Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ: ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

ЧУГРЕЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ  Н.Н. Чугреева - СПб. МетропрессОООМетропресс, 2014. - 76 с. илл.- серия Русская икона образы и символы- из фонда библиотеки прихода«Житием твоим, еже в мире сем, образ быв всем… яко солнце, просиял еси». Канон на обретение мощей, песнь 3.

Преподобный Сергий Радонежский, день памяти его 8 октября (1392), один из величайших русских святых, родоначальник целой духовной школы и духовного центра России Троице-Сергиева монастыря, воспитавший плеяду основателей русских общежительных монастырей на Руси. Великий молитвенник за Русь и провидец особо почитаем православным народом. По обилию и разнообразию иконографических сюжетов преподобный Сергий Радонежский не имеет равных среди святых, прославленных в Русской Церкви.

«Всё время Сергий проводил в молитве и богомыслии, постоянно взывал к Богу из глубины своего чистого сердца, славословил великое имя Господне, воспевал псалмы Давидовы и песни духовные: он весь был объят радостью, и душа его горела Божественным огнем и благочестивой ревностью», так писал в Житиях святых о святом Димитрий Ростовский.

Самые ранние изображения преподобного появились в начале XV века. Из дошедших до нашего времени изображений древнейшим является покров со святых мощей преподобного (двадцатые годы XV в.). Лицевое шитьё достаточно точно передает портретные черты преподобного; во всяком случае, близкие по времени иконографические сюжеты с преподобным это портретное сходство учитывают, более поздние ( сер. XV в.) покровы с мощей преподобного Сергия впечатления портретного сходства уже не оставляют.
Преподобного Сергия вскоре после обретения мощей стали достаточно часто изображать в многофигурных композициях в числе наиболее почитаемых святых.
Литературной основой для изображения конкретных событий жизни преподобного стало его Житие, составленное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. Начиная жизнеописание преподобного Сергия, он говорит: "Надеюсь я на Милосердного Бога и на молитву Его угодника, Преподобного старца".

Самым первым сюжетом, усвоенным в иконографии преподобного, стало его молитвенное предстояние Святой Живоначальной Троице.
В собрании Третьяковской галереи хранится новгородская икона первой половины XV века — Богоматерь на престоле с сидящим Богомладенцем в окружении святых. На верхнем поле изображен преподобный Сергий. Из точно датируемых икон с изображением преподобного следует назвать икону из Троицкого собора (взорван в 1942 г.) Стефано-Махрищского монастыря. Ныне эта икона первой трети XV века в собрании Государственного исторического музея.
По композиции она похожа на новгородскую: Богоматерь сидит на престоле с Богомладенцем; пред Нею изображен в молении преподобный Сергий. Благословляющий преподобного Сергия Богомладенец Христос почти точно повторяет изображение на келейной иконе преподобного — Богоматери Одигитрии XIV века (собрание Троице-Сергиевой лавры).

Преподобного Сергия часто изображали в числе палеосных святых на иконах Богоматери: вместе с Пречистой Девой и другими угодниками Божиими он выступал ходатаем пред Богом за всю богопросвещенную Россию.
Преподобного Сергия почитали новгородцы. Известны изображения и на иконах-святцах, так называемых новгородских «таблетках» из Софийского собора.
В собрании Третьяковской галереи есть трехстворчатый складень из Ильинской церкви пригородного коломенского села Сандыри — Богоматерь Ярославская с избранными святыми. На левой створке складня среди прочих святых изображены - преподобный Сергий и митрополит Петр; на другой створке - святитель Алексий.
Эта икона — родовая святыня Шереметевых, написанная, судя по всему, в Троице-Сергиевой лавре (1491 г.).
Молитвенное предстояние угодника Божия, строго говоря было постоянным. В иконографии преподобного Сергия появляются сюжеты, определенные хронологически.
Один из самых ранних эпизодов жития, ставший излюбленным иконографическим сюжетом, — явление преподобному Сергию Матери Божией. Епифаний рассказывает о том, как во время совершения келейного правила, завершив пение акафиста Божией Матери, он вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Еще он говорил это, как раздался голос: «Пречистая грядет», и святой поспешно вышел из келлии в притвор. Его осиял яркий свет, сильнее солнечного, и блаженный увидел Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, от которых также исходило неизреченное сияние.

