Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ДУХОВНИК ВСЕЯ МОСКВЫ: ОН НЕ БОЯЛСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ. ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

«Он был величественный, как лев. И трепетный как самая заботливая нянька, в отношении всех слабых, беззащитных. Почётный председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, основатель и духовный попечитель трёх приютов для детей. Его приход, включавший восемь храмов, насчитывает тысячи прихожан», - так пишут СМИ о протоиерее Дмитрии Смирнове. 21 октября сего года он приставился ко Господу.

Отец Димитрий был одним из наиболее известных российских пастырей и проповедников. Он говорил правдиво, честно, иногда резко, чем вызывал у некоторых атеистов бурю негодования. И вот умолк его голос, один из немногих в стране голосов совести, но осталась о нём светлая память, остались его книги: "Фарисейское лицемерие" (1997), "О фарисействе" (2009), его проповеди и беседы.
Важнейшие проповеди и лекции батюшки были выпущены книгами: «Время спасения» (1988-1989), «Граждане неба» (1990-1991), «Временный Немец» (2006), «Беседы о семье» (2016), Он стал также автором множества статей и членом редколлегии журнала «Православная беседа».
О книгах поговорим ниже, а в начале краткая биография батюшки.

Димитрий Николаевич Смирнов родился 7 марта 1951 года в Москве в семье священника. Его отец, протоиерей Николай Николаевич Смирнов был настоятелем храма мученика Иоанна Воина на Большой Якиманке. Прадед - протоиерей Василий Смирнов был расстрелян на Бутовском полигоне, в 2000 году канонизирован РПЦ как священномученик.
В детстве Димитрий Смирнов увлекался живописью. Он окончил физико-математическую школу, затем художественно-графический факультет Московского государственного заочного педагогического института (ныне Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова). С 19 лет работал художником и кинооператором, снимал учебно-методические фильмы, подрабатывал художником-оформителем, сторожем в детском саду. Впоследствии стал служить чтецом в одном из московских храмов. С юности он общался со многими видными деятелями православной церкви, был благословлен на священство духовником Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря (Латвия) архимандритом Таврионом (Батозским).

В 1978 году Димитрий Смирнов поступил в Московскую духовную семинарию в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад) и, окончил её экстерном. В 1983 году также экстерном окончил Московскую духовную академию и был рукоположен в сан священника 2 августа 1979 года. В 1980-1991 годах служил в храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (Москва). Затем был назначен настоятелем храма Святителя Митрофана Воронежского (Савеловский район Москвы), который незадолго до этого был возвращён верующим. Служил Димитрий Смирнов в нем до своей кончины.

Впоследствии также стал настоятелем ряда других церквей в Москве и Подмосковье: Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, мученика Вонифатия, крестильного храма прпмцы Елисаветы, священномученика Владимира Амбарцумова в Зачатьевском монастыре, Успения Пресвятой Богородицы в селе Мышкино, Троицы Живоначальной в Горетове. Также в 2000-2010 годах был настоятелем храма святого Николая Мирликийского в Заяицком (Москва), а в 2001-2004 годах - храма великомученницы Варвары и преподобного Илии Муромца в поселке Власиха (Московская обл).

С 1990-х годов отец Димитрий активно занимался общественной деятельностью, создал православную гимназию "Свет", православный медико-просветительский центр "Жизнь" для противодействия абортам. Являлся инициатором создания и затем деканом православного факультета Академии ракетных войск стратегического назначения (ныне расположено в подмосковной Балашихе).

Он создал православные детские дома в Москве и подмосковном Мышкино, душепопечительский православный центр "Трезвение". Был ведущим передач на радиостанции "Радонеж" и телеканале "Спас".
Двенадцать лет Димитрий Смирнов занимал пост председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами. С июля 2009 года был членом Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
В 2011-2020 годах был членом Высшего церковного совета РПЦ. Последние семь лет был - председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
Димитрий Смирнов награждён церковными орденами:
святого благоверного князя Дмитрия Донского II степени (2011) и преподобного Сергия Радонежского III степени (2019).

Димитрий Смирнов был женат. С женой воспитали дочь Марию, она кандидат филологических наук, преподаватель Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Младшие его братья: Николай - доктор физико-математических наук, профессор кафедры газовой и волновой динамики мехмата МГУ; Иван - композитор, джазовый музыкант.
(Источник биографии: http://tass.ru)

Отец Димитрий неоднократно выступал с заявлениями в СМИ о необходимости борьбы с абортами, был противником ювенальной юстиции, суррогатного материнства, нетрадиционных сексуальных отношений, критиковал государственную политику в сфере поддержки семьи и детства как недостаточную, в 2018 году выступал с критикой повышения пенсионного возраста, затем закона "О профилактике семейно-бытового насилия". Был известен и рядом других громких высказываний, в частности, о том, что ислам из-за большего числа молодых приверженцев имеет большее будущее, чем христианство, и что женщинам не обязательно получать образование. В 2015 году большой резонанс получило его заявление "последовательный атеист должен покончить жизнь самоубийством", потому что "нет смысла "жить, учиться и бороться", если после смерти только лопух вырастет".

В фонде библиотеки прихода храма Иоанна Предтечи имеются книги протоиерея Дмитрия Смирнова:
СМИРНОВ, ДИМИТРИЙ, ПРОТОИЕРЕЙ. ПРОПОВЕДИ. - Кн. 1-10. - М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2005 - 2010.
В предисловии к первой книге автор пишет: «Издание посвящается всем моим многочисленным родственникам, которые несколько веков послужили Матери нашей Русской Православной Церкви в священном сане и иноческом чине, а также всем истинным угодникам Божиим, которых посчастливилось повстречать за последние 30 лет. С некоторого времени, когда я служил в Крестовоздвиженском храме
села Алтуфьева, кое-кто из прихожан, чаще молодых, стал записывать произносимые там проповеди».

