангелия.

Затем Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить.
Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы.
Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу.
В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним.
Жители Эфеса построили базилику в честь Иоанна Богослова. Апостолу было около ста лет, когда ему явился Христос, возвестивший о его скорой кончине; тогда он созвал всех горожан в базилику и завещал им хранить взаимную любовь. После молитвы вокруг апостола воссиял свет; когда сияние рассеялось, на том месте, где стоял Иоанн Богослов, остался лишь прах, названный эфесцами «манна». По свидетельству агиографа, «манна»
до сих пор появляется в Эфесе и от нее совершаются чудеса исцеления.
Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "сынов грома" - вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня.
Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов.
Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова.
Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайному зрителю Судеб Божиих.
Жизнь и деяния святого апостола Иоанна Богослова отражена не только в преданиях и божественных книгах, но и в иконах и фресках, в соборах и храмах, построенных в память о нём.

Самые древние, дошедшие до нас изображения Иоанна Богослова,
относятся к III-IV векам. Они сохранились
в росписях катакомб и рельефах саркофагов, где Иоанн Богослов представлен не единолично.
Лики апостолов - единого обобщенно-идеализированного типа
и различаются лишь наличием или отсутствием бород, реже - длиной волос.
В росписях катакомб апостолы облачены, как правило, в одинаковые белые хитоны, в скульптурных композициях - в хитоны и гиматии. Уверенно отождествлять с Иоанном Богословом одного из изображенных апостолов или евангелистов можно только в тех случаях, когда сохранилась надпись.

Обобщенно-условные типы в изображениях апостолов и евангелистов преобладают и в искусстве V-VI веков. Об этом можно судить по мозаике с изображением Христа и 12 апостолов в Милане (ок. 400 г.).
На саркофаге начала VI века (музей, Стамбул) два евангелиста показаны бородатыми и два - юными и
безбородыми.Тем не менее, есть основания полагать, что в раннехристианском искусстве Иоанн Богослов чаще изображался юным.
Сохранились также некоторые единоличные изображения Иоанна Богослова, удостоверенные надписями. Художники опирались на уже утвердившееся к тому времени представление о том, что Иоанн Богослов был самым молодым учеником Иисуса Христа.

Несмотря на бесспорные раннехристианские истоки, основные типы изображений евангелистов в рукописных книгах могут быть уверенно описаны лишь в IX-X веках. Они прослеживаются и на примере образа Иоанна Богослова, который мог изображаться как стоящим, так и сидящим за столиком с письменными принадлежностями.
Так, Иоанн Богослов мог быть представлен фронтально с закрытым
или открытым кодексом в руках.
Известны наиболее ранние примеры изображений в иллюминированных рукописях сидящего Иоанна Богослова: пишущего (рубеж IX и X веков), читающего (середина X века) или пребывающего в задумчивости (третья четверть X века).

Практически во всех византийских рукописях IX - начала XI веков Иоанн Богослов имеет облик старца, что вероятно, объяснялось существованием предания о написании им Евангелия в глубокой старости, будучи последним из евангелистов.
Однако устойчивые «узнаваемые» черты внешности Иоанна Богослова, получившие широкое распространение в более поздних памятниках - высокий, выпуклый, изборожденный морщинами лоб с большими залысинами, короткие курчавые волосы и небольшая окладистая борода с выделенными прядями,- присутствуют в это время далеко не
во всех изображениях.
Значительно ближе к более позднему устойчивому типу изображение Иоанна Богослова на миниатюре из Евангелия 964 года и в некоторых других рукописях X - начала XI веков.

Перечисленные иконографические типы были общими для всех евангелистов. Однако иконография Иоанн Богослова уже в раннее время получила некоторые особенности. Он чаще других изображается не пишущим, а читающим или указывающим на уже написанные слова, или сидящим в глубокой задумчивости.
Особенно выразителен последний вариант на двух близких по иконографии миниатюрах из Евангелий, где сидящий Иоанн Богослов прикладывает к устам правую руку (50-60-е годы, X век). Подобные акценты позволяли не только проиллюстрировать процесс создания Евангелия, но и напомнить о предшествовавшем ему Божественном откровении.

Наиболее ранним примером является миниатюра из Евангелия конца XI века, где оборачивающийся к небесному сегменту с благословляющей десницей Иоанн Богослов записывает евангельский текст в открытый кодекс, лежащий у него на коленях.
Широкое распространение подобные изображения получили с конце XIII - начале XIV веков, причем сидящий евангелист представлен в интерьере, перед столиком с письменными принадлежностями.

Повернувшийся к небесному сегменту, Иоанн Богослов может изображаться сидящим в пещере без дополнительных атрибутов. Изображение пещеры, получившее распространение с конца
XIII века, восходит к рассказу из «Хождения Иоанна Богослова» о создании Апокалипсиса, когда Иоанн Богослов, перед тем как продиктовать текст своему ученику Прохору, провел в уединенной молитве в пещере десять дней.

Апостол был удостоен Божественного откровения, явленного ему в виде молнии и грома; посадив Прохора на землю справа от себя, он диктовал ему текст, стоя и глядя в небо. Более редкими являются изображения стоящего Иоанн Богослова с распростертыми в молитве руками.
Наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей получили композиции, где он представлен диктующим евангельский текст Прохору.