Явление Божией Матери преподобному Сергию известно не только как клеймо житийной иконы, но и как самостоятельный иконографический сюжет уже с первой половины XVI века: Богоматерь с посохом, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна протягивает руки навстречу святому, который склоняется пред Нею в молитве; позади преподобного Сергия изображают его келейника, преподобного Михея Радонежского.

Большие житийные иконы преподобного Сергия появляются во второй половине XV века. Литературной основой для них служило Житие, написанное Епифанием Премудрым и в середине XV века основательно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В числе наиболее известных — икона начала XVI века из Успенского собора города Дмитрова; ныне она в собрании Музея им. преподобного Андрея Рублева.

Вот как представлена на ней жизнь Троицкого игумена.
Первое клеймо (левое верхнее) — рождение Варфоломея, затем следуют: «Научение грамоте» (старец-монах благословляет отрока Варфоломея); пострижение святого в монахи игуменом Митрофаном.
Следующее клеймо — изгнание бесов молитвами преподобного: однажды преподобный Сергий ночью вошел в церковь на молитву, и когда он начал пение, внезапно стена церкви расступилась и вошло видимым образом множество бесов; они бросились на блаженного, скрежеща зубами и угрожая убить его. Преподобный, имея упование на Бога, творил усердную, со слезами молитву против врагов; вскоре Божественная сила внезапно осенила его и вмиг рассеяла лукавых духов.
Далее идут сюжеты поставления Сергия во диаконы, а затем и во иереи, епископом Волынским Афанасием, жившим тогда в городе Переяславле. Надпись на развернутом свитке, который держит над главою преподобного архиерей: Божественная благодать, всегда немощныя исцеляющая, а недостаточныя полняющая…
Следующий сюжет — изведение источника: собравшиеся к преподобному иноки возроптали на отсутствие воды в пустынной обители. Сергий вышел из монастыря, взяв с собою одного из иноков, и спустился с ним в лесной овраг под монастырем, где никогда не было источника воды. Преподобный осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, и вдруг из-под земли забил полноводный источник, который бьет и поныне и из которого берут воду для всех монастырских нужд, благодаря Бога и Его угодника Сергия. От воды из этого источника случались многочисленные исцеления больных, страдавших разными недугами, если болящие приходили к источнику с верой, говорится в Житии.
Следующие клейма рассказывают о воскрешении младенца по молитве преподобного Сергия: несчастный отец спешил донести своего тяжело заболевшего малютку-сына до келии преподобного и просить молитв о его исцелении, но не успел — сын умер. Отец отправился за гробом, чтобы сына похоронить, но преподобный Сергий горячо молился над умершим, и Господь возвратил младенцу жизнь.
Клеймо «Служение Божественной литургии преподобным Сергием с Ангелом» иллюстрирует следующий рассказ Жития. Однажды преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим родным братом Стефаном и племянником епископом Феодором. Молившимся в храме монахам Исаакию молчальнику и Макарию было видение в алтаре четвертого священнослужителя — сияющего необычайным светом, в блистающих ризах. Иноки поняли, что святому Сергию сослужил Ангел Божий.
С этим сюжетом связывают и чудесное видение, которое имел ученик преподобного Симон: когда святой Сергий служил Литургию, Симон увидел огонь, разливающийся по святому престолу. Когда Преподобный причащался, то Божественный огонь вошел в святой потир.
Далее на иконе из Успенского собора расположено описанное выше изображение чудесного посещения преподобного Сергия Богородицей.
Следующее клеймо — приход послов от Константинопольского Патриарха Филофея. В обитель преподобного Сергия из Константинополя прибыли греки, посланцы Патриарха; они передали подарки — крест, параман, схиму — и послание с советом устроить в обители общежительный монастырь.
Далее — клейма с чудесными исцелениями. Клеймо с изображением исцеления греческого епископа, приезжавшего в Москву. Епископ много слышал о святом (слава о Сергии достигла Константинополя!), но думал про себя так: «Разве может явиться такой светильник веры в этой стране, особенно в наше последнее время?» Приближаясь к монастырю, он почувствовал сильный страх, а войдя в монастырскую ограду, ослеп. Преподобный Сергий исцелил епископа, и тот прозрел.
На другом клейме — исцеление Захария Бороздина, тверского боярина, давшего во время болезни обет посетить Сергиеву обитель; преподобный явился ему в сонном видении и исцелил; выздоровевший Захария с радостью отправился в монастырь.
Еще один случай чудесной помощи преподобного Сергия — исцеление некоего знатного человека, жестоко мучимого бесом. Преподобный отслужил молебен о страждущем, и тот стал приходить в себя и, пробыв в монастыре несколько дней, уехал домой полностью здоровым. Последний из изображенных на дмитровской иконе случай исцелений относится к посмертным чудесам преподобного: это возвращение зрения слепцу, приведенному к гробу преподобного Сергия. Получивший прозрение недавний слепец остался в обители трудником.
Клеймо с изображением погребения преподобного Сергия: стоящий у гроба Ангел держит раскрытую книгу с молитвой шестого часа святителя Василия Великого «Боже и Господи сил и всея твари Содетелю…»
На житийных иконах преподобного из Троице-Сергиевой лавры и Московского Кремля кроме перечисленных сюжетов представлены также следующие: «Приведение отроком Варфоломеем старца к родителям» — дополнение к сюжету «Научение грамоте».
«Чудо о некоем земледельце». Некий крестьянин-земледелец пришел в монастырь, чтобы увидеть преподобного. Крестьянин никогда ранее не видел Сергия и, придя в обитель, начал его разыскивать и никак не мог поверить, что сам преподобный в ветхой одежде работает на огороде, и надменно отвернулся от него. В это же время в обитель прибыл князь и земно поклонился преподобному Сергию, тем самым вразумив крестьянина.
Сюжет с изображением множества птиц. Однажды, когда святой совершал свое молитвенное правило, вдруг раздался голос: «Сергий!" Преподобный открыл оконце келии и увидел множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю. Послышался голос: «Так же многочисленны будут твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам».
На седьмом клейме святитель Алексий просит преподобного Сергия отпустить его ученика Андроника на игуменство в Спасский (ныне Спасо-Андроников) монастырь, который свт. Алексий основал в 1361 г. на высоком берегу реки Яузы в Москве. Перед сидящим святителем стоит преподобный Сергий и сопровождающие его два Троицких монаха;
На тринадцатом клейме Митрополит Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призывает преподобного Сергия на первосвятительское служение. Преподобный сидит в мантии на широком седалище напротив святителя Алексия, Митрополит — на святительском престоле; между ними возвышается киворий… По великому смирению своему преподобный Сергий не принял предложения. Этот сюжет очень точно воспроизводится в миниатюрах Лицевого жития преподобного Сергия XVI в. (Российская государственная библиотека).
В начале XVI века для собора Высоцкого монастыря в Серпухове была написана житийная икона преподобного с восемнадцатью клеймами; сейчас икона находится в Третьяковской галерее.
Рассматривая сюжеты, изображенные на житийных иконах преподобного Сергия Радонежского, обращаешь внимание на их назидательность; каждый эпизод жития великого игумена Святой Руси не только исторически точен, но открывает для молящегося пред иконой преподобного принять его как добрый пример в своей христианской жизни: житием своим, еже в мире сем, преподобный Сергий являет образ всем — в том числе и нынешнему поколению христиан.

Подробно об иконографии " Иигумена земли русской", преподобного Сергия Радонежского, можно познакомиться в очередном томе из коллекции серии "Русская икона: образы и символы" из фонда библиотеки прихода:
ЧУГРЕЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / Н.Н. Чугреева - СПб.: Метропресс:ООО"Метропресс", 2014. - 76 с.: илл.
Библиотека открыта каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов.


 1. ЧУГРЕЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / Н.Н. Чугреева - СПб.: Метропресс:ООО"Метропресс", 2014. - 76 с.: илл.- серия "Русская икона: образы и символы"- из фонда библиотеки прихода
 2. ЧУГРЕЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / Н.Н. Чугреева - СПб.: Метропресс:ООО"Метропресс", 2014. - 76 с.: илл.- серия "Русская икона: образы и символы"- из фонда библиотеки прихода:
 3. Лицевое шитьё (рака)
 4. Икона прп.Сергия Радонежского с клеймами
 5. Икона прп.Сергия Радонежского с клеймами картин Жития
 6. икона" Беседа преподобного со святителем Алексием".
 7. Сергий в келье в молитве. Встреча с ангелом
 8. прп.Сергий. Изображение на храме. 1417г.
 9. Братия на строительстве монастыря
10. Рака прп. Сергия Радонежского в лавре.