Так было положено начало собиранию проповедей отца Димитрия. Уже позже, нашлись неравнодушные люди, которые собрали его некоторые проповеди 1980-1990 годов, затем они были подготовлены и изданы в сборниках.
Ещё тогда, в «девяностые», благодаря своим беседам и проповедям Димитрий Смирнов приобрёл широкую известность в Москве и Подмосковье. Послушать его проповеди собирались сотни человек, и многие потом становились постоянными прихожанами. Желающих послушать Смирнова было так много, что со временем священнику дали в управление ещё семь церквей. Православные называли его "духовником всея Москвы".

Как мне рассказать об этих книгах? Как вообще писать о проповедях? - их содержание не перескажешь...
Предлагаю вам почитать книги с проповедями отца Димитрия, а для начала ознакомиться с некоторыми яркими, понравившимися мне выдержками из его публичных выступлений:
«Когда почувствуешь, что говоришь с раздражением, замолчи и молись Богу, пока гнев не пройдёт... для начала постарайся избегать рискованных для гнева ситуаций. ...А если сорвался - сделай десяток-другой поклонов с молитвой, а если два раза сорвался - то три десятка. ...Если человек будет жаждать исцеления и начнёт делать необходимое для этого, то постепенно гнев будет в нём убывать».
«Блуд бывает всегда следствием гордости».
«Почему Господь не спешит освобождать человека от какой-нибудь страсти? Потому что освободи его от страстей, в нём разовьётся такая бесовская гордость, что спасти его будет просто невозможно».
«Человек вынужден одеваться так, как принято в обществе, в котором он вращается. Не всегда ему самому это нравится, но он делает это из боязни, как бы люди чего не сказали и не подумали. Почему мнение людей его ранит? Потому что он горд».
«Вот уже более двух тысяч лет мы ожидаем второго пришествия Христова, а Господь всё медлит, потому, что мир должен окончательно разделиться на тех, кто устоит в вере, и тех, кто от веры отпадёт. Пока ещё происходит некоторое движение: одни люди приходят ко Христу - кто на время, кто надолго, кто насовсем, а иные, даже не догадываясь об этом, спокойненько себе, мирненько погибают».
«Страшные слова: некогда помолиться! Ведь время, которое человек провёл вне молитвы, назидания Священным Писанием или чтения духовных преданий, вне исполнения заповеди Христовой, безвозвратно потеряно... И если человек не обращается к Богу, не предстоит Ему непрестанно, тогда жизнь его превращается в полную бессмыслицу. Цель жизни - богообщение...».
«Господь не лишает человека креста, потому, что без креста спастись нельзя, но тому, кто исполняет заповеди Божии, кто имеет смирение, Он посылает благодать, чтобы он смог все скорби перенести».
«А тому, кто хочет избавиться от тщеславия, святые отцы рекомендуют молчание. Надо научиться отвечать только на вопрос, который тебе задан, причём как можно короче, ограничивать себя, не давать распространённых ответов, постоянно удерживать себя от высказывания собственного мнения».
«Никогда человек не может сказать, что молился зря. Любая молитва Богом приемлется, даже если Господь не всегда исполняет её - это уж как будет Его воля».
«При каждом добром деле присутствует Господь... Без благодати Божией человек не может исполнять заповедь». «Пока мы не имеем благодати Божией, мы не можем знать, что есть истина». «Привлечь благодать Божию можно только единственным способом: покаянием в грехах».
«Если человек верует в Бога и удаляется от плотских страстей, он начинает понимать бессмысленность накопления денег и надежды на них, потому что полагает всю надежду на Бога. А если человек не с Богом, то его душе никакие деньги не помогут».
«...Все люди находятся в прелести, просто степень их разная. И вся христианская жизнь, собственно, есть борьба с прелестью, основа которой - гордость».
«Почему Господь, любящий и желающий спасти всех, медлит с исполнением наших просьб? ...На самом деле всегда следует искать причину в себе. Мы часто требуем от Бога чего-то, но у нас нет намерения покаяться, и исправить свою жизнь, мы продолжаем упорствовать в своём. Мы никоим образом не хотим двигаться к Богу, а хотим только встречного движения от Бога. Но Господь должен увидеть и наше усилие. И мы обязательно должны веровать в то, что Господь может нам помочь».
«Препятствием для того, чтобы войти в Царствие Божие, является отсутствие любви. Можно исполнять все правила. Можно поститься в среду и пятницу, аккуратно по уставу проводить и Великий пост, и Успенский, и Рождественский, можно десятую часть своего имения отдавать на храм и совершать другие очень правильные и нужные вещи, и никогда не говорить грубого слова, быть всегда вежливым, спокойным и участливым, но если у тебя нет главного, чему учит нас Господь, нет снисхождения и любви к ближнему, все твои подвиги напрасны».

Читайте беседы и проповеди протоиерея Димитрия Смирнова! В них кладезь умных мыслей, полезных советов для духовного роста. Светлая ему память.

Помимо представленных сборников проповедей священника рекомендуем дополнительно прочесть:
Дмитрий Смирнов — Проповеди и беседы — слушать, смотреть онлайн — скачать | Предание.Ру — крупнейшая православная медиатека рунета (predanie.ru)
"Звонок прокурора — обычная история". Что сделал отец Димитрий Смирнов - РИА Новости, 21.10.2020 (ria.ru)
https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-dmitriy-s..

ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА, библиотекарь прихода.

Ждём Вас, дорогие читатели, в библиотеке.
Мы работаем каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов.

Поделиться