Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ВРАЧ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ: СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ НА ЗЕМЛЕ КРАСНОЯРЬЯ

«И меня сподобил Господь Бог быть врачом возлюбленным для множества спасённых мною от смерти, и избавленных от страданий, а особенно во Вторую мировую войну, когда я, епископ, возглавлял хирургическую работу Красноярского эвакогоспиталя 15-15» - Святитель Лука Крымский. О святителе Луке Крымском (Войно-Ясенецком) написано много книг, среди которых наиболее популярны у читателей нашей библиотеки следующие: Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание...»: Автобиография. - М.: Приход храма Святого Духа сошествие, 2008. - 190 с.: ил.
Марущак Василий, протодиакон. Святитель - хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2010. - 416 с: ил.
Поповский, М.А. Жизнь и житие святителя Луки, Войно - Ясенецкого, архиепископа и хирурга. - СПб.: Сатис: Держава, 2005. - 527 с.

Как известно, епископ Лука дважды отбывал ссылку в нашем крае: в г. Енисейске, деревне Хае, Ново-Туруханске, станке Плахино в 1924-1926 годах; в Большой Мурте и Красноярске в 1940-1944 годах. В Большой Мурте святитель прожил недолго. Началась война и летом 1941 года ссыльный Войно-Ясенецкий отправил телеграмму председателю Президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». И вот, в июле 41-го в Большой Мурте приземлился самолет: главный хирург Красноярского края предложил В.Ф. Войно-Ясенецкому лететь с ним. На сборы у профессора ушло полчаса.

О красноярском периоде жизни святителя вышла книга недавно, в 2020 году. В ней речь идёт о второй ссылке и, только в Красноярске. Автор труда - наш земляк Семён Валериевич Кожевников.

КОЖЕВНИКОВ, С.В. КРАСНОЯРСКИЙ ПЕРИОД (1941-1944) ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (ХИРУРГА В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО). Красноярск: ООО «Типография КАСС», 2020. - 260 с.: ил.

Это научное исследование, основанное на архивных документах и уникальных свидетельствах (во многом неизвестных прежде), а также на ранее вышедшей литературе. Семён Валериевич Кожевников впервые затронул важные темы: состояние красноярского военно-тылового здравоохранения; контакты святителя Луки с клиром, характеристика местного священства; ключевые особенности архиерейского служения Владыки в кладбищенской Николаевской церкви.
Автором уточнены многие факты, например даты деятельности уполномоченного Совета по делам РПЦ при исполкоме краевого совета и многое др. Приведены ранее неизвестные факты из истории епархии, жизни архипастыря в городе Красноярске.

Книга состоит из четырёх глав, каждая из которых посвящена определённой теме:
ХИРУРГ, ВРАЧ-УЧЁНЫЙ
В первых двух главах книги автор знакомит нас с такими вопросами: организация, функционирование эвакуационных госпиталей (ЭГ) на территории Красноярского края в период Великой Отечественной войны; с основными направлениями профессиональной деятельности хирурга (лечение бойцов и населения; использование новаторских методов; участие в консультационной работе госпиталей и во внедрении в крае восстановительной хирургии); с научно-практической, профессионально-педагогической деятельностью святого Луки.
С.В. Кожевников утверждает, что число эвакогоспиталей в крае составляло всего 82, среди них в Красноярске - 28 на 54 объектах, с контингентом раненых и больных 186948 человек в крае. В книге даны конкретные сведения, в том числе в таблицах о ЭГ Красноярска, их адресация, сроки дислокации, профиль, специализация и др. подробности.
Наиболее показательной в функционировании и достижении высоких результатов из всей госпитальной системы края была работа двух самых крупных ЭГ Красноярска: N 984 и N 1515. О последнем, в котором и работал профессор медицины, врач с мировым именем, ведущий хирург ЭГ 1515 - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, автор С. Кожевников рассказывает подробнее. Это был самый большой ЭГ, в нём размещалось тысяча коек. Он состоял из четырёх корпусов, семи отделений, в которых работали около 200 человек медицинского персонала, в среднем один медицинский работник на пять раненых и больных.
Валентин Феликсович лично посылал своих помощников на железнодорожный вокзал к прибывшим санитарным эшелонам, чтобы отобрать особо тяжёлых раненых с гнойными осложнениями для немедленной радикальной операции. Это способствовало появлению в дальнейшем сортировочных госпиталей. Хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий проводил в операционной ежедневно по девять-десять часов, совершая до пяти больших операций. Надо помнить, что в это время владыке было уже 65 лет.
Валентин Феликсович, благодаря уникальным и результативным операциям, проводимым им самим тяжелобольным военнослужащим, спасал от гибели, возвращал в строй солдат и офицеров. Кстати, он никогда не называл раненых бойцами или солдатами. Он всегда говорил: «Войны». Воинами издревле называли защитников Отечества, что свидетельствует о глубоком понимании сущности патриотизма русского народа.

