Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ - ОКНО В ИНОЙ МИР

«Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество» - святой Андрей Критский.

СПРАВКА. Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста - один из главных христианских праздников в православной Церкви, входящий в число двунадесятых. Особенность праздника - чин воздвижения Креста. После свершения величайших событий в истории человечества - Распятия, Погребения, Воскресения и Вознесения Христова, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение святого Креста имело место в царствование святого равноапостольного императора Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником.

Есть три различные версии предания об обретении святого Креста. Самая древняя - святой Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и святой Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия предания, возникшая в конце IV - начале V века, сообщает, что святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда указал место - храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Третья версия предания об обретении святого Креста, возникшая в Сирии в первой половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке. Несмотря на древность первой версии предания об обретении святого Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (например, Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала вторая версия; в частности, на ней основано сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения, согласно современным богослужебным книгам православной Церкви.

Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или в 326 году.

В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня. Императрица Елена обозначила места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.
Храм был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Указание на время установления праздника имеется в александрийской хронике (не позже VII в.).

Праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения. Праздник Воздвижения в византийских монастырских Типиконах получил свой окончательный вид. В IX-XII веках широкое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского устава, в XII-XIV веках вытесненного Иерусалимским уставом, который после XIV века стал общепринятым в православной Церкви. Песнопения Воздвижения по этим уставам в целом один и тот же.
Чин воздвижения Креста в иерусалимских памятниках засвидетельствован, начиная с V века. Он совершался 14 сентября в третьем часу дня (после утрени) и начинался с того, что служащие входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже три Креста и полагали их на престоле.

Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века. В основу композиции Воздвижения на раннем этапе формирования иконографии легла не историческая сцена с Патриархом Макарием, а изображение чина воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Конститенополе.

В русских иконах XV-XVI веков изображение Воздвижения получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным растениями, его поддерживают под руки диаконы; справа под киворием - царь и царица; на первом плане - певцы. Самое раннее изображение такого извода сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (конец XV века) и повторяется на следующих иконах:

Трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., );

«Воздвижение» второй половины XVI века (ГТГ); трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ);

Двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI век, ГИМ).

Другой вариант той же иконографии представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии, где царь и царица стоят по сторонам от Патриарха, молитвенно вытянув руки.

Этот исторический вариант иконографии развился под влиянием парных изображений святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века и получивших широкое распространение в росписях XII-XIV веков, а также встречающегося обычно на ставротеках изображения святых равноапостольных Константина и Елены, предстоящих в молении Кресту. В XVII веке такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве.

О связи иконографии святых равноапостольных Константина и Елены с праздником Воздвижения может свидетельствовать их изображение в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде (XI век), освящение которого состоялось 13 сентября (в день праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, когда по русским месяцесловам положено поклонение Кресту и в предпразднество Воздвижения). На иконе двухряднице ( XVI век) представлены оба иконографических варианта.

Подробно с историей обретения Креста и праздника Воздвижения можно познакомиться в текстах Православной энциклопедии из фонда прихода, а с иконографией праздника в серийном издании "Русская икона: образы и символы", где подробно разъясняется каждый элемент иконографического сюжета праздника Воздвижения.

ГУБАРЕВА ОКСАНА ВИТАЛЬЕВНА, ЛИПАТОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
ВОЗДВИЖЕНИЕ Креста Господня / О.В. Губарева, С.Н. Липатова - СПб.: Метропресс: ООО"Метропресс", 2014. - 76 с.:илл. - (серия "Русская икона:образы и символы").

Библиотека открыта каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов.