Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ЗАГАДОЧНОЕ СОБЫТИЕ НА ЕЛЕОНСКОЙ ГОРЕ: ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

В истории церкви известны несколько вариантов повествования о Вознесении на Небеса: путешествие души на небеса, попадание в загробный мир обычного человека прежде его естественной смерти, Вознесение отдельных личностей (правителей, мудрецов, святых) некоей силой, духами или Богом. Для большей части этих повествований характерны состояние сна или молитвы, явление ангела из потустороннего мира, избрание или призвание героя.

ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА на небо - одно из главных событий Священной истории. После Вознесения Господня видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господа посвящен отдельный праздник на сороковой день после Пасхи Господней.

Что мы узнаём из Нового Завета о Вознесении Господнем?
Событие Вознесения Господня подробно описывается в Евангелии
от Луки (Лк 24. 50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян 1.9-11).
Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк 16. 19).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святаго Духа (ср.: Ин 16. 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4). Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян 1. 12), и, подняв Свои руки, преподал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо.

В Деяниях святых апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк 24. 52), где через несколько дней на них сошел Святый Дух (Деян 2. 1-4).

Некоторые различия в рассказе о Вознесении Господнем в Евангелии
от Луки и в Деяниях святых апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором - на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении Господнем в Деяниях святых апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Святого Духа на апостолов (например, согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деяниях 1. 12, должно начаться наступление Дня Господа - Зах 14. 4).

В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога)…

До конца IV века празднование и Вознесение Господне, и Пятидесятницы не разделялось. При этом, Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день. Например, Тертуллиан называет ее "радостнейший период". Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.

Святоотеческие проповеди на праздник Вознесение Господне известны в числе нескольких десятков - они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским, святителями Афанасием Александрийским, Григорием Нисским, Епифанием Кипрским, Иоанном Златоустом, Проклом Константинопольским, Кириллом Александрийским, Софронием Иерусалимским, Григорием Паламой, прп. Иоанном Дамаскином и др. древними церковными авторами. Некоторые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию православной церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках - сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года.

Праздник Вознесения, один из любимых русским православным народом праздник, он знаменует начало лета. К смыслу этого события постоянно обращаются христианские богословы, писатели, поэты, зодчие и иконописцы.

Самым ранним, дошедшим до нас изображением Вознесения Господня, является рельеф на деревянных дверях (ок. 430) церкви Санта-Сабина
в Риме: стоящий Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и W , внизу - Богоматерь, над Ней два апостола держат крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви (Н. В. Покровский).

Описание Вознесения Господня в Священном Писании и изображение этого события в христианской иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса. На рельефе и на всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при Вознесении Господнем свидетельствует Церковное Предание: творения святых отцов, тексты службы праздника Вознесения Господня.

В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском построена великим князем Василием III Иоанновичем (возможно, во исполнение обета) после рождения сына, будущего царя Иоанна IV, «в своем селе» - во владении великокняжеской семьи (не позднее 1339 года), где располагался один из загородных дворов. Церковь освящена 3 сентября 1532 года в честь Вознесения Господня митрополитом Даниилом и Собором духовенства в присутствии великого князя c семьей; празднование длилось три дня. По словам летописца, «бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси».

Встречающееся у русских паломников («Хождение игумена Даниила», нач. XII в.) описание камня с оставленными на нем, по преданию, отпечатками стоп Спасителя оказало влияние на сложение иконографии Вознесения Господня в псковских иконах XVI века, где этот камень изображен на горе, под мандорлой (сияние овальной формы, вытянутое вертикально, внутри которого изображаются Христос или Богоматерь).
По материалам ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ РПЦ, т. 9, с.193-197.

Тропарь Вознесения Господня
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак Вознесения Господня
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.

История иконописи праздника широко и иллюстративно представлена
в очередном томе серийного издания из фонда прихода. Автор книги – известный специалист по древнерусской живописи, на высоком научном и богословском уровне доносит до читателя суть праздничного события, знакомит с мировой и отечественной историей духовного искусства.

САЕНКОВА Е.М. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. - СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014. – 76 с. – (серия «Русская икона: образы и символы»).

Как только будет открыта библиотека прихода для посещения, о чем сообщим дополнительно, милости просим познакомиться с серийным изданием de visu.

 
Поделиться