С первых же дней работы в Красноярске В.Ф. Войно-Ясенецкий единственный, кто определил «лечение тяжёлых осложнений гнойной инфекцией ран суставов» как главную задачу в работе всех хирургов тыловых эвакогоспиталей. Первое место по тяжести лечения занимали «ранения коленного и тазобедренного суставов и крестцово-подвздошного сочленения». И это учитывалось при сортировке прибывающих воинов, их отправляли на лечение к хирургу-священнику.
По настоянию главного хирурга ЭГ 1515 туда доставляли и больных с ранениями в голеностопном суставе пяточных костей, так как святитель Лука разработал эффективный метод лечения военных с поражениями пяточной и надпяточной костей.
В госпитале святитель Лука проводил оперативное вмешательство раненым больным с осложнёнными случаями остеомиелитов. В начале работы госпиталя, многие трудные, новаторские операции Лука проводил сам. В последующее время к таким операциям стали подключаться и др. врачи, обученные ведущим хирургом. Стали широко применять методы по резекции суставов при гнойных артритах, резекции подвздошных костей, ранние тетании, широкое вскрытие абсцессов головного мозга и другие, что было уникальным явлением в работе госпитальной системы всего региона.

Всего за три года работы эвакогоспиталя N1515 (1941-1944) там лечилось 6876 раненых, было сделано 2985 операций, в воинские части было возвращено 40% воинов. Профессионализм и разносторонний опыт знаменитого хирурга были востребованы и гражданским населением, причём профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий делал это сугубо добровольно. Автор приводит конкретные примеры консультирования, оказания медицинской помощи больным, как военным, так и гражданским.
Выдающийся хирург регулярно посещал другие ЭГ города, края, близ лежащих областей, в экстренных случаях с использованием авиации. Каждый свой выезд святой Лука использовал для чтения лекций, обучения докторов.
Бывал ли Валентин Феликсович в здании бывшего Архиерейского дома, располагающегося в двух кварталах от корпуса N 2 госпиталя 1515 (школа 10)? В годы войны в епархиальном учреждении размещались: туберкулёзная больница; тубдиспансер и детский туберкулёзный санаторий. На этот вопрос С. Кожевников утверждает положительно: «Да, бывал».

Своими исследованиями, научно-практическим опытом ведения военно-полевой, гнойной хирургии В.Ф. Войно-Ясенецкий делился с коллегами на научных, госпитальных конференциях, курсах повышения квалификации. Как опытный хирург, он руководил научной работой ряда врачей, а за годы пребывания в Красноярске им подготовлены: второе издание «Очерков гнойной хирургии», монографии «О течении хронической эмпиемы и хондратах», «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов»; написаны ряд научных статей по хирургии.
Профессор Войно-Ясенецкий надеялся, что «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции...» выйдут в Красноярском книжном издательстве. Но не сбылось... Загадочную историю плана край издата, так же расследует автор.
Напомню, что «Очерки гнойной хирургии» — главный труд профессора медицины, за который он получил Сталинскую премию 1 степени.

СВЯЩЕННИК, МОНАХ
Две последних главы книги посвящены архипастырскому служению владыки, его священническому и светскому окружению, а также рассказывается о его личности и внутреннем мире.
За 28 месяцев пребывания святителя Луки в Красноярске ему многое удалось сделать для Церкви. В феврале-марте 1943 года была открыта очень маленькая кладбищенская церковь-часовня в Николаевской слободе, которая оставалась единственно действующей в крае до 1945 года.

Да, это была небольшая деревянная часовенка, полезной площадью в 50 кв. метров, вместимостью не более двухсот человек. Однако в воскресные дни собиралось в ней до тысячи верующих, а в большие праздники ещё больше. Какое-то время владыка Лука не мог служить в церкви ни иерейским чином из-за отсутствия облачений, ни архиерейским, поскольку не было ни облачений, ни вина и кагора для Литургии. Возникают вопросы: как могли совершать Литургию в часовне без алтаря, без престола? Почему священники называли часовню церковью? Автор объясняет, как удалось решить проблемы с началом богослужений. Так, например, ткань для облачения епископ «подглядел» в Новосибирске. В зале, где проходила окружная хирургическая конференция, висели красивые шторы из парчи...
Конечно, проблем в епархии было предостаточно: кадровый голод, упорство властей в вопросах открытия церквей. Архиерею приходилось преодолевать опасный путь в 7 км из центра в Николаевку (где жило много хулиганов, преступников) по плохой, размытой грязью дороге.

В тяжёлое военное время Владыко Лука укреплял веру в людях, усиливал патриотические чувства красноярцев и лечившихся в госпиталях своими проповедями. Одна из них, под названием «Кровавый мрак фашизма» была опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (1943, N4). Других проповедей красноярского периода Владыки не сохранилось. Проповеди во многом способствовали успешному сбору средств для фронта среди прихожан Николаевской церкви - сооружение танковой колонны им. Димитрия Донского и в помощь соотечественникам, пострадавшим во время оккупации. Только в период с января 1943 по июль 1944 было собрано 225 тысяч рублей.
С кем же из красноярских священников служил владыка? Кожевников С.В. знакомит нас с протоиереем Алексеем Захаровым («фигура противоречивая и крайне загадочная»), протоиереем Петром Ушаковым, (настоятелем Никольской церкви), Николаем Поповым, (будущем благочинным, настоятелем Покровского храма), заштатным священником Николаем Климовским и другими клириками.

