Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ВСЕ ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ НАЧИНАЮТ С ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, А ЗАКАНЧИВАЮТ ДУХОВНЫМИ. 210 ЛЕТ НАЗАД РОДИЛСЯ НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ

ПРОРОК ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ: ДУХОВНЫЙ ПУТЬ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ 
«Всем великим художникам, всем великим писателям присуще то, что они начинают с художественных произведений, а заканчивают духовными» - Борис Зайцев. 

В нашу библиотеку, среди многочисленных новинок, поступила книга: 
ГОГОЛЬ, Н.В. РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ / Н.В. Гоголь; примечания Н.С. Тихонравова, В.П. Науменко. - М.: Изд-во «Высшая школа», 2014. - 192 с. 

Это издание поступило накануне юбилея её автора. ПЕРВОГО АПРЕЛЯ исполнится 210 лет со дня рождения великого русского писателя - Николая Васильевича ГОГОЛЯ. Это - одна из самых аскетических фигур нашей литературы. Вся его жизнь и творчество свидетельствуют о восхождении к высотам духа. 

Мы знаем Гоголя в основном по школьной программе как сатирика. Другого Гоголя, последователя святоотеческой традиции в русской литературе, православного религиозного мыслителя и публициста, автора молитв, вряд ли многие знают. Он был несправедливо зачислен революционной, либерально западнической мыслью, прежде всего, Виссарионом Белинским, в основатели реализма и натуральной школы, сатириком, критиком самодержавия и государственности. И только сегодня, благодаря работам современных литературных критиков открывается иной Гоголь: религиозный пророк, уровня блаженного Августина, Б. Паскаля, Д. Свифта, предтеча Ф.М. Достоевского, государственник и монархист. 

Николай Васильевич родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил он из старинного дворянского рода Гоголей-Яновских. Семья была довольно благочестива и патриархальна. Среди предков Гоголя были люди духовного звания: прадед по отцу был священником; дед закончил Киевскую Духовную Академию, а отец - Полтавскую Духовную Семинарию. С церковью и с чудотворным образом Святителя Николая связана одна из первых страниц жизни Николая Васильевича Гоголя. Его мать, Мария Ивановна, у которой двое детей умерло, едва появившись на свет, дала обет перед Диканьским чудотворным образом святителя Николая, что если будет у неё сын, наречь его Николаем. Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу. В дальнейшем с образом Николая Чудотворца, своего небесного покровителя Гоголь не расставался в своих странствиях, почитал его. 

В семье по традиции был обычай посещать, по возможности пешком, святые места в Ахтырке, Будищах, Лубнах, Воронеже, Киеве. Но чаще бывали на богомолье в Диканьке, отстоящей от их места жительства на тридцать вёрст. Таким образом, будущий писатель в детстве и юности воспитывался и был окружён людьми «бого боязливыми и вполне религиозными». В двенадцатилетнем возрасте Гоголь был принят в Гимназию высших наук в Нежине. Устав здесь был поистине монастырским: домовая церковь; общий духовник; общие утренние и вечерние молитвы; чтение Нового Завета; закон Божий два раза в неделю; ежедневное заучивание наизусть по 2-3 стиха из Писания; а также строгая дисциплина. В школьные годы юному Николаю хорошо давались уроки рисования и изучение русской словесности. После окончания гимназии и переезда в Петербург, Гоголь становится мелким чиновником и погружается в литературную жизнь, переживает свои первые творческие неудачи и успехи. У Николая Гоголя появляется свой круг общения среди писателей, он общается с Пушкиным, Вяземским, Крыловым. 

Раннее творчество Гоголя, если взглянуть на него с духовной точки зрения, - не только собрание весёлых рассказов в народном духе, но и обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом, и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются (повести «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Сорочинская ярмарка» и др). Эта же борьба, но уже в более утончённой форме, иногда со злом невидимым, явлена и в петербургских повестях. Как прямая защита Православия предстаёт она в «Тарасе Бульбе». Если брать нравоучительную сторону раннего творчества Н. В. Гоголя, то в нём есть одна характерная черта: он хочет возвести людей к Богу путём исправления их недостатков и общественных пороков - то есть путём внешним. Вторая половина жизни и творчества писателя ознаменована направленностью его к искоренению недостатков в себе самом - и таким образом, он идёт путём внутренним. Самая известная пьеса Н. Гоголя «Ревизор» имеет глубокий моральный смысл. Сам автор говорил, что чиновники, обкрадывающие казну, – это страсти, которые обкрадывают богатую казну нашей души. И далее объяснял: «...Страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба... Ревизор это наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя». 

