Храм
Святого Иоанна Предтечи
в Красноярске

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ АНДРЕЯ, АРХИЕПИСКОПА КРИТСКОГО

Память святителя совершается 17 июля, а главнейшее произведение его – Великий Покаянный Канон – читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью). 

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Святитель Андрей, архиепископ Критский, по прозванию Иерусамлит, родился в конце VII века на Ближнем Востоке, в городе Дамаске, принадлежавшем тогда Римской империи. Родители его были благочестивыми христианами; сам же Андрей оставался немым до семилетнего возраста. Но однажды дар речи явился ему после причащения Святых Христовых Таин. Это чудесное исцеление очень повлияло на юношу. Не оставляя познания наук светских, он внимательно изучает творения Святых отцов, всё более склоняясь к уединённой иноческой жизни. 

Четырнадцати лет от роду Андрей удалился в прославленную Иорданскую лавру преподобного Саввы Освященного, где после иноческого испытания был назначен нотарием (письмоводителем). Духовная жизнь молодого монаха проходила под непосредственным водительством Иерусалимского патриарха святителя Софрония, после кончины которого в захваченном мусульманами Святом Граде правитель Патриархии Феодор возложил на инока Андрея должность сингела (секретаря). 

В 680 году учёному иноку Андрею довелось принять участие в VI Вселенском (Константинопольском) Соборе, на котором он сурово обличил монофилитскую ересь (признание в Иисусе Христе одной воли, а не двух: Божеской и человеческой, подчинённой ей). 

Известность иерусалимского подвижника была столь велика, что Константинопольский патриарх посвятил его во диакона к Великому Софийскому храму с возложением должности сиропитателя (раздатчика милостыни). Вскоре Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II. 

Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые отступили по его молитвам. Он скончался в 712 году в местечке Иерес во время поездки по церковным делам в Константинополь по Эгейскому морю. Святые мощи его были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году. 

Подробнее на http://www.pravoslavie.ru/1604.html

Поделиться