Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - ПРОЛОГ К СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ, ГОЛГОФЕ И ВОСКРЕСЕНИЮ

Торжественное прибытие в Иерусалим, как одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа накануне праздника Пасхи, предшествовало Страстям Господним и осуществляло ветхозаветные пророчества. Это - каждый по-своему, описали четыре Евангелиста – Иоанн, Лука, Марк и Матфей.

Данному событию и посвящен один из главных церковных праздников в православной Церкви, входящий в число двунадесятых.
Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествуя пасхальному событию, и открывает собой Страстную седмицу. Поскольку в символике и событии Входа Господня в Иерусалим, и в его литургическом праздновании важное место занимают пальмовые ветви, праздник Входа Господня в Иерусалим обычно называют Неделей ваий (Пальмовое воскресенье или День пальм), а название праздника в современных европейских языках - Недели цветоносной или цветной.
На РУСИ в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.
Как это было ? За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился (евангелист Иоанн описывает: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него»).
Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться
с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, которые встречали Христа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, восклицая: «...осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21. 9; ср.: Мк. 11. 9;
Лк. 19. 38; Ин 12. 13); последний возглас является парафразом Псалма 117, 25-26, который пелся по большим праздникам.

Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его этими словами, они понимались в том числе как мессианское приветствие.
Евангелист Матфей пишет, что Вход Господень в Иерусалим заставил весь город прийти в движение (Мф. 21. 10);
Иоанн подчеркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясен чудом воскрешения из мертвых праведного Лазаря (Ин. 12. 17-18);
Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа Господня в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из иерусалимского храма (Мф. 21. 12-13; Лк. 19. 45-46).
Наиболее близки между собой рассказы евангелистов - Матфея, Марка и Луки. Они уделяют пристальное внимание отсутствующей у Иоанна истории с обретением осла для поездки, которая имеет много общего с повествованием о подготовке Тайной вечери. Обстоятельства нахождения осла являются исполнением пророчества (Быт. 49. 10-11), а благополучное исполнение поручения учениками предстает как результат Божественного всеведения Иисуса Христа. Слова, которыми ученики объяснили, по заповеди Христа, заимствование животного у хозяев, могут толковаться по-разному: осла могли дать взаймы для служения Богу, что не противоречило ветхозаветным законам о займах; либо «Господом» здесь именуется Сам Иисус как Бог (в этом случае эпизод является исповеданием веры и отдававшие знали Христа) и как истинный Хозяин и Творец всего сущего; либо слово «господин, хозяин». Некоторые исследователи рассматривают этот эпизод как реализацию Христом общепризнанного в Древнем мире права царя на безвозмездную реквизицию того, что необходимо ему для передвижения или пропитания.

Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии, которое цитируется у евангелистов Матфея и Иоанна, а у Марка подразумевается. У евангелиста Матфея пророчество Захарии описано как осуществленное вплоть до мельчайших подробностей, так как говорится не об одном, а о двух животных - ослице и осленке. При этом из текста Евангелия можно понять, что Господь воссел на двух животных сразу. Было предложено несколько вариантов решения вопроса о смысле, из которых наиболее вероятны два: текст этого стиха мог быть испорчен (в рукописях действительно есть расхождения) и Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» в этом стихе относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие евангелисты однозначно говорят
о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой, необъезженный осел шел через толпу спокойно. Евангелисты подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился - это указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.

Вероятнее всего, прибытие верхом на осле указывало на обстоятельства помазания Соломона на царство, то есть событие Вход Господень в Иерусалим понималось всеми как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что они подстилали ему под ноги свою одежду. Впрочем, передвижение на осле было характерным для еврейских учителей. Однако традиционно все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими, в знак смирения и почитания Святого града и храма; следует отметить, что и евангелисты говорят лишь о том, что Христос приблизился к Иерусалиму, сидя на осле, и не уточняют, как именно - верхом или пешим - Он вошел в сам город.
В целом, выбор ослика должен был подчеркнуть мирный характер вступления Мессии-Царя в Его город, контрастирующий с обычными для торжественного входа царей и полководцев боевыми скакунами, слонами и колесницами. Подтверждением этого служит и тот факт, что въезд Христа в Иерусалим как Царя не привел к восстанию или серьезным волнениям, и Он не был арестован немедленно, а лишь спустя какое-то время, хотя событие Входа Господня в Иерусалим и вызвало подозрения и опасения у иудейской верхушки.
Для соотнесения Входа Господня в Иерусалим с последующими событиями седмицы Страстей важно понять, кто именно встречал Христа. На основании повествований евангелистов можно сделать вывод о том, что Господа приветствовали в основном Его ученики (не только из числа 12) и другие паломники, которые пришли в Иерусалим вместе с Ним, и которые знали о Его мессианском достоинстве, тогда как жители Иерусалима не знали Его и были настроены враждебно. Именно поэтому в Иерусалиме, где никто не имеет веры во Христа, не происходит исцелений. У евангелиста Иоанна события представлены иначе. Согласно Ин. 12. 12-13, народ пришедший на праздник, то есть и в этом случае не обязательно коренные жители, потрясенный чудом воскрешения праведного Лазаря, выходит навстречу Христу из Иерусалима, а противниками Господа предстают прежде всего фарисеи.

