Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

БЛАГОДАТНЫЙ СВЕТИЛЬНИК И ДУХОВНЫЙ СОБИРАТЕЛЬ: ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ ИРКУТСКИЙ ИННОКЕНТИЙ

«…Богу было угодно, чтобы свт Иннокентий закончил свой земной путь в Иркутской Вознесенской обители. Как неиссякаемый сосуд Божественной благодати оставил он нам свои нетленные мощи, через которые подается притекающим к его заступлению великая милость. Святые его мощи – цельбоносный источник, врачующий наши немощи и болезни, наполняющий нас верой, любовью и надеждой, помогающий в наших скорбях, утешающий нас в печалях. С уверенностью можно сказать, что со смертью Святого не прекратилось его молитвенное ходатайство теперь еже непосредственно перед престолом Божиим за люди своя, за Отечество наше, за край наш сибирский. Не прекратилось и не ослабло, а продолжается с еще большей силой…» (Анатолий Сирин)
 

Справка.Указом императрицы Екатерины I от 15 января 1727 года
была образована самостоятельная Иркутская епархия. Этому событию предшествовало почти столетнее подчинение территории губернии тобольскими митрополитами Сибирской епархии. Первым иркутским архипастырем стал Святитель Иннокентий I (Кульчицкий). Память 9 февраля, 26 ноября, в Соборах Сибирских святых, Санкт-Петербургских, Волынских, Галицких святых, первый епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. В 1722 году с титулом епископа Переяславского он был направлен начальником миссии в Китай, но не был туда допущен богдыханом. Пять
лет по этому инциденту велась переписка между русским и китайским правительствами. В результате было определено возглавить духовную миссию в Китай архимандриту Антонию (Платковскому), а Святитель Иннокентий был назначен главой вновь организованной Иркутской епархии, которой руководил четыре года десять месяцев. В подчинение епископу Иннокентию была отдана территория от Иркутска до Нерчинска с 43 церквями и тремя монастырями. Уже к концу правления Святителя Иннокентия к епархии были приписаны Илимск, Якутск, Охотск с уездами.

Кульчицкий Иоанн родился (1680-1682 гг) в Малороссии. По преданию,
он сын священника; предки его принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. В 1695-1706 годы Кульчицкий обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Учителями Иоанна были знаменитые впоследствии церковные деятели: митрополиты - Иоасаф (Кроковский), Стефан (Яворский); архиепископ Феофан (Прокопович).
Еще до окончания академического курса Кульчицкий осиротел. В 1706 году
в пещерной церкви прп. Антония Печерского был он пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского, и принят
в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году он рукоположен во диакона, затем во иерея.

В начале 1710 года вызвали Иннокентия в Москву и назначили на должность учителя словесности Славяно-греко-латинской академии.
С 1714 года Он префект (инспектор) академии. Одновременно И. Кульчицкий преподавал метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии. В 1719 году Кульчицкий в числе других монашествующих был вызван в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь и назначен обер-иеромонахом (Турку, Финляндия). По морскому уставу Петра I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом Иннокентия состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли русского флота.
В феврале 1721 году Святейший Синод постановил Иннокентия «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», то есть Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 года Иннокентий Кульчицкий в присутствии царя Петра I был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине.

Первый епископ Иркутский явился «благодатным светильником и духовным собирателем» Восточной Сибири. За короткий срок пребывания на Иркутской кафедре ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни новой сибирской епархии. Прежде всего Иннокентий Кульчицкий упорядочил церковно-административное устройство епархии. Много трудов он положил на строительство новых и благоукрашение имеющихся храмов и монастырей. Святителем было возведено и восстановлено десять церквей, то есть одну пятую от всех храмов, построенных в епархии за сто лет до правления Иннокентия Кульчицкого. Заботясь о повышении уровня образования, Иннокентий предписал всем клирикам отдавать детей для обучения в созданную им Славяно-русскую школу при иркутском Вознесенском монастыре. Большое внимание уделял просвещению христианской верой бурят и других народностей, населявших обширную Иркутскую епархию. Среди его поучений и проповедей - слова «О человеческой свободе», «Обличение пьянства и разврата», «О милосердии», «О духовной пользе испытаний». Обращения святителя в проповедях к пастве было - «любимцы мои»...Епископ принимал некоторые пожелания прихожан и внимательно рассматривал разные их просьбы...

За свои апостольские труды Иннокентий Кульчицкий сподобился дара прозорливости. Подчас Господь особыми знамениями указывал на избранничество святителя. Однажды, например, во время крестного хода случился проливной дождь, все богомольцы промокли, но на облачение Иннокентия Кульчицкого не упала ни одна капля. Непрерывный труд, суровый климат Сибири и дальние разъезды отразились на слабом здоровье епископа; в начале 1731 года Иннокентий Кульчицкий уже с большим трудом совершал службы. Последний раз литургию отслужил
3 октября. Иннокентий Кульчицкий был погребен в склепе Тихвинской церкви иркутского Вознесенского монастыря. С начала 1755 года зафиксированы знамения и чудеса, происходившие по молитвам к святителю, причем не только у его гробницы, но и во многих городах России. Письменные свидетельства изцелений по молитвенному ходатайству святителя поступали в Вознесенский монастырь Иркутска из Кяхты, Якутска, Тулы, Санкт-Петербурга и других мест.

