Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СТАРЧЕСТВО ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

СПРАВКА. Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной церкви. Он расположен неподалеку от города Козельска Калужской области и был основан в IV веке, но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему…

С появлением старчества в Оптиной пустыни (1829 г.) на нее обильно изливается благодать Святого Духа. Оптина пустынь – это ее старцы и понять Оптину – значит понять старчество. Опыт старчества неотъемлемым элементом входит в духовную традицию русской культуры.

Месяц октябрь можно назвать «Оптинским». Ведь особой чередой, один за одним, отмечаются дни памяти старцев:

1 октября – день Преподобного Илариона;
Преподобного Амвросия - 23 октября;
Преподобного Льва - 24 октября;
Собор Оптинских старцев - 24 октября;
День иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (написана по благословению преподобного Амвросия) - 28 октября.

Собор преподобных отцов Оптиной Пустыни - особенное явление милости и благодати Божией.
Помимо «октябрьских» старцев прославлены:
Преподобный Макарий - 20 сентября;
Преподобный Моисей - 29 июня;
Преподобный Антоний - 20 августа;
Преподобный Анатолий (Зерцалов) - 7 февраля;
Преподобный Исаакий (Антимонов) - 4 сентября;
Преподобный Иосиф - 22 мая;
Преподобный Варсанофий - 14 апреля;
Преподобный Анатолий (Потапов) - 12 августа;
Преподобный Нектарий - 12 мая;
Преподобный Никон, исповедник - 8 июля;
Преподобномученик Исаакий (Бобраков) - 26 декабря.
Целый сонм святых...

Праздник 24 октября - Собор преподобных отцев Оптиной пустыни - побуждает вникнуть в смысл того, что же собственно есть старчество? Вопрос этот по справедливости всегда считался одним из важных в деле нашего спасения. По мнению церковного историка Ивана Михайловича Концевича, старчество это особое благодатное дарование, харизма, непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости.
Старец, призванный на служение самим Богом, и получивший от Него дары Духа Святаго, проходит путь трезвения и умно-сердечной молитвы, очищается от страстей, видит свои грехи в тончайших помыслах и движениях сердца. Он обладает дарами прозорливости, чудотворения и пророчества, и все свои дары прикрывает глубоким смирением. Старец может видеть в самой глубине души человека зарождение зла и причины этого зарождения, и указывает верный путь ко спасению, открывая людям волю Божию.

Старчество существовало и до пришествия Христа, но являлось в несовершенном виде - пророки Илия, Елисей, Самуил, Нафан, Давид... Первый представитель старчества в том смысле, как понимает это Церковь - Иоанн Предтеча Господень.

Апостол Павел перечисляет три служения в Церкви: апостольское, пророческое и учительское.

Опираясь на изречение преподобного Иоанна Лествичника о монахах, как свете для мира, можно сказать, что «цвет самого христианства, лучшее выражение монашества - это старчество». Первыми старцами Святой Руси можно считать преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Великими старцами были преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий, Феодор Санаксарский, Серафим Саровский и другие. А вот преподобный Паисий Величковский «по справедливости считается как восстановитель старческого делания во всей его полноте...».

Оптина Пустынь явилась преемницей духовного наследия преподобного Паисия. Ни в одном из русских монастырей старчество не было поставлено так твёрдо, так прочно, нигде оно не пустило так глубоко корни, как в ней.
Так чем же особенно старчество в «Оптиной»?

Прежде всего, традиционностью. Изучение источников показывает незыблемо строгое следование старцев православному святоотеческому учению, сохраняемому нашей Церковью. Мы удивляемся не столь самому старчеству, сколько неизречённому промыслу Божию над обителью Оптинской, где целое столетие не оскудевал обильный источник пророческого старческого служения на благо всей Церкви.

Другая особенность, это соборность. Соборность старчества подразумевает особое единство в Духе несущих послушание подвижников Пустыни, а также нерасторжимое единство уже почивших и ещё труждающихся на земле старцев.

Третья особенность, народность, включает в себя многое: попечение и просвещение простого народа; благотворительность обители во время голода, неурожаев, эпидемий; «болезнование» Оптинских старцев за своё Отечество, стремление оказать ему помощь.

Иван Михайлович Концевич в своей книге объясняет скрытый таинственный смысл особенностей служения некоторых великих Оптинских старцев. Первым старцем в Оптиной был иеросхимонах Лев, сильный и властный. Это человек непоколебимой веры. Отсюда вытекают и прочие свойства его характера: необычайная смелость, твёрдость и энергия в отстаивании дорогого для него старчества.

