Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС с ДНЁМ ЗНАНИЙ

С началом учебного года! Книжный фонд Библиотеки прихода сегодня насчитывает более четырёх тысяч наименований книг богословского содержания, в их числе и художественная литература. Сегодня предлагаем вашему вниманию книги одного из православных писателей.

ФЛАВИАН: «ПРОЧИТАЙТЕ И УБЕДИТЕСЬ, КАК ЗАПОЁТ ВАШЕ СЕРДЦЕ!»
Вот уже двадцать лет православный читатель (и не только) зачитывается книгами этого автора. Все эти годы книги отца Александра Торика не сходят с топовых позиций ведущих книготорговых сетей и крупнейших интернет-магазинов. И вот что удивительно, читатель частенько не знает истинную фамилию автора, а называет книгу по её заглавию, считая, что это и есть автор: Флавиан! В нашей библиотеке книга не стояла на полке, постоянно была на руках у читателей. Вот только в это «ковидное» лето я наконец-то смогла её взять почитать. Познакомимся, наконец, с автором.

АЛЕКСАНДР ТОРИК. Краткая биография.
Вот что пишет портал azbuka.ru: «Александр Борисович Торик (г.р. 1958) родился в Москве, в 1965 году переехал с родителями в Уфу, где закончил «восьмилетку» и Педагогическое училище, специальность - «учитель рисования и черчения в средней школе». В 1977 году вернулся в Москву, где проучился два с половиной года в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете. Тогда же уверовал в Бога и начал посещать московский храм «Николы в Кузнецах». Ездил он за духовным окормлением в Троице-Сергиеву Лавру, нёс послушание алтарника, регента. В 1989 году был рукоположен в сан диакона, а в 1991 - посвящён в сан иерея. Руководил воскресными школами в Ногинске, гарнизоне «Стромынь», селе Заречье Владимирской области. Александр женат, имеет троих детей.
В 2002 году А. Б. Торик выведен за штат, по состоянию здоровья».

Александр Борисович совместно с близкими по духу людьми основал православно-миссионерское издательство «Флавиан-Пресс», которое осуществляет свою деятельность по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина). Книги издательства помогают тем, кто ищет смысл жизни, обрести Веру и найти дорогу в Церковь Христову. В настоящее время отец Александр проживает в курортном, портовом городе Албуфейра (Португалия), принимает участие в церковной жизни Международного Христианского Духовно-Культурного Центра «Покров», занимается писательской деятельностью.
Литературная деятельность.
Первая книга, точнее брошюра «Воцерковление», издана (за деньги автора) в 1996 году, когда отец Александр служил настоятелем в церкви преподобного игумена Сергия Радонежского в деревне Новосергиево Ногинского района Московской области. В издании просто и доступно были изложены основы православия и правила церковной жизни для людей, начинающих свой путь к Богу. Книга обрела популярность, её перевели на несколько языков.
1997 год принёс болезнь. Отец Александр перенёс операцию по удалению раковой опухоли. Божьей милостью он остался жив, однако здоровье заметно пошатнулось. С 2004 года, оставив служение, Александр Торик всего себя посвятил литературному творчеству.
«ФЛАВИАН». С выхода самой популярной повести Александра Торика «Флавиан» прошло 16 лет. Идея создания повести-притчи возникла у автора давно. Хотелось написать увлекательную и вместе с тем полезную книгу, которая «дополнила бы первую и работала бы с ней в паре», которая продолжила разговор с верующим человеком о Боге, о Церкви, таинствах богослужения, молитве и т.д.
Так и появилось издание «Флавиан», которое ворвавшись в книжный мир, обрёло невиданную популярность.
О своём главном персонаже автор говорит с любовью, поскольку в основе образа Флавиана лежит совершенно реальный человек – отец Василий Владышевский. «В 1984-м году я, тогда ещё художник, милостью Божией приведён был в село Алексино, Рузского района Московской области, в храм Покрова Пресвятой Богородицы, на послушание алтарника». В этом храме служил батюшка, отец Василий Владышевский. «Это был замечательный пастырь, сочетавший в себе удивительную простоту и доступность с широкой духовной и светской образованностью и огромной начитанностью». Его любовь к людям, доброта и сердечность покоряли всех приходящих к нему и, через него, ко Христу. Александр Торик продолжает рассказ о прототипе отца Флавиана: «Спустя 20 лет, из которых около шести мне довелось провести рядом с отцом Василием в качестве алтарника, чтеца и затем регента, приобретя впоследствии некоторый личный пастырский опыт, я могу с уверенностью сказать, что отец Василий был примером именно приходского сельского батюшки. Каждый из прихожан считал, что отец Василий – это именно ‟ихний” (рабочий, интеллигентский или крестьянский) священник, так как именно этот батюшка так хорошо понимает крестьянские (или творческие и прочие) проблемы и умеет простым и ясным языком объяснить смысл жизни и необходимость присутствия в ней Христа». Неординарность отца Василия была в его любви к людям, в его жертвенной самоотдаче каждому, кто к нему приходил.
Обо всем этом в лёгкой и привлекательной форме нам и поведал Александр Торик. Отзывы о повести «Флавиан» восторженные. Например, вот что пишет автору одна из его прихожанок: «Батюшка, ты ведь какой хитрый! Это ведь «Воцерковление-2»! Ты сверху сладким вареньем намазал - интересным сюжетом, а под ним - воскресная школа. Я её [книгу] вечером открыла посмотреть и в четыре часа утра закрыла. На самом деле это же самое «Воцерковление», только следующий этап».
Повествование идёт от имени Алексея, обычного молодого человека, проживающего, как и многие другие горожане, у которых «...сплошной стресс: деньги, работа, личная жизнь... Живёшь, как за рулём по гололёду на «лысой» резине без тормозов, - давай, ускоряйся, других обгоняй, «подрезай», лишь бы самому на обочине не оказаться. Так и гонишь, пока до своего столба не доедешь». Алексей случайно встречает своего бывшего сокурсника Андрея, которому в студенческие годы пророчили хорошую карьеру, а престижные невесты мечтали «окольцевать» его. И вот, через двадцать лет после получения «красного» диплома, перед Алексеем - «расплывшийся потрёпанный сельский поп», лузер, оказавшийся на обочине жизни. Однако очень скоро у Алёши всё рушится: работа, личная жизнь, видно он «наехал-таки на свой столб». Это заставило Алексея остановиться, отдохнуть от привычной жизни, задуматься, обратиться к тому самому бывшему однокурснику - попу... Герой меняет обстановку, встречается с новыми людьми. В конце-концов духовные искания приводят его к Богу. Люди, с которыми он знакомится, также как и он, предварительно накуролесив, пришли в Православие. Такая основная сюжетная линия повести:
ТОРИК АЛЕКСАНДР, ПРОТОИЕРЕЙ. ФЛАВИАН: повесть. - М.: Сибирская Благозвонница, 2007. - 287 с.
Бесноватая Катюша, бывший хулиган Семён, онко-больная, а ныне монахиня Серафима, маляр Олег, стремящаяся к «красивой» жизни Валентина, бывшая жена Алексея Ирина и другие герои книги показывают, как по-разному люди приходят к вере. Но книга не только об этом.
Главное, на мой взгляд, это то, что в повести очень просто, доступно без нотаций рассказывается о Боге, о Православии. Конечно, в первую очередь книга предназначена для новоначальных, которые получат ответы на вопросы, и помощь разобраться в своей жизни и начать этот длинный и трудный путь к Богу. Она подскажет «воцерковлённым» углубить и расширить многие понятия. «Священство, духовник, крещение, исповедь, старчество, заповеди Божии, Евангелие, святые, Литургия, монашество, молитвы, всенощное бдение, мытарства» - обо всём этом и многом другом рассказывает автор, - Александр Торик.
Прочтём ещё один отзыв о повести: «В нашей бешено крутящейся жизни редко бывают ситуации, когда мы можем притормозить и задуматься о том, как же мы живём? Многие, наверное, спросили бы: «Почему живу так нехорошо? Ведь работаю честно, забочусь о близких, зла никому не желаю, отчего это со мной постоянно случаются какие-то неприятности?» Многие высокопарно рассуждают о смысле жизни, но не находя их удовлетворяющего ответа просто продолжают существовать по инерции, ежедневно бегая по накатанной дорожке... Понять предназначение человеческой жизни на земле, отчего и зачем в нашей жизни происходят все события, как радостные, так и скорбные, а так же быть может посмотреть на себя со стороны вам помогут книги православного священника протоиерея Александра Торика...».
Сюжеты книги автор черпал из своей церковной практики, он пишет: «Все эти маленькие истории, в той или иной степени художественно обработанные, на самом деле происходили в реальной жизни. Вплоть до истории про покойника, который пришёл из морга к батюшке исповедоваться». Однако в одну книгу вместить свой двадцатилетний опыт служения отцу Александру не получилось, благодаря этому появились продолжения притчи «Флавиан». Последующие книги понравились читателям как воцерковлённым, так и тем, кто ещё не встал на этот путь. Ярким показателем этого является тот факт, что тираж издания буквально «разметают».
Непринуждённый стиль, просто повествующий об обычных людях и таких же обычных чудесах, тонкий юмор героев, ненавязчивый «православный ликбез», захватывающий сюжет приковывают внимание к повествованиям автора.