Некоторые из священников пошли на сотрудничество с властью, были приставлены к епископу Луке, выполняли поручения спец. органов, писали доносы. ЭГ 1515 тоже находился под пристальной опекой НКВД. Неприязнь к священническому сану и положению ссыльного, которое видный хирург занимал по прибытии в Красноярск, имело место. Но спустя время, со слов самого святителя он «приобрёл большую славу своими операциями и пользовался большой заботой и почётом со стороны властей» и добавлю: а так же со стороны раненых, больных, коллег. Однако, власти постоянно показывали свои двуличие и всячески воспрепятствовали архиерею в работе и делах епархии.
Со временем Валентину Феликсовичу был назначен самый высокий оклад - 975 рублей, среди 20 врачей он получал дополнительное снабжение через горторг отдел, которым, кстати, постоянно делился с людьми.
Больные его уважали, дарили своему спасителю совместные фотокарточки. Однажды в праздник раненые командиры купили ему гуся и сами приготовили на госпитальной кухне. Этим царским подарком Валентин Феликсович поделился с врачами.

В книге приводится достаточно конкретных случаев, характеризующих святого Луку. Вот некоторые цитаты из воспоминаний:
«Он никогда не выражал досады, не высказывал недовольства. Наоборот, у него всегда чувствовалась полная готовность помочь»;
«...За одну операцию с Войно-Ясенецкого снимали по две мокрые рубашки»;
«От врачей профессор неизменно требовал строгой дисциплины в работе... Обращался ко всем только по имени-отчеству... собой владел в совершенстве, ни на кого не повышал голоса, никого не оскорблял»;
«...Он нам разрешал, когда что-либо случалось, в любое время дня и ночи звать его»;
«...Учил своих помощников «человеческой хирургии».

Солидный возраст, огромные физические и психолого-эмоциональные перегрузки не раз давали о себе знать. Сам Лука писал: «Устаю до упада». «Уже четыре недели я не работаю вследствие тяжёлого переутомления, главным образом мозгового. Три недели пролежал в больнице Крайкома...». По свидетельству самого архиепископа Луки, силы он черпал из православной веры, церковного служения, возможности проповедовать, соблюдать посты и т.д. А своё искусное врачевание считал как послушание монаха.
Хирург-монах всегда надеялся на Божью помощь. «Перед тем как оперировать, он сам крестился и больного крестил», при этом не снимал наперстный крест - вспоминают его коллеги.
Святитель Лука сохранил добрую память о красноярском, весьма насыщенном периоде своей жизни, о людях, с которыми приходилось контактировать и работать. Автор останавливается на жизненных историях некоторых врачей, в основном тех, кто был в добросердечных отношениях с Войно-Ясенецким, был его учеником, состоял в последующей переписке. Автор повествует интересные факты взаимоотношений святителя с ранеными, медицинским персоналом, священством, властью, детьми.

В книге рассказывается о бытовых условиях жизни великого хирурга и архиерея. Жил он «в крошечной комнатке, сторожке. И там стояла кровать, маленький письменный столик, кресло и стул. И больше свободного места не было». Позже главному хирургу выделили квартиру, находившуюся в одноэтажной постройке во дворе школы, где была аптека. Но комнатку во втором корпусе оставили за Войно-Ясенецким, для отдыха между операциями. Как ведущему хирургу ему был определён кабинет, который размещался на втором этаже с окном, выходящем на ул. Диктатуры пролетариата. А вот в доме на Вейнбаума, 21 (дом сохранился) владыка не жил, а лишь останавливался, когда приезжал из Енисейска и Большой Мурты. В этом доме жила семья подростка Васи Барудкина, которого Валентин Феликсович ранее оперировал.
Автор останавливается и на других подробностях быта, семьи, здоровья, интересов и многих сторонах жизни святителя Луки.

Таким образом, Красноярский период жизни святого Луки (Войно-Ясенецкого) был разносторонним, крайне насыщенным. Об этом свидетельствуют и публикуемые многочисленные архивные документы, иллюстрирующие профессиональную и пастырскую деятельность святого Луки.
Архиепископ Лука является одним из величайших подвижников ХХ века, подлинным патриотом, отстаивающим чистоту православия, спасающим жизни раненым воинам. Ради этого он не щадил себя. Исключительно стараниями архиепископа Луки было восстановлено каноническое православие в Красноярском регионе. Во многом благодаря святителю Луке церковная жизнь на берегах Енисея не прерывается по сегодняшний день.

Книга С.В. Кожевникова будет интересна и полезна всем, но особенно медицинским работникам, будущим врачам, историкам, и всем православным, почитающим одного из величайших хирургов и православных иерархов ХХ столетия святителя, исповедника Луку Крымского.

Данную книгу можно приобрести в церковной лавке, либо взять и почитать в приходской библиотеке (каб. 1-10).

Валентина Хлебова, библиотекарь прихода

Поделиться