Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ВОЗРОЖДЁННАЯ ЕПАРХИЯ: КРАСНОЯРСКОЙ (ЕНИСЕЙСКОЙ) ЕПАРХИИ - 160 ЛЕТ

В преддверии праздника публикуются материалы по истории нашей епархии и обзор литературы. Всего подготовлено три публикации. Перед вами, дорогие читатели, заключительная часть - третья:

СВЯТЫЕ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ КРАСНОЯРСКОЙ МИТРОПОЛИИ
«Кровь новомучеников не утекла бесследно, словно вода в песок. Нет!
И молитва их особенно сильна здесь в Сибири, на берегах Енисея, в местах, которые ещё помнят страдания невинных людей, пытки и расстрелы» - Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

На территории Красноярского края в списке канонизированных святых шестнадцать имён: священномученики - Александр Поливанов, Амос Иванов, Амфилохий, епископ Красноярский, Владимир Фокин, Димитрий Неровецкий, Евфимий Горячев, Михаил Вологодский, Михаил Каргополов, Порфирий Фелонин, Стефан Семенченко; мученики - Василий Мангазейский, Пётр Игнатов, Стефан Наливайко, Трофим Кузнецов; святой праведный Феодор Томский; священноисповедник Лука, архиепископ Симферопольский.

Святой праведный мученик Василий Мангазейский чудотворец – первый святой, прославленный на Сибирской земле. Он глубоко почитается с середины XVII века. Рака с его мощами находится в Свято-Троицком монастыре в Туруханске. Праведный старец Даниил Ачинский, воин земной и небесный, небесный покровитель города Ачинска, почивший в середине ХIХ века, был прославлен в 2000 году.

Остальные четырнадцать из шестнадцати имён святых входят в число новомучеников и исповедников. Они приняли мученическую кончину за исповедование веры в недавнее время. Это священники и миряне. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) - самая яркая и масштабная фигура в истории православия Красноярского края, архипастырь и врач, целитель души и тела. 11 июня - День памяти святителя Луки, стал и днём празднования Собора святых Красноярской митрополии.

О некоторых святых, вошедших в Собор, известно пока недостаточно. Что и говорить о сотнях тех, не канонизированных ещё подвижниках, чьи имена не были включены в Собор, кто пострадал от рук восставших в годы Гражданской войны, отправлен в заточение неправедным приговором по сфабрикованному делу, кто погиб в застенках лагерей от невыносимых условий труда, чьей единственной виной была вера в Бога? Поэтому каждая установленная в Церкви Соборная память святых предполагает почитание не только известных, явленных нам, но и не явленных святых. В связи с этим цель комиссии по канонизации святых Красноярской епархии направлена на изучение материалов, связанных со служением и житием святых и подвижников благочестия красноярской земли.

В приходской библиотеке по данной теме имеются издания:

БЕЛЫЕ ПЯТНА ИСТОРИИ. Ч.1. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ КАРГОПОЛОВ / КРОО МДРОО «Братство Православных Следопытов». - [Красноярск, б.г.]. - 1DVD-Rom. - Изображение: Видео.
Красноярская региональная общественная организация «Братство Православных Следопытов» подготовила диск о священномученике Михаиле Каргаполове. До принятия сана он был офицером казачьих войск, затем служил священником в селе Петровское, Ачинского уезда Енисейской губернии. 31 января 1919 года расстрелян отрядом красноармейцев.
Михаил Каргаполов причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в 2000 году.

ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ФЕОДОРА ТОМСКОГО / Храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Томского Богородице - Алексиевского монастыря. - Томск, 2005. - 32 с.
Так кем же был старец Феодор? Какую хранил тайну? Окружающие его люди догадывались о его высоком происхождении и нередко спрашивали, почему он предпочёл полную лишений жизнь? Старец отвечал: «Почему вы думаете, что положение моё теперь хуже, чем прежде? В настоящее время я свободен, независим, а главное, покоен...». Невозможно сегодня утверждать с полной уверенностью, кем был на самом деле старец Феодор. Верно одно - именно сибирский период его жизни явил нам святость этого человека и даровал предстателя за нас перед Богом, имя которого означает «дар Божий».