В 1800 году граждане Иркутска подали прошение епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) с просьбой ходатайствовать перед Синодом об открытии мощей святителя Иннокентия и общецерковном его прославлении. Подписи под прошением оставили 389 жителей. В 1801 году для освидетельствования мощей в Иркутск прибыл викарий Казанской епархии епископ Свияжский Иустин (Вишневский). Епископы Вениамин и Иустин дважды (29 января и 3 марта) осмотрели гроб и мощи. В докладе Синоду от 5 марта 1801 года они свидетельствовали: «Тело перваго Иркутскаго епископа Иннокентия нетленное яко истинныя мощи и достойныя, чтобы для почитания народнаго были объявлены и открыты». Синод представил на усмотрение императора Александра Павловича свое мнение: «1. Тело 1-го епископа Иркутскаго... поставить в церкви Вознесенскаго монастыря... с установлением празднования ему ноября
26-го числа... 2. Всенощныя бдения и молебныя пения... и надлежащую тому святителю службу отправлять, а также и в печатаемыя церковныя книги... внесть позволить». 28 октября. 1804 года мнение Синода было утверждено Государем». Указ Синода от 1 декабря 1804 года определил открыть мощи и установить общецерковное празднование Иннокентия Кульчицкого
26 ноября. Прославление «проповедника веры во языцех монгольских», состоявшееся 1 декабря 1804 года, стало одним из самых знаменательных событий в истории Православия в Сибири и сонм духовенства переместил мощи Иннокентия из склепа на середину Тихвинской церкви. 9 февраля мощи торжественно перенесли из Тихвинской церкви в Вознесенский собор. С этого времени и празднуется обретение мощей святителя. В XIX веке на раке с мощами лежала рукописная книга «Житие святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского (и описание совершенных им после смерти чудес)», в которой собрано более ста свидетельств.

В честь святителя в Иркутске были освящены многие храмы. Свидетельством почитания Иннокентия Иркутского стало учреждение в Красноярске братства свт. Иннокентия. В 1914 году по ходатайству епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) Синод разрешил перенести из Иркутска в Красноярск частицу мощей Иннокентия.
14 июля святыня была торжественно принесена в красноярский Богородице-Рождественский кафедральный собор. В дни памяти Иннокентия (26 нояб. и 9 февр.) в Красноярске совершались крестные
ходы из кафедрального собора в дом братства свт. Иннокентия. В воздвигнутой в начале XIX века Троицкой кладбищенской церкви Красноярска был устроен зимний придел во имя святителя Иннокентия.

24 января 1921 года отряд красноармейцев и сотрудники ОГПУ вскрыли мощи свт Иннокентия и вывезли из иркутской Вознесенской обители. В марте того же года по распоряжению губисполкома мощи были доставлены в Москву и выставлены в музее Народного комиссариата здравоохранения с кощунственной табличкой «Сибирская мумия» и говорилось: «Коллекция мумифицированных трупов на выставке Наркомздрава за 1921 год обогатилась новыми экспонатами... из Красноярска доставлен мумифицированный труп епископа Иннокентия». Только в 1990 году нетленные мощи были обнаружены в одном из подсобных помещений церкви свт. Николая Чудотворца в Ярославле. По благословению епископа Иркутского и Читинского Вадима (Лазебного) в Ярославль были направлены клирики епархии и в праздник Преображения Господня, святыня была принесена в Толгский ярославский монастырь. Здесь мощи положили в гроб и поездом доставили в Иркутск 2 сентября. Множество людей, несмотря на поздний час, собралось на привокзальной площади. Мощи были поставлены в соборе иркутского Знаменского монастыря.

Подробно о возвращении мощей святителя на Иркутскую землю предлагаем нашим прихожанам прочитать в книге причастного к этому событию иркутского писателя и священника:

БЕЛЫЙ-КРУГЛЯКОВ АЛЕКСАНДР, протоиерей. ВОЗВРАЩЕНИЕ. - Иркутск: "Репроцентр А1", 2013. - 179 с.: ил.
Автобиографическая книга «Возвращение» состоит из трёх разделов.
Первый раздел возвращает отца Александра в прошлое: он рассказывает о священниках, прихожанах, об интересных людях, предлагает поучительные истории. Раздел так и называется «Возвращение» . Аналогичное название имеет и рассказ из данного раздела(с.19-31). Это повествование о прибытии в 1990 году из Ярославского музея атеизма в Иркутский «Знаменский кафедральный собор» святых мощей святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. Об удивительных приключениях, искушениях на пути в родную епархию поведал непосредственный исполнитель такой важной миссии.. .

В фонде прихода имеется раритетное издание Акафиста Иннокентию Иркутскому Чудотворцу , а подробности о житии святителя можно прочесть в Православной энциклопедии РПЦ.
Снят о святителе Иннокентии фильм: Яндекс.Видео›Свт. Иннокентий (Кульчицкий), епископ.

Библиотека прихода работает по четвергам и субботам с 16 до 17 часов.

 
Поделиться