Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

СИБИРСКИЕ КИЖИ…НЕМНОГО ИСТОРИИ

Что общего у города Красноярска и деревни Барабаново?
Что же их объединяет? - Прежде всего, река Енисей. А ещё, - один святой покровитель: великомученица Параскева. Благодарные красноярцы возвели в честь святой, в начале ХIХ века часовню, которая стала мировой известностью и символом нашего города.
Барабановцы в середине ХIХ века построили церковь, которая сохранилась до наших дней, признана памятником архитектуры и является одним из шедевров деревянного зодчества Красноярского края, и всей Сибири, нередко её называют - "Сибирские Кижи".

Я впервые посетила село Барабаново 15 лет назад. Это была паломническая поездка. Но съездить туда, посмотреть «Кижи» мне посоветовала знакомая, далёкая от церковной среды. Конечно, в то время храм был не действующим, разрушался, зияли дыры в крыше, сверху печально взирали на нас лики апостолов.
Однако, в самом храме было чисто выметено, сразу чувствовалось, что кто-то опекает здание. Оказывается, что деревянный храм сохранился, хотя и в таком виде, благодаря жителю села, который по возможности следил за чистотой; за свои деньги ремонтировал крышу, полы и так далее; отпугивал мародёров, желающих утащить доски. К тому времени когда он уже умер, то за зданием следила его престарелая вдова. В результате эта семья опекала церковь более полувека. Вот это вера!
Не иначе, как молитвами святой Параскевы и стараниями некоторых барабановцев, а также благодаря деятельности настоятеля - отца Алексия Язева и других неравнодушных православных, сохранён и постепенно восстанавливается храм, возобновились церковные службы.

Об истории церкви святой Параскевы Пятницы села Барабаново издана книга:
ШУШКАНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА. ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ПАРАСКЕВЫ СЕЛА БАРАБАНОВСКОЕ Енисейской губернии в контексте сибирской истории (вторая половина ХIХ – ХХ вв.) / Е.А. Шушканова; Приход храма св. вмц. Параскевы, наречён. Пятницей, д. Барабаново, Краснояр. Края, Краснояр. епархии РПЦ (Москов. Патриархат); Сиб. гос. ун-т науки и технологии им. М.Ф. Решетнёва. - Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2019. - 139 с. - (Список лит.: С. 136-139, 47 назв.).
Об этом событии (выходе книги) мы уже сообщали. Однако о самом издании хочется рассказать поподробнее.

Подготовила книгу Елена Александровна Шушканова, кандидат исторических наук, прихожанка нашего храма, которая известна нашим читателям как автор ещё одного исторического труда:
Шушканова, Е.А. Архирейский дом Красноярска: вехи истории (ХIХ-начало ХХI веков): Монография / Е.А. Шушканова. - Красноярск, 2017. - 368 с.: ил. - (Возрождённая епархия).

При подготовке книги «Церковь святой Параскевы...» были использованы различные источники: архивные материалы Красноярского края, Томской области; научные продолжающиеся издания (вестники ПСГТУ, Томского университета); сборники научных трудов, материалы конференций Новосибирского университета; краеведческая периодическая печать (газеты «Красноярский рабочий», «По сталинскому пути», «Сталинский клич»); электронные и книжные источники различных исторических периодов.