В XI-XIII веках этот тип иконографии стал одним из самых распространенных и воспроизводился почти без изменений. Различия касаются только деталей. В композициях соответствующих миниатюр из Остромирова (1056-1057 гг.) и Мстиславова (1103-1117 гг.) Евангелий с одной стороны, пишущий Прохор, с другой - трон, столик с письменными принадлежностями и пюпитр с кодексом. В центре представлен Иоанн Богослов с воздетыми руками, обращенный к своему символу - орлу, держащему развернутый свиток (мотив обращения евангелиста к своему символу более характерен для средневековой западной живописи).
В рукописях XIV века иконографический тип со стоящим Иоанн Богословом и с сидящим Прохором, записывающим евангельский текст, встречается реже.
Особая разработка темы божественного света, характерная для XIV века, представляет получение Иоанном Богословом откровения как сообщение божественной энергии.

В XV веке в русских рукописях появился особый вариант описанной иконографической схемы, где Иоанн Богослов и Прохор меняются местами. Иоанн Богослов показан слева, не спиной к сидящему Прохору, а шагающим ему навстречу, при этом он оборачивается к небесному сегменту. Его правая рука поднята в молении, левая возложена на голову Прохора, благодаря чему момент передачи Божественного откровения получает большую наглядность.
Впервые этот вариант иконографии встречается в новгородском Евангелии второй четверти XV века, затем он получил распространение и в других местах. В Феодоровском Евангелии первой трети XIV века Иоанн Богослов
и его ученик - на фоне богато украшенного трёхглавого храма. Центральное место в композиции занимает фигура Прохора, сидящего на троне за столиком и записывающего евангельский текст в раскрытый кодекс.
Различные варианты иконографии Иоанна Богослова, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в росписях византийских и русских храмов. Этот же тип чаще всего использовался в средниках житийных икон апостола, известных с конца XV века.

В XVI-XVII веках изображения Иоанна Богослова, диктующего текст Евангелия Прохору, повторяли не миниатюры, а изображения на царских вратах.
В основной группе евангельских сюжетов Иоанн Богослов всегда представлен молодым: в «Преображении», «Тайной вечере», «Распятии», а также в сценах Страстного цикла апостол уверенно опознается даже при отсутствии надписей. В сценах «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов» получили распространение оба варианта, что было, вероятно, связано с различной интерпретацией соответствующих сюжетов. Так, изображения молодого Иоанна Богослова , в большей степени соответствовавшие церковному Преданию, исторически точно воспроизводили свидетельства Нового Завета. В изображениях «Успения Пресвятой Богородицы», Иоанн Богослов изображался старцем.
В после иконоборческое время изображения Иоанн Богослов юн, с короткими темными курчавыми волосами и небольшой бородкой. Изображения Богоматери и юного Иоанна Богослова, предстоящих Христу на троне, восходят к иконографии «Распятия», а также к особому варианту «Оплакивания».
Традиционно, как старец, Иоанн Богослов изображен на иконах поясных деисусных чинах XIV века. Атрибуты, напоминающие о процессе создания Евангелия, приобретают большое значение в поздних изображениях XV века.
Со второй половины XVI века в русской иконописи получил распространение особый тип изображения святого, известный как «Святой Иоанн Богослов
в молчании».
Его характерной особенностью является жест Иоанна Богослова , подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия.
Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна:
«Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин 21. 25).
Такому представлению соответствовало и записанное с Его слов Откровение, а также апокрифические тексты, содержащие «изложение» тайных знаний, полученных апостолом. Жест апостола мог напоминать не только о его причастности к тайным знаниям, но и о безмолвии, как о единственно возможном пути их обретения. С IX-X веков жест руки, поднесенной к устам, служил выражением сосредоточенной задумчивости, размышления, которые должны были предшествовать созданию Евангелия.
Иконография Жития апостола (цикла его деяний) основаная на тексте «Хождения Иоанна Богослова» известны на Руси с конца XV – начала XVI веков.

Распространение житийных икон апостола обусловлено особым интересом к Откровению и его автору, в связи с ростом эсхатологических настроений по истечении семи тысяч лет от сотворения мира в 1492 г. Этот интерес сохранился и в более позднее время.
Создателю Откровения посвящен особый, достаточно редкий иконописный сюжет, известный под названием «Видение Иоанна Богослова».
Почитание Иоанна Богослова на Руси в XVII веке и в Новое время имело еще один важный и оригинальный аспект: апостолу возносили молитвы об изучении иконного писания и именно его облик, как правило, старательно воспроизводили иконописцы на протяжении первых месяцев ученичества.
«Чудо о гусаре» в XVII веке воспринималось как существенное добавление к циклу деяний Иоанна Богослова.

Иоанна Богослова любили христианские мыслители, составляющие многотомные толкования на сочинения апостола. Любили его образ поэты всех веков, находившие в образе «сына грома» неисчерпаемый источник вдохновения. Любили и любят его и иконописцы во все века. Жизнеописание святого породило множество иконографических сюжетов, обретая из века в век множество деталей. Разобраться в этом многообразии, возможно каждому, кто обратится к изданию из серии -
«Русская икона: образы и символы». Авторитетный автор издания в тексте иконографических сюжетов освещает все сложные особенности иконописи и духовные смыслы русской иконы.
Тем самым каждому читателю предоставлена возможность познать духовную культуру нашего Отечества.
БЕЛИК ЖАННА. АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ / Ж.Г. Белик – СПб.: ООО
«Метропресс», 2013 – 76 с., ил. – (Серия «Русская икона: образы и символы»).

В фонде библиотеки имеются различные издания Библии, в составе которой четыре Евангелия, Деяния Апостолов и другие книги; Евангелия от Иоанна, в том числе с комментариями, житийные материалы; по многим вопросам истории христианской церкви можно воспользоваться Православной энциклопедией РПЦ.
В часы работы Библиотека ждёт своих читателей.

Поделиться