Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

«ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ РОДА ХРИСТИАНСКОГО»: ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«...праздновать Пречистой Богородице, явлению чудотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы» - царь Алексей Михайлович, 
1649 год. 
СПРАВКА. Казанская икона Божией Матери - одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского государства и Русской православной церкви XVI - начала XXI века. Известно, что икона явилась в Казани 8 июля 1579 года, в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили широчайшее распространение, многие прославились как чудотворные. Наиболее значимыми в русской истории стали три Казанских иконы: Явленная в Казани, Московская и Петербургская (Санкт-Петербургская). В 1613 году царь Михаил Феодорович повелел установить ей празднование дважды в год - 8 (21) июля, в день обретения в Казани, и 22 октября (4 ноября), в день освобождения от поляков.

Об явлении и обретении иконы Богородицы в Казани стало известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни - свт. Ермогена, первого митрополита Казанского (патриарх Московский и всея Руси; † 1612), в бытность его священником Казанской церкви свт. Николая Чудотворца при Гостином дворе: 
«Месяца Июля в 8 день. Повесть и чудеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани /Списано смиренным Ермогеном митрополитом Казаньским», 1594 г. и сохранилась в авторской рукописи (частично переписана писцами).

Известны многочисленные списки Повести XVII-XIX веков, её краткое изложение приводится в Прологах. 

Впервые Повесть издана под названием - «Сказание о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы во граде Казани» (Казань, 1871). Её опубликовал казанский историк и миссионер протоиерей Евфимий Малов (Малов. 1879. С. I-XV). В 1880 году была напечатана авторская рукопись Повести, сверенная с оригиналом синодальным ризничим архимандритом Иосифом: 
Материалы для истории Русской Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 году. 
Повесть вышла в переложении на русский язык протопресвитера Успенского собора Московского Кремля Н. А. Любимова: Творения свт. Гермогена, патриарха Московскаго и всея России: С прил. чина поставления патриарха. М., 1912. С. 1-34), 

Существовало и издание лицевой Повести Постников П. П. Лицевое сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери. СПб., 1912; переизд.: Честь и Слава Богоматери. М., 1994. Вып. 4: Казанская икона. Впоследствии Повесть неоднократно переиздавалась: Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. предания, чудеса и прославление / Сост., коммент. и ред.: Е. А. Смирнова. М., 1997. С. 41-58; переизд.: Свт. Ермоген, патр. Московский / Сост.: Е. А. Смирнова. М., 2005.-
с. 339-366.

В Повести сообщается о явлении иконы: 
23 июня 1579 года Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у церкви свт. Николая Чудотворца, во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки - Спасо-Преображенский монастырь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал брань на христиан. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви 
от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. 
Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца (в повести подчеркивается: ни архиерею, ни начальнику..... , а чистой девице). Она повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей. В один из дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала «яко мертва» несколько часов, а затем «возопи велиим гласом» к матери. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. 

Мать Матроны поведала людям о чудной иконе, те удивлялись, но тоже не верили ей, она же взяла заступ и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине около метра она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав верхней одежды вишнёвого цвета. Икона сияла, как только что написанная.

Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиепископу Казанскому и Свияжскому (1576-1581). Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришёл на место явления. Увидев образ, он дивился его необычному виду и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слёзно просили милости и каялись в нерадении, и неверии. 
Народ с радостью воздавал хвалу Спасителю и Богородице. По благословению архиепископа митрополит Ермоген (тогда ещё священник, по имени Ермолай) благоговейно взял икону, и крестным ходом её понесли в ближайшую церковь Николая Чудотворца , где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший три года (в Повести - чудо первое). Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита (чудо второе). На следующий день архиепископ Иеремия совершил в соборе Божественную литургию. 

С обретённой иконы сделали список, составили описание её явления и чудес и послали в Москву царю Иоанну Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, они дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь Иоанн повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий монастырь для 40 сестер, выделив средства из государевой казны. Построенную деревянную церковь освятили в честь Богородицы «Одигитрии». Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Вторая церковь монастыря была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Насельницей девичьего монастыря стала Матрона, получившая в постриге имя Мавра. 
От иконы продолжали совершаться чудеса. В Повести описано всего 16 чудес. 

Московская Казанская икона Божией Матери: 
1611 год - под Москву, занятую поляками, из Казани с казанским ополчением был принесён список явленной Казанской иконы. В летописях отмечено это важное историческое событие. По сообщению Хронографов Лобковского и Ельнинского, икона появилась под Москвой по благословению патриарха Ермогена.

О пребывании иконы под Москвой повествует также «Сказание о приходе чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы Казанския под царствующий град Москву, егда восхитиша его богоотступники и разорители православныя веры литовскиа люди», объединяемое иногда с Повестью митр. Ермогена и известное в списках XVII в. 

В Казанском соборе Москвы Казанская икона Божией Матери стояла слева от царских врат в драгоценном окладе с изумрудами, яхонтами, алмазами, лалами, бриллиантами, жемчугом, в раме с 12 богородичными праздниками и в киоте, обложенном серебряной позолоченной басмой, со створами и с рамой «с наклонным карнисцом» (форма, характерная для XVII в.), увенчанным восьмиконечным крестом. Украсил икону князь Пожарский. 
В 1812 году икона была вынесена из Казанского собора и спасена, но уже без драгоценного оклада, снятого французами. В 1918 году Московская Казанская икона Божией Матери в драгоценном окладе была украдена из Казанского собора. 

Наиболее близким сохранившимся списком Казанской иконы является самая почитаемая ныне в Москве Казанская икона, находящаяся в кафедральном Богоявленском Елоховском соборе.

Петербургская Казанская икона Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга - это один из почитаемых списков Казанской иконы, возможно ранний, был принесён по повелению царя Петра I в Санкт-Петербург. На Петербургской стороне до 1707 года существовала Казанская часовня. Сохранившаяся почитаемая икона, находящаяся в Казанском соборе на Невском проспекте (вновь с 2001), связана с царицей Прасковьей Феодоровной (1664-1723), вдовой царя Иоанна V Алексеевича, которая впервые приехала в Санкт-Петербург в 1708 году и постоянно жила здесь с 1712 года. Икона была привезена ею из Москвы и находилась в деревянной церкви Рождества Богородицы на Петербургской стороне, выстроенной в 1708-1709 годах. Икона из Казанского собора существенно отличается от явленной Казанской иконы и ее списков XVI - первой пол. XVII в. Она больше по размеру и имеет приближающиеся к квадрату пропорции, характерные для XVIII в. 

(Использованы материалы справочного издания - Православная энциклопедия РПЦ, том 29, с. 197-247.)

В библиотеке прихода имеется серийное издание "Русская икона" 
в 44 томах, в их числе том, посвященный иконе Казанской Божией Матери:

Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери/ Н.Н. Чугреева - СПб.: ООО"Метропресс", 2014 - 76 с.: ил.

С изданием можно ознакомится каждые четверг и субботу с 16 до 17 часов.

Поделиться