Среди архивных материалов дореволюционного периода наиболее ценная информация, по мнению автора, содержится в делах фонда Параскевской церкви. Это клировые ведомости, богослужебные, проповеднические и другие журналы, которые велись на приходе и сохранились до наших дней, хотя не за все годы. Что это за документы? Давайте познакомимся с ними.
«Клировые ведомости» показывали в свое время состояние прихода (характеристика церкви, других строений, земли; послужные списки священнослужителей; сведения о прихожанах; характеристика деревень, входящих в приход; наличие школ, библиотек и другие сведения).
«Метрические книги» регистрировали акты гражданского состояния населения: рождений, браков, смертей.
«Журнал брачных обысков». Брачные обыски составлял священник в отношении намеревающихся венчаться и устанавливающий законность совершения брака. Кроме того документ удостоверял местожительство жениха и невесты, их родителей, социального положения, устанавливалось отсутствие родства брачующихся.
В «Исповедные росписи» вписывались фамилии, имена, отчества всех прихожан и отмечались их отношения к церковным таинствам:
1. Кто был у исповеди и Святом Причастии;
2. Кто только исповедовался, но не причащался и по какой причине;
3. Кто не исповедовался и не причащался и причины этого.
«Богослужебный журнал» фиксировал как часто проходили службы, сколько было молящихся, когда и как проходили крестные ходы, с какими проповедями обращался священник.

И это не полный перечень документов, которые вели священники и их помощники. А кроме того в церковь обращались граждане и организации за различными справками, выписками из документов и на всё это уходило много времени. Ещё к одной форме делопроизводства относилась финансо-хозяйственная документация. Однако денежные вопросы в большей степени контролировались церковными старостами.
Благодаря, в том числе и этой документации, автору книги удалось воссоздать картину истории церкви святой Параскевы в Барабаново.
Я намеренно подробно рассказываю об использованных источниках при написании книги, так как хочу в дальнейшем познакомить читателей с уникальными сведениями по истории Параскевского прихода, других храмов Енисейской епархии, которые нам открыла Е.А. Шушканова. Все упоминаемые события и факты воссоздают общую картину жизни священников, населения, приходов в дореволюционный и советский периоды истории России.

Книга носит научно-исследователький характер, но читается легко, в ней нет труднопонимаемой мудрёности. Если и встречаются в тексте специфические слова, термины, то Елена Александровна в популярной форме объясняет эти понятия и события. В конце издания даются глоссарий и приложения, в том числе и в виде таблиц из архивного фонда церкви. В результате, повествование совмещает научность и популярную познавательность. Поэтому книгу можно рекомендовать как студенту, так и простому читателю, всем, кто интересуется историей России, историей Православной Церкви, историей нашего края.

Издание состоит из четырёх частей. Часть первая посвящена строительству церкви. На сходе жителей деревни Барабановское в феврале 1852 года решено было построить церковь «однопрестольную, деревянную, на каменном фундаменте во имя святой мученицы Параскевы, наречённой Пятницей».
Архитектура храма была выполнена в стиле церковного зодчества Русского Севера. Наверное, сыграла роль родовая память сельчан, возможно являющихся выходцами Поморья.
На строительство храма первоначально было собрано 7200 рублей. Кто вносил больше, кто-то немного. Так, бедные жители жертвовали от одного до 6-10 рублей. Барабановский купец, будущий глава города Красноярска И.И. Токарев на строительство храма и на служение нового прихода внёс 1500 рублей.

16 августа 1858 года, через два года после закладки храма, он был освящён. Освящение совершил протоиерей кафедрального собора города Красноярска Василий Касьянов. Современники тогда отмечали, что церковь была построена на совесть, «прочна и поместительна, прилично украшенная», а «прихожане религиозны и нравственности доброй».
Первым священником с самого основания прихода стал 24-летний Евфимий Флегонтович Ситников, который прослужил настоятелем храма 37 лет! После его ухода священники не задерживались столь долго на приходе, служили от четырёх до семи лет.
Обязанностей у сельского батюшки было очень много. Без священника не могла обойтись ни одно богослужение, ни одна треба. Ему нужно было следить за церковным хозяйством, приходской школой, готовиться к проповедям и беседам. Его могли в любую минуту вызвать к постели больного, умирающего. На нём лежало обширное делопроизводство. Много было разного рода общественных поручений от гражданских властей, а именно:
организация разного рода сборов и пожертвований;
наблюдение за нравственностью и порядком;
участие в охране общественного порядка;
присутствие на заседаниях судов;
участие в разборе семейных дел (в т.ч. разводов);
участие в работе местных комиссий здравоохранения (например, по прививкам оспы);
просветительская деятельность;
заведование церковно-приходской школой, преподавание в ней и так далее.