КАСЬЯНОВ ВАСИЛИЙ, протоиерей. ИЗ ДНЕВНИКОВ 870-1897 гг.: В двух кн. Кн.1-2. / Автор-сост. А.В. Броднева; Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». - Красноярск: ООО Издат. Дом «Восточная Сибирь», 2012.
Кн.1. Касьянов В.Д. Из дневников. / Вступит. статья А.В. Бродневой «Жить не по лжи». Васлий Дмитриевич Касьянов летопись нравов сибирского общества (1870-1879). - 702 с.: ил.
Кн.2. Приложение. [Автобиография протоиерея В.Д. Касьянова]. Указатель исторических названий. Комментарии исторических событий летописи. - 622.с.: ил. - Список лит.: с. 617-621.
Одним из замечательных красноярских священников ХIХ столетия был отец Василий - Василий Димитриевич Касьянов (1817-1897). Он родился в семье, где отец, брат, дед, прадед, и прапрадед были священниками Троицкой церкви села Пировское Енисейского округа. В той же церкви семилетний Василий стал служить алтарником. По окончании Иркутской семинарии и принятия сана он почти 20 лет служил в Христорождественской церкви Иверского девичьего монастыря города Енисейска. В 1857 году Василий Касьянов был произведён в протоиереи и переведён в Красноярск, сперва в Воскресенский собор, затем настоятелем в Богородице-Рождественский кафедральный собор. В дальнейшем протоиерей Василий играл важную роль в епархиальной и церковно-общественной жизни Енисейской губернии. Он длительное время возглавлял епархиальную констисторию и являлся первым помощником занимавших Енисейскую кафедру архиереев. После назначения Касьянова В.Д. цензором «Енисейских епархиальных ведомостей» в них стали печататься научные исследования и наиболее содержательные статьи священнослужителей. Высокообразованный, культурный, добрый, сострадательный протоиерей Василий пользовался авторитетом, уважением всех слоёв общества. Общался со многими священниками епархии и со значительными светскими лицами губернии. Своё прозвище «вселенского протоиерея» отец Василий получил за обширную переписку со многими известными людьми губернии, всей России. В год он получал до шестьсот писем. Десятки лет своей жизни священник Василий Касьянов вёл дневники, часть которых сохранилась и была впервые опубликована в предлагаемой книге. В дневниках отражена не столько частная, сколько общественно-церковная жизнь священника. В предисловии автор-составитель книги называет её «Летописью нравов сибирского общества». Огромное количество персонажей, событий, метеорологических данных, географических мест проходит перед читателями, показывая этим свидетельство прошлого, знакомя с нравами общества второй половины ХIХ века.

КОЖЕВНИКОВ, С. КРАСНОЯРСКИЙ ПЕРИОД (1941-1944) ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого). - Красноярск: КАСС, 2020. - 260 с: ил.
Впервые подробно рассматривается красноярский период жизни и деятельности святителя Луки. Исследование во многом основано на ранее неизвестных и малоизвестных архивных документах, уникальных свидетельствах. Максимально подробно описана и проанализирована медицинская и пастырская деятельность, и служение святителя в эти годы. Впервые сделана попытка детализации его социального и бытового положения в Красноярске. Отражено состояние Красноярской епархии в годы Великой Отечественной войны, показана ведущая роль владыки Луки в возрождении церковной жизни.

МАЙСТРЕНКО, В. ОТЗОВИСЬ, БРАТ ДАНИИЛ! По дорогам святых. - Красноярск: «Енисейский благовест», 2009. -256 с.: ил.
Издание посвящено святому праведному Даниилу Ачинскому, уроженцу Полтавской губернии, герою войны 1812 года, участнику Бородинского сражения. Артиллерист Даниил Корнилиевич Делие, будучи невиновным, отбывал срок в Ачинском уезде, да так и остался здесь навсегда, завершив свой земной путь в Енисейске. О чудесах, святой жизни Даниила, о поисках его мощей, о путешествии по местам его жизни повествует автор.

