Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ИЗ СИБИРИ - НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ

«Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима...» - Иоанн Златоуст, свт.
Русское паломничество на Святую землю имеет давнюю историю. Известно, что уже в Киевской Руси, в ХI веке существовало паломничество в Палестину. Далее, в ХII веке оно ещё выросло, о чём свидетельствует известное произведение «Хождение игумена Даниила». Данная повесть о христианских святынях в Иерусалиме была очень популярна на Руси. Сохранилось более 150 её списков. «Сам термин «паломник» в русском языке произошёл от слова «пальма», ибо путешественники привозили с собой из Святой земли пальмовые веточки, которыми, как известно, встречал народ вход Иисуса в Иерусалим накануне иудейской Пасхи. А ведь православное паломничество на Святую Землю в то далёкое время было настоящим геройством не только из-за дальности и дороговизны путешествия, но и опасности для жизни: Палестину тогда населяли преимущественно мусульмане. Да и у крестоносцев, которые отметились своим присутствием на святой земле, православные считались еретиками».

«...Падение Византии в середине ХV века, и утверждение на земле бывшего православного царства Османской империи, сделали для русских людей путешествие по Святым местам крайне сложным. Кардинальные изменения произошли только в ХIХ веке, когда в 1818 году в Москве появилось Иерусалимское подворье, а в 1847 году - Русская Духовная миссия в Иерусалиме. Но действительный переворот в вопросе российского присутствия на Святой земле произошёл после создания Православного Палестинского общества». «Общество было призвано осуществлять следующую миссию: во-первых, организацию паломничества православных из России; во-вторых, поддержку Православия на Ближнем Востоке путём просвещения и материальной поддержки местных христиан; в-третьих, широкую научно-исследовательскую работу по изучению истории Палестины». «Почти сразу после основания Православного Палестинского Общества стали создаваться его региональные филиалы». Данные выдержки приведены из книги:

ШУШКАНОВА, Е.А. ИСТОРИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (1898-1917 гг.). - Красноярск, 2018.- 120 с.: ил.

О ней и пойдёт речь. Книга вышла к 120-летию Красноярского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), открытое 29 марта 1898 года, в то время во главе Енисейской епархии стоял епископ Акакий (Заклинский). В своём слове на торжественном собрании в честь учреждения регионального отделения ИППО, Преосвященный напомнил о том, с какими трудностями, опасностями, большими расходами сопряжено путешествие на Святую землю. Действительно, прежде всего, следовало подготовить документы: оформить вид на жительство или внутренний паспорт; получить в полицейском управлении разрешение на выезд за границу; мужчинам представить документ об отбытии воинской повинности, а женщинам письменное согласие на поездку от мужа. Сам заграничный паспорт паломник мог получить только в определённых городах Российской империи: Кишинёве, Одессе, Севастополе, Керчи, городах Закавказья и во Владивостоке.
Пароход из Одессы в Яффу отходил каждые две недели. Путешествие с остановками занимало одиннадцать суток. Условия поездки третьим классом: либо в трюме на нарах из досок, либо в крытых и пустых помещениях верхней палубы. Кипяток пассажирам отпускали безплатно. Из Яффы до Иерусалима добирались 7-8 часов в экипаже, либо по железной дороге. Некоторые богомольцы сознательно выбирали путь до священного города пешком.
В Иерусалиме ИППО размещало паломников на местожительство. Нередко условия проживания были тяжёлыми: в комнатах на восемнадцать человек проживало до 37, в комнатах на восемь человек селилось до 14. Это создавало угрозу распространения болезней. И всё-таки, несмотря ни на что, путешественники были довольны: они имели кров, сопровождающих, покровительство и защиту в чужой стране. Кто же отправлялся в столь длительное, затратное и опасное путешествие? - «По социальному статусу это были разные люди. Почти две трети от общего числа составляли крестьяне, но были и дворяне, купцы, духовенство». Это были люди зрелого возраста, немолодые. И примерно на две трети женщины.

