История Храма св. Иоанна Предтечи
Работа кандидата исторических наук Елены Шушкановой “Архиерейский дом Красноярска и его епископы (ХIХ – начало ХХ вв.).
Слово автору: “Из всех дореволюционных красноярских храмов, сохранившихся и порушенных в годы гонений на РПЦ, история Иоанно-Предтеченской церкви, что находится в центре города Красноярска на перекрёстке улиц Мира и Горького, является наименее изученной. Судьба же её представляет интерес не только как памятника истории и архитектуры. С этим местом тесным образом связана история Енисейской епархии, ведь в царской России здесь располагалась резиденция Енисейских и Красноярских архиереев.
Предыстория открытия самостоятельной Енисейской епархии относится к 1824 г., когда после разделения Сибири на восточную и западную, была создана Енисейская губерния. Церковная организация на её территории вначале была причислена к Иркутской епископии. Но уже в 1834 г. после открытия Томской епархии приходы Енисейской губернии вошли в её состав. Тем не менее, архиепископ Томский Афанасий ходатайствовал о разделении Томской епархии на две самостоятельные: Томскую и Енисейскую. И в 1861 г. Святейший Синод утвердил это решение с основанием епископской кафедры в Красноярске и присвоением ей третьего класса. Одним из основных мотивов открытия самостоятельной Енисейской епархии была необходимость большой миссионерской работы в этом сибирском регионе. Во второй половине XIX в. отмечался расцвет миссионерской деятельности Русской Православной Церкви – как внутренней, так и внешней. А в Енисейской губернии, как известно, проживало много язычников, главным образом в Минусинском и Ачинском уездах на юге и в Туруханском крае на севере. В подготовленном Священным Синодом докладе об учреждении Енисейской епархии, указывалось, что её учреждение «предпринимается в видах исполнения неоднократно изъявленной Вашим Императорским Величеством Высочайшей воли о приумножении православной паствы просвещением инородцев-язычников, ради духовного блага нескольких тысяч людей, коснеющих в неверии…».[1]
Решение об открытии кафедры в Красноярске было подписано Государем императором по представлению Святейшего Синода 25 мая 1861 года. В документах об учреждении новой архиерейской кафедры указывалось кроме всего прочего, что «до приобретения или до постройки за счёт казны нового архиерейского дома, архиерею с его штатом помещаться в одном из приличных домов по найму». А также, чтобы «архиерейскому дому отвести на основании закона положенное количество пахотной и сенокосной земли…».[2] За подписью обер-прокурора Синода графа Д.А.Толстого был расписан штат будущего красноярского архиерейского дома, который предполагал содержание при епископе: эконома, духовника, ризничего и казначея в одном лице, копииста, двух архиерейских келейников, двух иеромонахов и двух иеродиаконов, а всего 12 человек.
Первый период – это история деревянного дома: с 1866 г., когда было завершено строительство дома и домовой церкви, и когда первый енисейский архипастырь Никодим освятил Иоанно-Предтеченскую церковь.
Второй период – это история каменного архиерейского дома: с начала 1899 г., когда епископ Евфимий освятил церковь Иоанна Предтечи уже в новом каменном здании. Именно это здание, хотя и с некоторыми переделками, совершёнными в течение долгого времени, можно видеть ныне в Красноярске.
Третий период – это история уже бывшего архиерейского дома, потому что в 1922 г. в результате богоборческой политики Советской власти, архиерейская усадьба была национализирована, Архиерейский переулок был переименован в улицу Горького, а церковь закрыта. В деревянных флигелях архиерейской усадьбы на непродолжительное время разместился дом ребёнка. Каменное же здание стало использоваться главным образом под лечебные учреждения. Здесь в разное время был инфекционный госпиталь, травпункт, онкологическая больница.
Четвёртый исторический период непосредственно связан с концом советской власти, распадом СССР и прекращением государственной атеистической политики: в 1999 г. началось возрождение Иоанно-Предтеченского прихода, а затем долгая и нелёгкая реставрация архиерейского дома в соответствии с его первоначальным предназначением.
Меняющийся внешний вид архиерейского дома за почти 150-летний период являлся своеобразным отражением истории России и Красноярска. Деревянная усадьба архиереев с огородом, скотным двором, колодцем была символом патриархального времени и его преимущественно аграрным укладом. Сам Красноярск напоминал тогда большую деревню, оторванную от столицы бескрайними расстояниями и отсутствием железной дороги. Каменный дом архиереев был уже знаком вступления России в эпоху индустриального развития: появилась Транссибирская железнодорожная магистраль, в городе рядом с деревянными домишками стали появляться богатые каменные здания с электричеством и водопроводом, а на пристани Енисея встали пароходы. Менялось и само общество, и общественные настроения: усиливалось маловерие и росло скептическое, а часто враждебное отношение к духовенству и церкви. С началом первой мировой войны началась цепь трагических событий для России: кровопролитная бойня, затем революция, падение монархии и гражданская война.