Семьи у священников традиционно были большими, которые надо было кормить. Поскольку духовенство в силу специфики своей деятельности, не могло наравне с крестьянами заниматься хлебопашеством, установилась традиция снабжения их частью урожая мирян - хлебной ругой. Государственное годовое жалованье священника к началу ХХ века составляло 300-400 рублей, псаломщика -100-150 руб. Для сравнения: фельдшер получал 420 рублей в год; земский доктор 960 рублей; квалифицированный рабочий - 600 рублей; учитель старших классов гимназий от 960 до 1200 руб.
Жили священнослужители на съёмных квартирах. Стоило такое жильё в Барабановском в 1900 году 2,5 рубля в месяц. Деньги выплачивали прихожане. Со временем жители села построили дом для священника, который, впрочем, оказался холодным.
Таким образом, жизнь сельского духовенства была трудной, социальный статус их был противоречивым: с одной стороны, по своему занятию и образованию, священники относились к интеллигенции, но по уровню жизни и окружающей их повседневности, они мало чем отличались от крестьянства. Они были поставлены в условия материальной зависимости от своих прихожан. Однако, несмотря на все трудности священнослужители, в большинстве своём, честно выполняли свой пастырский долг, были настоящими подвижниками.
Кроме Евфимия Ситникова, до революции 1917 года, в храме служили священники - Михаил Покровский, Никифор Морозов, Александров Аристархов и Павел Виноградов. О них, а также о диаконах и псаломщиках, в Приложении N1 даются краткие биографические сведения.

Религиозность сибиряков была традиционно ниже, чем населения в остальной части России, да и посещение жителями храма зависело от цикла аграрных работ. В зимнее время службы были частыми. С весны и до осени число богослужений падало. Самое активное посещение прихожан выпадало на Великий пост. В это время на утренней службе бывало от 100 до 200 человек (в обычные дни от 20 до 50). Число причастников в это время было самым высоким за год. Всегда активно приобщали Святым Христовым Тайнам младенцев.
Наиболее почитаемыми праздниками были Пасха, Троица, Преображение Господне, день Михаила Архангела, Девятая пятница после Пасхи. И особо почитали барабановцы великомученицу Параскеву. Впечатляет 1908 год, когда в храмовый праздник с 14 до 19 часов служили молебны. А на литургии молились более тысячи человек.
В особые церковные дни народ не только посещал храм, но и каждый ждал молебна в своём доме, чтобы батюшка освятил всю семью, зерно, скотину, дом.
Крестные ходы совершали на Крещение Господне (процессия шла от храма в сторону реки Енисей), на Радоницу (вокруг села), в Преполовение (на 25-й день после Пасхи), в случае каких-либо бедствий: неурожая, падежа скота, болезней.
Я привела лишь некоторые примеры из книги «Церковь Святой Параскевы...». Столь же увлекательно автор знакомит читателя не только с духовенством Параскевского храма (часть 2), но и с мирянами прихода, их церковной жизнью (часть 3), а также с историей церкви при советской власти до 1935 года (часть 4).

Елена Александровна Шушканова не только повествует об истории Барабановского прихода, но и приводит интересные сведения о других храмах епархии, показывая общие тенденции в религиозной жизни Енисейской губернии.

Прочтите книгу Е.А. Шушкановой «Церковь Святой Параскевы села Барабановское...», в ней собраны бесценные исторические сведения о православии в крае.

С рекомендуемой книгой можно познакомиться в библиотеке
прихода храма Иоанна Предтечи каждые четверг и субботу
с 16 до 17 часов.

Библиотекарь прихода, Валентина Хлебова.

Поделиться