Ценным свидетельством об истории паломничества в Приенисейской Сибири стал цикл публикаций на страницах епархиального журнала о поездке на Святую землю от Красноярской духовной семинарии летом 1908 года. Учащийся духовной семинарии Никон Уставщиков делился своими впечатлениями в серии очерков «Дневники семинариста». Дневники публиковались частями в Енисейских епархиальных ведомостях в 1909-1910 годах. Автор книги Елена Шушканова характеризует «Дневники...» как уникальное историческое свидетельство, оценивает их «достаточно подробными», «написанными с большой реалистичностью и целостностью». Паломников из Красноярска набралось восемь: два преподавателя и шесть воспитанников. Где же семинарист изыскал на поездку средства, коих требовалось сто рублей? Судя по всему, часть денег оплатило столичное Общество ИППО. Никон описывает впечатления от дороги
и увиденного в пути с особой любопытностью, восторженно. Пережили путешественники и шторм на море, и качку, и морскую болезнь. Как утешение - остановки в Константинополе, на Афоне, в Смирне. И вот, наконец, Иерусалим! «Достойны ли мы такого счастья...» Гроб Господень, Иерихон, Иордан, Мамврийский дуб, Елеон... Семинарист останавливается на своих впечатлениях, описывает подробности. «Да, много я пережил...сильных и впечатлительных моментов!» Мемуары Никона Уставщикова - одни из самых интересных и захватывающих страниц в книге Елены Шушкановой.

После своего возвращения из паломничества Никон Уставщиков делился своими впечатлениями о путешествии с верующими, участвовал в проведении просветительских бесед во Всехсвятской церкви Красноярска. Информационно-просветительская деятельность Палестинского общества считалась одной из важных её функций. Основными средствами распространения знаний о Святой земле были: Палестинские, одно страничные листки с иллюстрацией и кратким комментарием; проспекты «Беседы о Святой земле» на 10-15 страниц с иллюстрациями; брошюры (до 48 страниц) под названием «Чтения о Святой земле». К брошюрам выпускались «туманные картинки» - рисунки, показываемые на светлом экране при помощи проекционного фонаря. Эти аппараты назывались «волшебными фонарями» и пользовались неизменным признанием у народа.

Площадками для проведения чтений вышеперечисленных изданий были храмы, приходские школы, народные библиотеки. В заключении мероприятия грамотным слушателям вручался экземпляр прочитанной беседы, неграмотным - палестинские листки. Но более всего печатные листки распространялись в дни сбора пожертвований на нужды ИППО в храмах. Для пополнения кассы Палестинского общества использовались также «кружечные», «тарелочные», «вербные» (пожертвования в Вербную неделю) сборы. Все вышеизложенные здесь сведения почерпнуты из книги Елены Александровны Шушкановой, где много других интересных фактов. При подготовке книги автором использовались архивные, электронные документы, публикации «Енисейских епархиальных ведомостей».

Издание выполнено в хорошем качестве, использованы фотографии из фондов Государственного архива Красноярского края и сайта Православного общества «Россия в красках». Книга рекомендуется краеведам, светским и церковным историкам, а также широкому кругу читателей, всем, кто интересуется историей Церкви и края.

Библиотека прихода храма Иоанна Предтечи благодарна Елене Александровне Шушкановой за подарок очередной интересной книги
в свой фонд и ждёт читателей в четверг и субботу с 16 до 17 часов.

Для личной библиотеки книгу автора можно приобрести в лавке нашего храма.

В итоге, рекомендуем для вас дополнительную литературу о Святой Земле из фондов библиотеки. В данных книгах изложены мысли, впечатления о паломничестве, в том числе и наших земляков.

1. СБОРНИК ПЕСНОПЕНИЙ ПАЛОМНИКА НА СВЯТЫХ МЕСТАХ ПАЛЕСТИНЫ И СИНАЯ. -М.: Даниловский благовестник, 1997. - 154 с.
2. ЦАФЕРИС, ВАСИЛИОС. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА ПО МЕСТАМ ПАЛОМНИЧЕСТВА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ / Перевод с греч. И. Айзенштадт. - Израиль, 1999. - 144 с.: ил.
3. СМЫСЛ ПАЛОМНИЧЕСТВА / ИППО; Сост. К.А.Вах. - М.: Индрик, 2007. - 64с.: ил.
4. ФАСТ, ГЕННАДИЙ, протоиерей. С БИБЛИЕЙ В РУКАХ ПО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ. Богословские заметки русского паломника. - М.: Никея, 2014. - 160 с. - (Встречи с Богом).
5. ОТ САЯНА ДО СИНАЯ И СИОНА. Святая Земля глазами сибиряков / Сост. Майстренко В.А. - Красноярск: Енисейский Благовест, 2014. -192 с.
6. ЕРЫШЕВА, Н.Г. СВЕТ ИЗ ГЛУБИНЫ РОССИИ. - Красноярск: Енисейский Благовест, 2011. - 92 с.: ил.

Валентина Хлебова, библиотекарь прихода.

Поделиться