МАЙСТРЕНКО, В.А. ТЫ ЗНАЕШЬ ТАЙНУ ИМЕНИ МОЕГО. По следам старца Фёдора Кузьмича. - Красноярск: Енисейский благовест, 2016. - 328 с.
Жизнь святого в земле Сибирской просиявшего - Даниила Ачинского, во многом совпадает с судьбой святого Феодора Томского. Оба старца жили в одно и то же время. Много чего в их судьбах совпадает: «оба они - участники Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения и Заграничного похода, оба дошли до Франции», «оба добровольно стали каторжниками», по этапу пришли в Сибирь, оба стали праведными старцами, «оба они были прописаны в одну и ту же деревню - Зерцалы, что в 17 километров от Ачинска». Автор путешествует по местам, где жил загадочный старец Фёдор Кузьмич: Ачинск, Красная Речка, Красный Завод, Белый Яр, Зерцалы. В нашем крае он прожил 21 год, неоднократно посещал церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Красноярске. Автор, красноярский журналист, посетила места, связанные с пребыванием обоих старцев на Украине: Диканька, Новые Санжары. Здесь родина Даниила, здесь бывал Александр Первого в гостях у своего друга - В.П. Кочубея. Много в книге написано о Томске, где праведный Федор прожил пять лет, здесь он был похоронен, здесь 5 июля 1995 года обретены его святые мощи. Майстренко В.А. рассказывает о своих встречах с людьми, которые так же, как и она, исследовали места пребывания святого странника, или являются потомками очевидцев тех далёких событий.

МАЛАШИН, Г.В. «ТРЕТИЙ ПУТЬ» О. ДИМИТРИЯ НЕРОВЕЦКОГО: Материалы к житию священномученика Димитрия Неровецкого (Апанского) и к истории Красноярской митрополии: Историко-публицистические очерки / Г.В. Малашин; Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьянов дом»; Комиссия по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии Русской Православной Церкви. - Красноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», 2017. - 324 с.: ил. - (Сибирский крест (Собор святых Красноярской митрополии). Речь в издании идёт о короткой, но светлой жизни священномученика Димитрия Апанского (Неровецкого). Он прослужил в Никольской церкви села Апан Канского уезда всего три года, с 1916 по 1919 годы. В жизни отец Дмитрий был простым, добрым человеком, прекрасным семьянином, очень религиозным и бескомпромиссным в вере. Во время гражданской войны Отец Димитрий помогал всем. У него не было ни «красных», ни «белых». А были только «люди», которых он кормил, прятал, исповедовал, причащал. Таким образом, он выбрал «третий путь» - служение Богу и людям. В марте 1919 года Димитрий Неровецкий принял мученическую кончину от рук красных партизан.

МАРУЩАК ВАСИЛИЙ, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2010. - 416 с: ил.
Книга написана протодиаконом Василием Маращуком, и в её основе лежат сведения, взятые автором из автобиографии, а также получены из архивов и других источников. Читатели познакомятся с жизнью великого учёного, пастыря, хирурга, архиепископа от его рождения в городе Керчь до дня смерти в городе Симферополь.О пребывании святителя в ссылках в Красноярском крае повествуется в главах: «Тюрьма и ссылка» (ссылка в Енисейск, Туруханск), «Третий арест и ссылка», «Третья ссылка и война» (ссылка в Большую Мурту). В главе «Служение на Красноярской кафедре» автор рассказывает о состоянии епархии в те трудные предвоенные и военные годы, о роли епископа Луки в постепенном возрождении православия на Красноярской земле. Мы узнаем, как и когда проходила его канонизация, где покоятся мощи святителя Луки и как они были обретены. Особо стоит отметить наличие главы о чудесах, кои во множестве происходят по молитвам к святому доктору. Причём каким-то неведомым для нас образом, кроме России особым покровительством святителя Луки пользуется Греция, где благодаря большому числу случившихся уже чудес, почитание святителя Луки особенно горячее. Книга написана просто и интересно.

ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП /Сост.: Л.П. Бердников, С.Л. Лонина. - Красноярск, 2006. - 120 с.: ил. - (Сибирская книга А.П. Быкова).
Помимо краткого очерка о жизни и деятельности первого епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева), основной объём издания занимает историко - социальное исследование архиепископа Никодима «Русский нищий». Текст исследования публикуется с сохранением пунктуации и орфографии автора. Впервые это исследование в виде книги вышло в Санкт - Петербурге в 1864 году. В предисловии к изданию Никодим объяснял причину его выхода: «для того, чтобы защитить от укоризн и поношения» нищих и тех, кто им помогает. Епископ разъясняет свои взгляды на проблему нищенства, развенчивает все ложные постулаты (презрение ко всему, что есть русское и ко всем, кто суть русские; утверждение, что нищие развратны, ленивы и тупы). Епископ терпеливо объясняет важность милосердия, сопереживания к чужому горю. Епископ Никодим делает «общие рассуждения о нищете», где приводит цитаты из Ветхого и Нового заветов, комментируя их. Владыка заключает, что в Библии нет «ни единого места, где Господь клял бы нищету, преследовал бы нищих, вооружал против них общество, осуждал бы тех, кои приходят к нищим в жалость и делятся с ними подаянием милости». Прошло полтора века с того времени, как вышла книга епископа. Но его труд актуален и сегодня. Надеюсь, что книга первого архиепископа Енисейского и Красноярского Никодима будет призывать прихожан к состраданию и доброте. «Спросите кого угодно из людей - чего они желают более: того ли, чтобы между ними было много мудрецов и ораторов, или людей милосердных и человеколюбивых? - И вы услышите, что они изберут последнее... ежели уничтожится милосердие, то всё погибнет и истребится: ибо как на море нельзя плыть без берегов, так и сия жизнь не может стоять без милосердия, снисхождения и человеколюбия». Сам автор этих строк всю свою жизнь следовал делам милосердия и любви.

ПОВЕСТЬ О БЛАЖЕННОМ ВАСИЛИИ МАНГАЗЕЙСКОМ И О НАЧАЛЕ ТУРУХАНСКОГО ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ. 20 Генваря 1864 года. г. Красноярск. / Сост. Никодим, епископ Енисейский и Красноярский (Казанцев). - [Б. м.], 2004. - 102 с. - Список лит.: с. 13.
Благодаря первому епископу Красноярскому и Енисейскому Никодиму в 1861 году была обретена рукопись, повествующая о первом красноярском святом Василии Мангазейском. Затем, стараниями владыки Никодима, эта «Повесть...» была через три года напечатана.

ПЕРВАЯ часть издания является перепечаткой рукописи ХVIII века. Но это не репринтное воспроизведение оригинала. При печати был использован современный шрифт русских букв, однако сохранён язык того давнего времени. В состав повести входит 21 статья, они расположены в хронологическом порядке и представляют собой литературные произведения разнообразного содержания: - «Слово о начатии Обители Живоначальной Троицы, в пределах Богоспасаемого града Туруханска...»; - Слово и поучения ко дням памяти и чудесам Василия, Мангазейского Чудотворца; - «Слово о пришествии схимонаха Феодора, Митрополита Тобольского и всея Сибири...».
Некоторые записи его многочисленных чудес, имевших место с 1652 по 1692 год.

ВТОРАЯ часть книги представляет собой перевод на русский язык некоторых фрагментов предыдущей, первой части, а именно: «Об основании обители...»; «Житие и страдание Мученика Василия Мангазейскаго»;
«Чудеса чтимаго Мученика...». Дошедшие до нас списки жития святого Василия Мангазейского сообщают об обильных чудотворениях и заступничестве, совершённых по молитвам к нему.

СОБОР СВЯТЫХ КРАСНОЯРСКОЙ МИТРОПОЛИИ. - Красноярск, 2016. -14 с.
В 2015 году был учреждён Собор святых Красноярской митрополии - соборное празднование памяти святых и подвижников благочестия, в земле Красноярской просиявших. Днём празднования Собора установлено 11 июня, день памяти особо почитаемого сибиряками святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В состав Собора Красноярской митрополии в настоящее время включены 16 почитаемых на Приенисейской земле и канонизированных в установленном порядке подвижников. Основным местом подвига, либо погребения которых, являются входящие в митрополию епархии. Работа комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии для дальнейшего увековечения памяти просиявших на красноярской земле новомучеников и исповедников Церкви Русской продолжается.

ЭТАПАМИ ВЕРЫ: к100-новомученичества в Красноярском крае /Авт.-сост. Р. Бобров, Г. Малашин, М. Рычков. - Красноярск: «Восточная Сибирь», 2019.–23 с.

Валентина Хлебова,

Поделиться