ПОКАЯНИЕ (ИСПОВЕДЬ)
Без покаяния невозможно главное Таинство Церкви - Причащение Святых Христовых Тайн.
Исповедь в нашем храме принимается два раза в день: на вечерних Богослужениях и перед Литургией (примерно первые полчаса).
Значение покаяния не в признании себя грешником, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху. Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией. Исповедь – это примирение. Мы говорим: «Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить».
Каждый раз, когда в храме совершается Божественная литургия, перед началом службы из алтаря выходит священник. В его руках Крест – знамение жертвенной любви Сына Божия к человеческому роду, и Евангелие – благая весть о спасении. Священник полагает Крест и Евангелие на аналой и, благоговейно поклонившись, возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Так начинается Таинство исповеди.
Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть покаянного чувства, принести не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце.
Страх перед исповедью происходит от незнания того, что на самом деле совершается в этом Таинстве. Исповедь – не допрос и не вынесение обвинительного приговора. Исповедь – это Таинство примирения Бога и человека, прощения греха, явление любви Бога к человеку.
Мы все грешим пред Богом. Тщеславие, неприязнь, пустословие, насмешки, неуступчивость, раздражительность, гнев – постоянные спутники нашей жизни. На совести почти каждого из нас лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, воровство, вражда, месть и многое другое.
Один грех вызывает за собой цепочку последующих, более тяжких прегрешений. В итоге животворящая благодать Божия перестаёт достигать человека, и тогда он испытывает на себе душевные и телесные последствия грехов. К душевным последствиям относятся нелюбовь к отдельным людям или обществу в целом, повышенная раздражительность, гневливость, страхи, приступы озлобления, депрессия, развитие в личности пагубных пристрастий, уныние, тоска и отчаяние, в крайних формах переходящее в тягу к самоубийству. Это не невроз. Так действует грех. К телесным последствиям относятся болезни. Почти все заболевания взрослого человека связаны с прежде содеянными им грехами.
Исповедь непременна при посредничестве священника. Такая форма Таинства установлена самим Господом Иисусом Христом. Явившись апостолам по своём Воскресении, Он, дунув, сказал им: «…примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». От них эта власть перешла к их преемникам – епископам и священникам.
Человек может согрешать делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.
1. Мы грешим «делом», когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки — грехи делом.
2. Грех «словом», когда слово это противно воле Божией. Господь воспрещает эти грехи, говоря: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его или заочно говорим о нём неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем, то грешим против заповеди Божией: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». Эти грехи уст могут стоять наряду с человекоубийством.
3. Мы грешим «помышлением», если имеем какие-либо желания, противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «Не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему».
4. Грехи «ведением» — те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим.
5. Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собою эти грехи и предохраниться от них. Но так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно, присовокупив молитву: «От тайных моих очисти меня», то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне неизвестны, забыты или которых не считаю за грех.
6. Грешить «волею» значит грешить заведомо, с намерением и от злобы.
7. «Невольный грех» - тот, которого человек не предвидит, но в неведении и нечаянно творит его вопреки воле и желанию.
Грешно делать то, что запрещено законом Божиим. Также грешно и не делать того, что предписано делать этим законом. Ибо Бог повелел и от зла уклоняться, и благо творить. Как грешно отнимать принадлежащее ближнему, так грешно и не помогать бедствующему. Как грешно убивать человека, так грешно и не спасти его жизнь. Но и доброе дело, если делается с худою целью, не есть доброе дело, а грех: например, милостыня, поданная из тщеславия; добро, сделанное кому-нибудь для удовлетворения своих страстей; молитвы, читаемые без внимания и усердия.
Из великого множества грехов самые тяжкие именуются «смертными». Ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настаёт после смерти телесной смерть душевная, а вместе с нею вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые. Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев. От этих грехов рождаются все прочие грехи.
Подробности на https://azbyka.ru/m-poyasneniya-k-tainstvam-ispovedi-i-svyatogo-prichastiya