Особое значение имеют указания на использование народом ветвей во время встречи Христа, которые не упоминаются только в рассказе евангелиста Луки. Евангелисты Матфей и Марк говорят о том, что народ устилал перед Христом путь срезанными с деревьев ветвями или побегами. Евангелист Иоанн называет эти ветви листьями финиковой пальмы, и из его слов нельзя понять, как именно использовал эти ветви народ - устилал ими путь или держал их в руках. Если предположить второе, то рассказ Иоанна о встрече Христа предстает описанием религиозной процессии в прямом смысле слова. Ритуальные пальмовые ветви использовались на осеннем празднике Кущей, поэтому, возможно, в сообщении Иоанна содержится скрытое указание на то, что Вход Господень в Иерусалим был подобен процессии на празднике Кущей.

Событие воскрешения Лазаря (Ин. 11. 1-44), связь которого с Входом Господня в Иерусалим подчеркивает Иоанн, согласно учению Церкви, предвозвещало Воскресение Христово и всеобщее воскресение мертвых,
но воскресение мертвых и начало Суда - это одна из тем праздника трубного звука, праздновавшегося в первый день седьмого месяца перед праздником Кущей. Для праздника Кущей были характерны и ликование,
и радостные восклицания, также указывавшие на будущее воскресение мертвых.
В Евангелии от Иоанна событие Входа Господня в Иерусалим не связывается с очищением храма, но у евангелистов Матфея и Луки второе представлено прямым продолжением первого, поэтому религиозная процессия могла напоминать один из моментов маккавейских войн,
когда Симон Маккавей шел очищать храм в сопровождении музыки,
пения и пальмовых ветвей.

Возгласы «осанна» не были исключительной принадлежностью праздника Кущей, хотя в после библейской литературе связывались именно с ним Еврейское выражение «осанна» (спаси же) - это мольба о помощи, обращенная к Богу, которая часто встречается вне богослужебного контекста. На осеннем празднике Кущей восклицание «осанна» было связано с молением о дожде; отметим, что впоследствии, в пророческой литературе, дождь стал одним из символов Мессии. «Осанна» как моление
о спасении может сочетаться со звательным падежом - именно так выражение «осанна в вышних» истолковано, например, в одном из торжественных слов на праздник Входа Господня в Иерусалим, приписываемом свт. Иоанну Златоусту: «Осанна в вышних, то есть
«спаси Ты, Который в вышних». Так объясняется на еврейском языке «осанна в вышних»: вверху спасение, а внизу человеколюбие». Возглас «осанна», а также сходные с ним глагольные формы могли также понимать как моление о царе или просто как царскую аккламацию (ср. выражения «помоги, царь»; «Господи! спаси царя» в Пс. 19. 10).
Видимо, уже в межзаветную эпоху произошла десемантизация этого возгласа и он стал употребляться подобно словам «салют» или «ура» в русском языке (ср. выражение блж. Августина, что «осанна» означает «не мысль, а эмоции») - этим можно объяснить употребление «осанна» с дательным падежом («осанна Сыну Давидову») в Мф. 21. 9, а также в ряде раннехристианских текстов.

В евангельских повествованиях о Входе Господне в Иерусалим возгласы «осанна», возможно, следует связывать с «мессианским» Пс. 117, стихи 25-26 которого, звучащие во время Входа Господня в Иерусалим, должны пониматься как приветствие Мессии-Царю.
Все евангелисты подчеркивают в событии Входа Господня в Иерусалим царственное достоинство Иисуса, Сына Давидова. Непосредственно перед Входом Господня в Иерусалим Христа в Иерихоне исповедует Сыном Давидовым слепой (Лк. 18. 35-43), к-рого евангелист Марк называет по имени: Вартимей (Мк. 10. 46-52), по версии евангелиста Матфея - двое слепых (Мф. 20. 29-34). Очищение Иерусалима от власти язычников царем, «сыном Давида», - распространенный мотив в лит-ре межзаветного периода. В евангелии (Лк. 19. 11) упоминается ожидание учениками скорого наступления Царства Божия. Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) обращает в триодном синаксаре внимание на то, что обстоятельства Входа Господня в Иерусалим напоминали широко известный в Древнем мире обычай триумфального вступления в город полководца после достигнутой победы (Триодь постная).

Идею понимать событие Входа Господня в Иерусалим только в этом смысле развил Д. Р. Кэтчпоул (1984г.), обративший внимание на то, что такое вступление победителя в город обычно сопровождалось приветствиями народа и завершалось входом в храм для совершения жертвоприношений, что описано и у иудейских историков.
Если бы евангелисты вкладывали именно такой смысл в событие Входа Господня в Иерусалим, это означало бы, что Христос уже одержал победу над врагом. Однако такая точка зрения противоречит основной линии повествования евангелистов, для которых Вход Господень в Иерусалим был одним из этапов на пути ко Кресту, пришествием на Страсти. В частности, у евангелиста Марка Вход Господня в Иерусалим предшествует указание об испуге учеников и предсказание Спасителя о Страстях и Воскресении (Мк. 10. 32-34). По евангелисту Иоанну, накануне Входа Господня в Иерусалим совершилось помазание Христа перед Его погребением
(Ин. 12. 1-8; ср.: Мф. 26. 6-13; Мк. 14. 3-9).

Иконография праздника пришла к нам из глубины веков.
Изображения Входа Господня в Иерусалим известны нам с IV века.
В рельефах саркофагов, согласно трудам Н. В. Покровского, встречаются
два варианта: Спаситель изображен восседающим на осле (саркофаг Юния Басса, 359 г.) и в малораспространенном, основанном на тексте апостола Матфея (Мф. 21. 1-9), - рядом с ослицей, на которой едет Христос и идет жеребенок (саркофаг, IV в., Рим).
Сцены Входа Господня в Иерусалим встречаются:
в миниатюрах Евангелий, на окладах Евангелий;
на резных пластинах слоновой кости;
в миниатюрах из Киевской псалтири (1397 г.);
в числе 12 праздников на иконах («Деисус. 12 праздников», XI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае);
в праздничном ряду иконостасов и в храмовых росписях.

За Христом обычно изображаются апостолы, впереди - дети, которые кладут под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви. Жители Иерусалима, выходящие из ворот города, встречают Христа с ветвями в руках, среди них часто присутствуют женщины с детьми на руках. За стенами Иерусалима, в центре города, изображается купольное здание, иногда увенчанное крестом. Наряду с композициями, в которых апостолы следуют за Христом, встречаются сцены, где представлены два апостола (Иоанн и Петр) по сторонам от Христа, например на миниатюре из Евангелия XI века, на мозаике церкви Успения Пресвятой Богородицы в Дафни (около 1100г. ).

В Палеологовскую эпоху появилась новая иконография Входа Господня в Иерусалим: Спаситель сидит на осле, обернувшись назад, к апостолам (фреска капеллы св. Бессребреников, монастырь Ватопед на Афоне, 1371г.). Этот извод получил распространение в русском искусстве XV в.: иконы из праздничных рядов иконостаса Софийского собора в Новгороде, около 1341г.; из Благовещенского собора Московского Кремля, начала XV века; из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, 1425-1427 гг.;
из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря, 1497год.

Литература о событии:
Православная энциклопедия РПЦ. – М.: том 10. – С.. 39-51;
Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. - М., 2001. -
С. 348-352;
Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV в. - М., 1982.- С. 313.

В библиотеке прихода для читателей имеется 44 томное серийное издание – «Русская икона: образы и символы», очередной том которого, посвящен этому празднику

ТУРЦОВА Н.М. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. – СПб: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014. – 76 с. – Серия «Русская икона: образы и символы».

Автор, известный специалист по древнерусскому искусству, с научной и богословской точностью представляет многовековую иконографию любимого в народе праздника, его историю и богословский смысл.
Полистав книгу, кто-то освежит свои знания, а кто-то и впервые соприкоснется с искусством иконографии и историей религии.

С Праздником, дорогие прихожане и друзья библиотеки!

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адама воззвати.

Поделиться