Такой же глубокий подтекст имеет и главное произведение Николая Васильевича поэма «Мёртвые души». На внешнем уровне она представляет собой череду сатирических характеров и ситуаций, тогда как в окончательном виде книга должна была показать путь к возрождению души падшего человека. Сам Гоголь свидетельствовал, что первый том должен был показать (и показал) «всю глубину настоящей мерзости», второй — дорогу к высокому прекрасному для всякого человека, а третий должен был стать изображением самого этого прекрасного. С 1840 года Николай Гоголь трудился над вторым томом «Мёртвых душ». Писание продвигалось медленно. Продолжение поэмы он не мыслил без предварительного воспитания своей души. Летом 1845 года разразился у Гоголя кризис, позднее перевернувший всё его мировоззрение. Он пишет духовное завещание, позднее вошедшее в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», и за месяц до смерти сжигает рукопись второго тома. Почему? В этом же письме Николай Васильевич Гоголь объясняет причину сожжения своего труда: «Появление второго тома в том виде, в каком он был, произвело скорее вред, чем пользу». 

Любовь к России и её монарху, Николай Васильевич Гоголь выразил как в своих художественных сочинениях, так и в духовной прозе и в частности, в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847). «Это будет небольшое произведение и не шумное по названию в отношении к нынешнему свету, но нужное для многих…» - писал автор друзьям. Здесь Николай Гоголь коснулся всех сторон русской жизни – от управления государством до управления имением, от обязанностей гражданина до обязанности семьянина, от назначения Русской православной церкви до призвания русского писателя. Гоголь призывает своих соотечественников осознать свою национальную душу, свою русскую сущность и своё православное миропонимание, сделав то, к чему он так тяжело шёл всю свою жизнь. Писатель развивает идею о Третьем Риме, призывает своих соотечественников вернуться к идеалам Святой Руси. В книге Гоголь во всеуслышание высказал свои взгляды на веру, Церковь, царскую власть, Россию и слово писателя. 

«Из всех русских писателей никто, кажется, так сильно, как Гоголь, не обнажил язв русской души, указав и на источник их — роковую отделённость большей части общества от Церкви. Вся неправда суетного и мелочного существования, которая гнездилась в культурной среде и соседствовала с устремлённостью к материальным благам и развлечениям, является следствием этой убивающей душу отделённости. Единственным условием духовного возрождения России Гоголь считал воцерковление русской жизни». Так пишет о «Выбранных местах из переписки с друзьями» известный литературовед, писатель, председатель Гоголевской комиссии Научного совета РАН, профессор В.В. Воропаев. Как своевременны эти мысли! Как современен Николай Васильевич Гоголь! 

Известно, что Николай Гоголь жил, как инок, хотел принять монашество, часто приезжал в Оптину пустынь, но старец Макарий сказал, что его труды нужнее на литературном поприще. Гоголь не только принимал активное участие в службах, исповедовался, причащался, но и глубоко изучал церковное богослужение. Об этом свидетельствуют его произведения, огромные тетради его выписок из святоотеческих произведений (Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Иоанна Дамаскина и других), из Миней, Кормчей книги, «Добротолюбия». 

И, наконец, его работа «РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ», ради которой он специально учил греческий язык, свидетельствует о его серьёзности и глубине познания православия. В работе над книгой Гоголь изучает чинопоследования Литургии святого Иоанна Златоуста и Литургии святого Василия Великого на греческом языке, использует труды по литургике древних и современных авторов. Но все они служили ему лишь в качестве пособий. В книге воплощён и личный опыт Гоголя, его стремление к постижению литургического слова. Цель этого духовно-просветительского труда, как это определил сам Гоголь, «показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша Литургия, юношам и людям, ещё начинающим, ещё мало ознакомленным с её значением». 
«Для всякого, кто только хочет идти вперёд и становиться лучше, - писал он в "Заключении", - необходимо частое, сколько можно, посещенье Божественной Литургии и внимательное слушанье: она нечувствительно строит и создаёт человека». 

