Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ СОЛГАТЬ

«Всё, что им написано - Небесное сокровище. Всё, что им написано - нетленное, Небесное Вечное золото» - прп. Иустин Попович

Ежегодно в июне в нашем городе проходит православная ярмарка.
В первые годы её проведения я старалась не пропускать посещение ярмарки. Для меня это было приятное событие, возможность помолиться у привезённых православных святынь, заказать молебны в далёкие и ближние храмы и монастыри. А ещё - прикупить иконы, свечи, книги, сувениры со святых мест и так далее. В очередное своё посещение выставки, истратив почти все деньги, я медленно брела с покупками к выходу и скользила взглядом по выставочным столам и стеллажам.

И вдруг взор мой остановился. Я увидела глаза. Это была небольшая открытка, где на фото крупным планом было изображено лицо человека - мужчины с бородой. Но лицо, и бороду, и лоб, и брови я увидела потом. А вначале были глаза. Глубокие, красивые, проникающие в душу. Глаза человека, который много пережил, который знает сокровенную тайну, который знает правду о тебе. Глаза человека, который не может солгать. «Кто это?» - спросила я.
Продающий товары монах-иностранец мне что-то с жаром стал говорить на каком-то новом для меня языке. Его родной язык чем-то был похож на наш, так как отдельные слова я угадывала, да и в свою речь он вставлял и русские слова. В конце концов, я поняла, что на фотографии изображён святой Николай Сербский, что он очень любим у себя на Родине, и что его книги продаются неподалёку. И монах из Сербского монастыря указал мне дорогу к книжному лотку. Так в моей личной библиотеке появился томик с проповедями, в который вложена та самая фотография святого.

Владыка Николай (Велимирович) – НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ, епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, почётный доктор нескольких мировых университетов, – самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора. Литературное наследие владыки Николая насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых – жемчужины мировой православной книжности.

Я вновь пролистываю купленную когда-то книгу:
НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ, святитель (Велимирович) «Творите дела правды»: Проповеди. - М.: Сибирская Благозвонница», 2009. - 366 с.

«Не бойся, токмо веруй!», «Ношение креста», «Кто постыдится Христа», «Признаки отсутствия страха Божьего», «Исповедование чужих грехов», «Что Господь Иисус Христос писал перстом на песке?», «Оружие против страха», «О нейтралах», «Тесно ли на кладбище?», «Проклятие и благословение» и другое. Одно только перечисление названий проповедей вызывает интерес у читателей.

Вот проповедь «Голод». Святитель Николай рассуждает о восьми главных бедах (наказаниях): Голод. Эпидемия, болезнь, смерть. Землетрясение. Пожары, засухи. Наводнения. Меч, преступления. Война. Революция….
«...Господь не желает гибели людей, Он хочет их пробудить, предостеречь, научить и спасти. Даже грешному Египту Господь не попустил все казни одновременно, чтобы не уничтожить его: они приходили одна за другой, чтобы падшие встали и помраченные просветились».
«...Голод – символ. Голод физический – символ духовного голода. Бесплодная земля – символ бесплодных душ... Земля могла родить,
но не смела – Бог запретил ей».
«Эпидемии и моры символизируют предшествующий им мор в человеческих душах. Когда человеческий разум сворачивает с Божьего пути, он уклоняется во зло; когда развращается сердце – воля устремляется на зло; и добродетели погибают одна за другой,
а личность разрушается. Смерть добродетели в человеческой душе отражается в физических, видимых эпидемиях и морах людей и животных».
«Трус, или землетрясение, следует за духовным сотрясением, после которого человеческие души соскальзывают с твердого основания – закона Божия, и падают в руины некогда величественных и надежных зданий».
«Наводнение символизирует наводнение грехов... Если грех не остановить, он умножится и разрастётся, и словно разлив затопит душу
и человека, и народа. Водяной потоп приходит для того, чтобы сделать наглядным состояние человеческих душ, чтобы отрезвить их, чтобы они вспомнили о Боге и покаялись.
Огонь, пожары, засухи, зной и бездождие - символизируют огонь страстей: ненависти, похоти, зависти, сребролюбия, властолюбия и тому подобных. Если этот страшный огонь не погасить в самом начале росой Духа Божия, он разрастется в человеческих душах в неугасимое и всепоглощающее пламя, подобное адскому огню. И тогда Господь затворяет небеса, и удерживает росу, и попускает засуху и жажду, чтобы дать людям наглядный урок о состоянии их душ».

«Меч символизирует самочиние и самовластие, не ожидая Божьего суда, невзирая на Бога. Когда человеческая душа переполнится осуждением ближнего, клеветой, унижением других; когда в ней возобладает дух отрицания личности и существования Бога, тогда между людьми встает меч, чтобы они увидели, что они носят в своих душах, и земля наполняется преступлениями, убийствами, самоубийствами и всяким злом.
Нашествие иноплеменников, то есть нападение на отечество чужаков, или война, символизирует подобную реальность, которая прежде нашла себе место в душе человека. Когда люди не хранят веры отцов, когда разоряют в себе храм Бога единого и живого, когда начинают относиться к святыням презрительно и насмешливо, тогда в их опустошенные души и сердца вторгаются «иноплеменники», чужие Богу и человеку... Это – невидимое завоевание человеческих душ бесами, а видимый символ – завоевание отступившего от Бога народа другим, который грабит и порабощает его.
Междоусобная брань, междоусобная борьба, или революция символизируют внутреннее смятение человеческой души. Отпавший от Бога человек теряет внутреннее равновесие, а вместе с ним мир и радость. Он озлобляется на других, унывает, опрокидывается система ценностей в его душе, он меняет одного идола за другим, одну ложь на другую, зло кажется добром, а добро злом. Такое болезненное душевное состояние проявляется видимым образом во внешних беспорядках, бунтах, братоубийственной резне и революциях».

Как актуально, как хорошо охарактеризовано современное общество с его страстями! Конечно, проповедь пересказать трудно и лучше самому обратиться к первоисточнику, что я вам и рекомендую сделать.
Чтение работ святителя Николая Сербского очень полезно. Тем более для христианина. Ибо приближает читателя к Истине. Работы святителя вдвойне целительны для русских. Пожалуй, никто из святых последних времен не выражал столь большого оптимизма в отношении будущего России, как святитель Николай Сербский.
Мне особенно близки его афоризмы и изречения. Вот некоторые из них:
«И самый худший человек хотя бы три раза в жизни вспоминает о Боге:
- когда видит праведника, страдающего за чужое преступление;
- когда сам страдает за чужое преступление;
- когда приходит смертный час.

Трижды в жизни должен заплакать и самый закоренелый грешник:
- когда его, гонимого людьми, будто дикого зверя, ласкает материнская рука;
- когда его, больного и одинокого навещает бывший враг, принося подарки и прощение;
- когда ему перед смертью священник говорит: «Не бойся – Божия милость больше, чем твои грехи!»
Трижды человек сам себе кажется подобным Богу:
- когда у него родится сын;
- когда он поймёт и примет Христа;
- когда примирится со своими страданиями за правду».

Афоризмы святителя Николая Сербского смотрите: https://pravoslavie.ru/66267.html
Рекомендуем также к прочтению:
Николай Сербский. Таинственные притчи. Статьи и проповеди.
Сквозь тюремное окно. Творите дела правды. Беседы под горой.
Новые беседы под горой. Миссионерские письма. Мысли о добре и зле.
Ты нужен Богу. Слова и наставления.
Изъяснение десяти заповедей, данных Моисею.
Беседы на Евангелия. Кассиана, или Повесть о христианской любви. Молитвы на озере. [Читать или слушать]
https://azbyka.ru/audio/1/zhitiya-i-tvoreniya-svyatyx..
Николай Сербский. Война и Библия: Аудиокнига
https://www.youtube.com/watch?v=o9QL0D1kfgA
Николай Сербский. Афоризмы святителя...
https://pravoslavie.ru/66267.html

В следующей публикации мы продолжим рассказ о святом Николае Сербском.
ВАЛЕНТИНА ХЛЕБОВА, библиотекарь прихода

 
Поделиться