В своих следующих изданиях цикла «Флавиан», Александр Торик поднимает непростые, актуальные, насущные проблемы веры и современности: последние времена, антихристова печать, смерть, пьянство, отчитка, православная семья, молитва, паломничество, тщеславие, епитимья, духовник, евхаристия, монашество и так далее, и так далее. Отец Александр очень доступно, на примерах объясняет многие социальные явления, нередко даёт конкретные советы верующим (как прощать врагов, «кто без крестов, тот не Христов!», смиряться и молиться, познать Бога через живое общение с ним, Иисусова молитва, как спастись и другое).
Нередко читатель, несмотря на то, что у главного героя есть прототип, ассоциирует этого главного героя с автором. Вот что говорит отец Александр об этом: «Очевидно, что-то общее у меня есть и с Флавианом, и с литературным персонажем Алексеем, и вообще с каждым из героев, которых я описываю в книге. Невозможно, чтобы автор своей личностью как-то не соприкасался со своими героями».
После прочтения, у многих людей возникают вопросы (например, почему в первой книге описывается много чудес; какова же дальнейшая судьба героев?), у некоторых читателей, особенно неверующих, появляется неприятие, негативное отношение к книге.

Предлагаю всем прочитавшим «Флавиана» поделиться своими впечатлениями о книге. На мой взгляд, повесть относится к тем немногочисленным художественным произведением о Православии, после прочтения которых, кажется, что ты испил чистую, живительную влагу и твоя омытая душа жаждет Бога.

А напоследок, ещё одно высказывание о книгах Александра Торика, на этот раз священника Тигрия Хачатряна, кандидата богословия, руководителя Миссионерского отдела Курской епархии: «…обнаружил неотразимую силу воздействия книг протоиерея Александра Торика. Можно начать с его произведения «Флавиан» – не оторвёшься! Вторая часть «Жизнь продолжается» – посложней, но ведь так и надо. Третья часть – «Восхождение» – почитайте и убедитесь, как запоёт ваше сердце!», а дальше читайте следующие издания «Флавиана», всего семь книг этой повести. Читайте и другие произведения этого автора.

Вот список всех вышедших книг протоиерея Александра Торика:
«Воцерковление» (1996), книга выдержала более пяти изданий, в том числе на китайском языке
«Флавиан», повесть (2004)
«Флавиан. Восхождение»
«Флавиан. Жизнь продолжается»
«Флавиан. Армагеддон»
«Аллеи любви»
«Димон: сказка для детей от 14 до 114 лет» (2008)
«Селафиила» (2012)
«Русак» (2012)
«Флавиан. Исповедь случайного попутчика» (2015)
«Инфант Алешандре» (2016)
«Флавиан. Белый корабль» (2017)
«Черная лань, бегущая по пене океанского прибоя» (2017)
«Флавиан. Дневник» (2020)

ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА, библиотекарь прихода
Многая часть книг из этого списка имеется в нашей библиотеке.
Мы работаем для Вас каждые четверг и субботу с 15 до 17 часов!
Будем рады видеть Вас.
При подготовке данной информации были использованы источники: zbyka.rupravmir.rupravoslavie.ru ;drevo-info.ru;fb.ru;otzovik.com .

Поделиться