Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ НАМ ОПОРА: О ПРАВОСЛАВНОМ НАСЛЕДИИ КАНСКА

СПРАВКА. Автор книги - Любовь Ивановна Фирсанкова - журналист, писатель, краевед, исследователь родилась и выросла в городе Канске. Окончила среднюю школу № 4, затем отделение журналистики Иркутского государственного университета. Двадцать пять лет отслужила корреспондентом в районной газете Канска. Член Союза журналистов России, дважды лауреат премии Красноярской краевой организации Союза журналистов СССР, автор сборника рассказов «Нечаянная радость» и книги очерков «Живой родник»; книг «Комаровские пороги», «Свет маяка», «Амонаш. Страницы истории», «Храм на хлебной земле», «Обрящем силу у истоков», документальной повести «Первый председатель Канского совета»; книг «Канск под сенью Спаса», «Скверы и рощи Канска». Всего из под пера автора вышло двенадцать книг.


ФИРСАНКОВА, Л .И. КАНСК ПРАВОСЛАВНЫЙ: Краеведческие очерки. - Второе изд. - Красноярск: ООО «Версо», 2006. - 164 с.: ил.

Это первый сборник очерков о православных святынях Канской земли. Несмотря на то, что автор провела большую исследовательскую работу по истории храмов города Канска, Канского и некоторых близ лежащих районов, в предисловии к книге Любовь Ивановна Фирсанкова пишет: «Не всё удалось собрать, что-то, наверное, совсем не удастся найти. Понимаю, что это крупицы, но и без них история города неполна». И далее: «Только через православную культуру можно по-настоящему понять историю Отечества. Пока помним, пока болит душа - мы Божьи люди, и родная земля нам опора».
В сборник вошло 22 очерка, которые ранее были опубликованы в православной периодике: «Троицком листке» (Свято-Троицкого храма Канска), «Православном слове Сибири», «Парламентсой газете», «Руси державной», «Красноярской газете» и других.
Очерки посвящены истории храмов города Канска: Спасскому (ныне Свято-Троицкий), во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», Троицкому в селе Канско-Перевозинском (ныне территория входит в границы города), апостола Андрея Первозванного, часовни Георгия Победоносца.

В книге так же публикуется материал о церквях Канского округа, которые до наших времён не сохранились. Это такие храмы, как: во имя четырёх святителей Московских чудотворцев - Петра, Алексия, Ионы, Филиппа в Петрушково (Петрушки), святого Георгия Победоносца в Комарово и в Георгиевке, Святой Троицы в Большой Уре, святителя Николая в Анцирском и Амонашенском, Дмитрия Солунского в Верхнем Амонаше, часовня святой Варвары близ Большой Ури.
Рассказывая об истории церквей, автор повествует и об истории поселений, их основателях, особенностях природных ландшафтов, о людях проживавших здесь. Автор знакомит с верующими, жертвователями, меценатами, священнослужителями прошлого и настоящего времени, благодаря которым возводились, вновь восстанавливались, процветали церкви. Называет фамилии наших современников, сохранивших православные святыни, возродивших церковные традиции, ведущих исследовательскую работу по истории краеведения.

В настоящее время в городе восстанавливают храмы или строят новые, а вот на селе в лучшем случае ставят поклонный крест на месте разрушенных церквей. И всё-таки пример восстановления храма в селе есть. Это церковь святых апостолов Петра и Павла в Бражном. Вот уже 15 лет как он построен и освящён. Утешает и то, что в сельской местности с особым трепетом относятся к родникам, ключам; нередко освящают их, поддерживают порядок, чистоту. Хоть и не всегда и не везде...
Первый и последний очерки в сборнике автор посвящает святым. Первый очерк - святителю и чудотворцу ХVIII века Иннокентию Иркутскому, а последний - святому новомученику ХХ века Димитрию Неровецкому. Тем самым автор показывает преемственность православия на канской земле.
В дореволюционной Сибири особо почитали святителя Иннокентия. Его образ был любим и почитаем в народе, иконки святого были едва ли не в каждом доме. В честь него возводили храмы. Всегда отмечали его день преставления 9 декабря. Почему? Причин несколько и среди них - святость владыки: «Его святость при жизни - это огромный труд на земле и теплота молитвенного заступничества».

В начале ХVIII века Канская провинция Приенисейского края входила в Иркутскую епархию, где правящим епископом был владыка Иннокентий (Иоанн Кульчицкий). Огромная епархия требовала больших сил, усердия. «Своей жизнью епископ задал высоту сибирского характера, где смирение, трудолюбие, твёрдость и Вера явили его эталон». Бывал ли епископ в Канске? - Автор пытается ответить на этот вопрос, а также знакомит с житием святого, с фактами его почитания.
Статья по истории Московского тракта меня заинтересовала особенно. Как пишет сама Любовь Фирсанкова: «Фундаментального исследования по Московскому тракту пока не сделано. Есть региональные «кусочки» в сибирском краеведении», но тем ценнее представленный материал. Я не буду пересказывать содержание статьи, её надо читать целиком. Главное то, что в ней показана роль дороги в развитии Сибири. Приводятся удивительные факты былой мощи Сибири, например к концу ХIХ века Сибирь занимала «первое место в мире (!)по количеству лошадей: на сто жителей 55 голов. Даже Канада в этом отставала, а Дания и США - в два раза».

Именно по Московскому тракту проехал цесаревич Николай Александрович Романов из Владивостока в Петербург. О том, как он посетил 29 июня 1891 года город Канск идёт речь в одном из очерков сборника.
Читаешь эту книгу и невольно сравниваешь былые времена с сегодняшним днём... Уже нет такого повсеместного, трепетного почитания святителя Иннокентия, мученицы Параскевы. А ведь образ святой Праскевы был особенно любим во всём Красноярье.
«В середине ХIХ века в селе Бражном течением реки Кан поднесло к берегу икону мученицы Параскевы... По существующему обычаю икону трижды отталкивали от берега, однако икона возвращалась на прежнее место... жители и местный священник решили, что икона по произволению Божию должна быть здесь. Икону подняли и перенесли в храм села». «Явление икон в Православной Церкви явление достаточно редкое, и благословенными Господом считаются те места, где они являются. А что Бражное благословенное Господом место, нет никаких сомнений» - ведь не даром первым в Канском районе построен сельским храм в селе Бражном. А где же сейчас явленная икона? Автор повествует интересную историю этой иконы.

Благодаря представленным очеркам читатель узнаёт историю своего края, былые традиции, среди которых - празднование Дня Сибири. Праздник до революции отмечали 26 октября (8 ноября по новому стилю). В основе праздника - победа казачьего отряда атамана Ермака Тимофеевича в 1582 году на Иртыше над ханом Кучумом.
В Российской Империи в этот день праздновали объединение Сибири и России, благодарили сибирскую землю за богатства, которые она щедро дарит. День Сибири отмечали широко, гуляния были сродни Рождеству или Пасхе.
Но праздник не только мирской. В церквах совершались крестные ходы и молебны. Православная церковь вспоминала первопроходцев и атамана Ермака под небесным покровительством святого Димитрия Солунского (в этот день чествуется святой Димитрий). Ведь «вместе с дружиной Ермака в Сибирь шли священники, ставили кресты и часовни, вели миссионерскую деятельность среди местного населения».

Читайте о празднике в статье «Праздник страны донкихотов», в ней много интересного и полезного. Возможно, что это скоро пригодится, - пора бы и нам возродить православные патриотические традиции. (День Сибири отмечается и в наши дни, но как-то уж очень скромно, незаметно, хотя до революции в Енисейской губернии этот день наряду с 9 декабря - днём памяти святителя и чудотворца Иннокентия Иркутского считались «выдающимися сибирскими праздниками»). «Так хочется верить, что праздник и заступничество Сибирских святых поможет всем нам больше любить, беречь и украшать свою прекрасную Сибирь-родину», своё Отечество!

Хочется поблагодарить автора представленного сборника «Канск православный» за интересный материал, за любовь к родной земле. А их у неё уже вышло более десятка наименований, и все они о Канске и Канском районе.
Библиотекари и читатели библиотеки прихода храма Иоанна Предтечи ожидают новых книг Любови Ивановны Фирсанковой. Мы желаем ей здравия и Божией помощи в её столь важных и благородных трудах.

ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА, библиотекарь прихода храма Иоанна Предтечи.

В Библиотеке прихода имеется представленное издание в двух экземплярах. Мы работаем для читателей каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов.

 
Поделиться