Когда первая редакция книги была закончена, Н. В. Гоголь уезжает в паломничество по Святой земле. Затем Николай Гоголь неоднократно возвращался к рукописи, перерабатывал её, но издать так и не успел. В отличие от второго тома «Мёртвых душ», который все ждали, о «Размышлениях» мало кто знал - Гоголь хотел выпустить эту книгу без своего имени, небольшим форматом, пустить в продажу по низкой цене - сделать это сочинение действительно народным, доступным для научения и пользы всех сословий. Последние десятилетие жизни Николая Гоголя проходит под знаком всё усиливавшейся тяги к иночеству. Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своём образе жизни. Сам он не имел своего дома и жил у друзей, сегодня у одного, завтра у другого. Свою долю имения он отказал в пользу матери и остался нищим, помогая при этом бедным студентам. Оставшиеся после смерти Гоголя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей, а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством», составлял более 2,5 тысяч рублей. 

Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и христианская кончина Николая Васильевича Гоголя, заключает в себе много таинственного. События последних дней жизни Гоголя для многих его современников явились полной неожиданностью. Он жил в доме графа А. П. Толстого 
на Никитском бульваре в Москве. Физическое состояние Николая Васильевича в последние дни жизни резко ухудшилось: очевидцы заметили в нём усталость, вялость и даже изнеможение, отчасти обострение болезни, отчасти действие поста. Со слов графа Толстого известно, что Гоголь принимал пищу два раза в день: утром хлеб или просфору, которую запивал липовым чаем, вечером кашицу, саго или чернослив. Но всего очень понемногу. К нему приглашали знаменитейших московских докторов, однако, он наотрез отказался от лечения. Николай Гоголь соборовался и причастился Святых Таин. 4 марта 1852 года около 8 часов утра, Николай Васильевич Гоголь представился о Господе. Последними его словами были: «Как сладко умирать!». 

Впервые «Размышления о Божественной Литургии» были изданы после смерти писателя в Санкт-Петербурге в 1857 г. малым форматом, как того хотел Гоголь, но при этом не было выполнено его второе желание - о том, чтобы издать их без имени автора. С 1920 года на протяжении семи десятилетий эта книга не переиздавалась, о ней знали только узкие специалисты, да биографы писателя. Лишь в 1990 году «Размышления о Божественной Литургии» были опубликованы в журнале «Наше наследие». Книга, о которой идёт речь, небольшого объёма. Но читается не быстро, так как, чтобы понять её - надо читать вдумчиво, медленно, нередко обращаясь к примечаниям. 

Каждое действие священника во время службы, каждый жест, имеют своё значение, смысл. Всё очень символично. Мы узнаём, что происходит в алтаре во время службы, какие молитвы читают дьякон и иерей. Вместе с тем, это повествование - не богословский труд, а произведение писателя. Книга состоит из глав: Вступление; Проскомидия; Литургия оглашенных; Литургия верных; Заключение. В конце - приложения: статьи известного русского филолога, археографа, историка русской литературы Н. С. Тихонравова и писателя, историка В. П. Наумова о истории создания произведения, и об истории подготовки текста. Так уж вышло, что один из лучших образцов духовной прозы XIX века, духовно-религиозный труд «Размышления о Божественной Литургии» стал последним произведением писателя. Им закончились творческие искания, и духовное восхождение Николая Васильевича Гоголя. 

Значение православного богослужения чрезвычайно велико. Оно и 
учит верующих, и назидает, и духовно воспитывает, давая богатейшую духовную пищу, как для ума, так и для сердца. Но нередко люди не понимают значение службы. Поэтому книга Николая Васильевича Гоголя поможет нам разобраться в чинопоследовании, в осмыслении действий священства, значении молитв и песнопений. Поэтому произведение Гоголя остаётся очень современным, нужным для нас. Классика вечна, тем более духовная. Перечитайте книги Николая Васильевича Гоголя, и вы, может быть, увидите более глубокий смысл его творений. Перечитайте, и вы увидите, откроете нового, православного Гоголя, переосмыслите его творчество, увидите его великое значение во всей мировой христианской культуре. Известный русский литературовед К. В. Мочульский писал: «...В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие "великую русскую литературу", ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно - нравственный строй, её гражданственность и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы». 

В подготовке материала были использованы источники: 
Воропаев, В.В. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. - Изд. 2-е. - М.: Паломник, 2014. - 336 с. 
Златоусский, И. Апология Гоголя: Интервью В. Каплан с литературным критиком, писателем // Фома. - 2009. - N 4 (72), апрель. https://pravoslavie.ru/37345.html 

Информация от библиотекаря - ВАЛЕНТИНЫ ХЛЕБОВОЙ.

Поделиться