Другие особенности характера имел отец Макарий. Это был человек мягкий, с кроткой и нежной, глубоко поэтической душой. Главная добродетель, которой он особенно требовал от своих духовных детей, смирение.
Его верный ученик отец Амвросий имел с ним много сходного. Он был такой же мягкой, любвеобильной души, полной снисхождения к слабостям человеческим. Главным его отличительным свойством была христианская любовь.

Преданные чада отца Амвросия, преподобные Анатолий (Зерцалов) и Иосиф различались между собой, хотя оба являлись делателями умно-сердечной молитвы Иисусовой. Преподобный Анатолий имел дар утешительного и назидательного слова. Речь его была живая, изобилующая шутками, присловиями. Зато в письмах его можно встретить высокий библейский слог.

Старец Иосиф был весьма сосредоточен, безмолвен, речь его была сдержанна и дышала лишь одним святоотеческим учением.

Оптинское старчество подобно могучему дереву дало много плодоносных ветвей. Учениками преподобного Анатолия (Зерцалова) были великий прозорливец преподобный Варсонофий и дивный тайнозритель Божественных откровений старец Нектарий. Преданный ученик старца Варсанофия, отец Никон, прославлен Церковью не только как старец - духовник, но и как исповедник веры Христовой в годину гонения на Церковь.
Преподобный старец Иосиф воспитал старца Анатолия (Потапова), который изливал на всех пасхальную радость и любовь. Его особенные пророчества о судьбах народа и Церкви были и остаются великим утешением всем, кому не безразлично будущее Святой Руси.

В заключении можно сказать, что Оптинское старчество стало училищем благочестия и веры для всех, искренне ищущих спасения души. Ему присущи целостность и единство традиции; каждый старец не может быть представлен вне всей преемственной лестницы старчества Оптиной Пустыни. Чудеса Оптинских старцев известны по всему миру.

В библиотеке нашего храма имеется ряд книг об Оптиной Пустыни и её старцах, вот некоторые из них:

1. Акафист преподобным отцам и старцам в Оптиной Пустыни просиявшим. - М.: Православный паломник, 1996. - 48 c.
2. Амвросий Оптинский. Советы старца: Амвросий Оптинский супругам и родителям. - Саратов: Благовестник, 1998. - 128 c.
3. Андроник (Трубачёв), игумен. Преподобный Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. / Андроник (Трубачёв); Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. - М., 1993. - 223 с.
4. Афанасьев, В. Житница жизни. Страницы истории и духовного бытия Оптиной Пустыни. / В. Афанасьев. - Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. - 254 с. , с рис.
5. Житие схиархимандрита Варсонофия. - Козельск: Изд-во Введенской Оптиной Пустыни, 1995. - 463 с. (Преподобные оптинские старцы).
6. Концевич, Иван Михайлович Оптина Пустынь и её время: Репринт. изд. / И.М. Концевич. - Сергиев посад: Изд-во Свято - Троицкой Сергиевой Лавры; Издат. отдел Владимир. епархии, 1995. - 607 с.: ил. - (Православные обители). - Изд. репринт.
7. Оптинские старцы. - [Б. м.]: Заря, 1990. - 87 с. - Изд. репринт.
8. Павлова, Н. А. Пасха красная: о трёх оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 года./ Н.А. Павлова. - М.: Адрес-Пресс, 2002. - 415 с.
9.Преподобные старцы Оптиной Пустыни: Жития, чудеса, поучения. - [Б.м., Б.г.]. - 416 с.
10. Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления. / Введенский ставропигиальный мужской монастырь. - Изд. 2-еиспр. и доп. - Оптина Пустынь, 2012. - 511 с. : ил. - (Духовное наследие Оптиной Пустыни).
11. Преподобный Лев. - Козельск: Изд-во Введенской Оптиной Пустыни, 2006. - 447 с. - (Жития Оптинских старцев).- Изд. Репринт.
12. Прославление в лике святых собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших 26-27 июля 1996 г. - Козельск: Изд-во Введенской Оптиной пустыни, 1996. - 79 с.

Рекомендуем просмотреть дополнительную информацию о книгах из фонда библиотеки прихода, посвященных святым Оптиной Пустыни, в её алфавитном каталоге.

МОЛИТВЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ:

О начале всякого дела
Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье
В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов
Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Библиотека работает каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов.
Библиотекарь прихода Валентина Хлебова.

Поделиться